Первые сто строк

Это праздник начала трудного пути для педагога. Каждое первое сентября - как впервые, как с чистого листа. Однажды мне кто-то из учителей сказал, что, начиная учебный год, он словно входит в незнакомый лес, где так легко заблудиться, потерять ориентиры, но компасом ему служат детские глаза. Если умеешь в них смотреть, найдешь свой путь.

Первое сентября - это семейный праздник. Потому что настоящая школа - это крепкая большая семья, в которой все любят и поддерживают друг друга, гордятся успехами и помогают справиться с проблемами, где все открыто, на виду.

Трудно быть Богом. О нем в минуту счастья и радости мало кто вспоминает. Зато когда приходит горе или несчастье, люди тут же бросаются просить Бога о помощи или защите. Мне кажется, для него нет ни хороших, ни плохих. Есть только верующие и неверующие. Обладающим верой он дает силу. Она вместе с верой помогает человеку справиться с любыми испытаниями. Учителем так же трудно быть, как и Богом. Когда у ребенка все хорошо, об учителе мало кто помнит, когда плохо - его винят. Учитель должен дать ребенку веру в себя, в свои способности, внушить уверенность, что он может добиться, казалось бы, самой недостижимой цели, если очень захочет.

Каждый год первого сентября ученики отправляются в большое плавание, почти кругосветное. Каким оно будет - скучным, серым, занудным или восторженным, вдохновляющим, наперегонки с ветром, - зависит от учителя. Он и капитан, и штурман на этом корабле. Это плавание - тяжелый ежедневный труд. Как сделать его радостным, увлекательным? У каждого педагога свой секрет. Мы пытаемся рассказывать об этом на наших страницах. Читая нашу «Методическую кухню», наверное, можно составить целую энциклопедию таких приемов и находок. Мне очень понравился ответ одного молодого биолога из Самарской области на мой вопрос, почему с его образованием он пошел работать в сельскую школу. Он ответил, что в школе чувствует себя комфортно, как дома, что знает «десять отличий нервной системы дождевого червя от нервной системы ланцетника» и может объяснить своим ученикам, почему это важно знать, но главное, что его держит в школе, - это открытые рты ребят, когда он рассказывает им о законах биологии и о том, насколько тесно мы связаны со всем живым в этом мире. «Тогда я чувствую себя почти что Богом, творящим мир».

Учительский труд - не самый легкий. Но самый благодатный. Учитель помогает ребенку понять окружающий мир, войти в него, найти там себя, научиться не бояться трудностей и уметь защищать свое достоинство и отстаивать собственную точку зрения. Наше будущее зависит не от политиков, не от бизнесменов и «новых русских», не от цены на нефть и величины стабилизационного фонда, оно зависит от того, чему и как научат педагоги своих учеников, каким будет выпускник нашей школы.

Прошли те времена, когда учитель всегда и во всем был прав. Теперь настоящий учитель постоянно учится вместе с учениками, открывая каждый раз для себя заново такой знакомый мир. Давать не готовые знания детям, а вместе с ними добывать их - вот, наверное, секрет учения с увлечением.

Каждый ребенок - это целая вселенная. И нет ни одной похожей на другую. У каждой свой путь, свои возможности и свои реальности. Хороший учитель не разрушает уникальную вселенную, не подстраивает ее по своему образу и подобию, он бережно поддерживает ее и направляет. Он друг и помощник. Он штурман на длинном и сложном маршруте познания, на котором трудно обоим - и ведущему, и ведомому. Кстати, учителю иногда на этом пути бывает намного сложнее, чем его ученику.

Создавая несколько лет назад портретную галерею учителей года на страницах «Учительской газеты», объездив всю страну, мы убедились в истинности сказанного когда-то маленьким мальчиком накануне конкурса: «Лучший на свете учитель - это мой». Оставайтесь всегда самыми лучшими для своих учеников.

С первым сентября вас, с праздником!