И, конечно, будущих учителей пугает низкая зарплата. Но в школе зачастую стараются поддержать молодых специалистов, дать им возможность подработать. Есть факультативы, дополнительные часы, классное руководство, кружки. Чтобы работать в школе, надо быть очень энергичным человеком и, кроме того, энтузиастом своего дела. Педагог вынужден забыть про личную жизнь, про друзей, про праздники, потому что голова у него постоянно забита тем, что надо подготовиться к урокам, мыслями, как провести детский праздник или классный час. Все разговоры даже после работы у учителей идут в основном об учениках. Согласитесь, не все выдерживают такой образ жизни. Люди семейные вынуждены меньше внимания уделять собственным детям. У меня мама - учительница, и, наверное, это было одной из причин, почему я не хочу идти в школу. Впрочем, главный мотив моего нежелания посвятить себя школе в том, что я вижу себя в другом месте. На нашем факультете помимо математики есть и дополнительная специальность «психология». Благодаря этому учиться интересно. Получив диплом, я могу устроиться психологом не только в школу. С детьми ведь общаться тяжелее, чем со своими ровесниками, с людьми постарше.

В моей группе большинство девочек хотят идти работать в школу, но практики у нас еще не было. А многие учителя нам так говорят: «Может, вы и хотите попасть в школу, но это до той поры, пока вы не были там на практике». Во время школьной практики есть возможность показать себя, убедиться, владеешь ли ты аудиторией. Не секрет, когда приходит молодой специалист, дети ведут себя, как правило, вызывающе, хотят посмотреть, как учитель будет реагировать на это. Молодому педагогу нужно продемонстрировать своим ученикам, что он может за себя постоять, наладить дисциплину. Важно, чтобы на уроках была тишина, но не гробовая, когда нельзя слова сказать, а такая, когда его слушают, но тем не менее не боятся высказаться, дополнить. Кроме того, приветствуется элемент спора, дискуссии, значит, у учителя есть контакт с учениками. И здесь важно, чтобы педагог обладал широкими познаниями не только своего предмета, но и всех сторон жизни общества, потому что дети любознательны по природе своей и могут попросить совета.

Когда человек попадает в новый коллектив, и в частности, в педагогический, все зависит от него самого. Конечно, на новенького могут косо смотреть, оттого что не так одет, или, допустим, больше получает, чем старенький, или его сильнее любят ученики, но это бывает со всеми и везде. Я убеждена, что только от самого человека зависит, сумеет ли он так себя поставить в коллективе, чтобы не было никаких косых взглядов, недомолвок и разговоров за его спиной.

Мария ЧЕВЕЛЕВА, студентка 3-го курса Нижегородского государственного педагогического университета