- Для того чтобы встать на один уровень с развитыми странами, России необходимо формировать средний класс, развивать предпринимательство в сфере малого и среднего бизнеса. Но если процесс будет идти сегодняшними темпами, потребуется около двух веков. Чтобы обеспечить переход к экономике знаний, наукоемкие предприятия должны составлять половину малого и среднего бизнеса. В России таких структур в 90 раз меньше, чем должно быть. В Томске показатель лучше, причем 80 процентов рынка товаров и услуг составляют предприятия, организованные нашими выпускниками. Мы давно поставили цель выпускать не только инженеров и научных работников, но и организаторов, хозяев наукоемкого бизнеса. На решение этой задачи и направлена программа вуза, получившая высокую оценку на конкурсе инновационных образовательных программ. Сегодня ТУСУР переходит к технологии группового проектно-творческого обучения. Его особенность: со второго-третьего курсов обучение строится вокруг перспективных научных проектов. Уже сформированы 234 группы творческого проектного обучения, и треть студентов нынешнего третьего курса продолжат обучение по новой технологии. Причем обязательное условие защиты проекта - создание работающей модели или программы. Для работы групп создаются 34 лаборатории группового проектного обучения и 50 студенческих КБ - 1100 рабочих мест, оснащенных самой современной техникой. Наиболее важное из того, что будет привнесено в учебный процесс уже в следующем году, - создание новой цепочки: групповое проектное обучение - УИР - НИРС - студенческое конструкторское бюро - студенческий бизнес-инкубатор - бизнес-инкубатор. В результате на выходе из университета появится новый «продукт» - частный предприниматель наукоемкого бизнеса или же наукоемкая фирма.

Но сегодня сотрудничество частного бизнеса с вузами тормозится юридическими, административными и налоговыми ограничениями. В рыночной среде университет и частный бизнес не могут полноценно взаимодействовать! Резкое ограничение автономии вузов, внутривузовской демократии, тотальный контроль всех сторон деятельности уменьшают возможности университета как самостоятельного субъекта рыночной деятельности. Негативное влияние оказывают казначейское исполнение внебюджетных доходов, запреты на участие университетов в акционерных обществах, на приобретение и продажу ценных бумаг, на открытие отдельных расчетных счетов структурным подразделениям вузов, на получение кредитов в банках и предоставление поручительства и залога. Введение налога на прибыль университетов при приобретении на внебюджетные средства оборудования, оплаты услуг связи, коммунальных расходов сводит к минимуму возможности равноправных отношений университета и бизнеса. Нужно признание государством ведущей роли университетов в развитии инновационного бизнеса и совершенствование нормативно-правовой базы.