Согласно стандартам, утвержденным Советом Европы, такая работа обязана учитывать приоритет оставления ребенка в биологической семье и реализовывать меры по сохранению семьи для ребенка, а если это невозможно, то должна быть направлена на семейное устройство ребенка. Недопустима институциализация ребенка, под которой понимается помещение ребенка в учреждение, размещающее более 12 воспитанников, на срок более полугода.

В США приюты имеют право содержать детей не более 30 дней, а в Англии, Германии, других странах Шенгенского соглашения, всех странах Скандинавии, в Южной Корее, Австралии, на Филиппинах детский дом не может опекать более 5-10 детей. Это связано с научно обоснованной губительностью длительного содержания детей в учреждениях в условиях отсутствия единичной привязанности и эмоциональной связи со значимым взрослым, что приводит к недоразвитию различных отделов и коры головного мозга при институциализации в первые три года жизни, а также к растущей задержке психического развития, социально-педагогической запущенности, агрессивности или невротизации детей при длительном содержании в детских домах в более старшем возрасте.

Эти научные данные вызвали массовое закрытие больших детских домов в этих странах в 50-60-х годах прошлого века с одновременным развитием профессиональных служб по передаче детей в фостеровские - замещающие (патронатные) - семьи или на усыновление. До 90% всей детей, оставшихся без попечения родителей, находятся в таких семьях в настоящее время.

Начиная с середины 90-х годов подобный процесс происходит в странах Восточной Европы, в Китае, Южной Америке, странах бывшего СССР. К настоящему времени в Румынии, Венгрии, Чехии, Словакии, Польше процесс деинституциализации практически завершен. До 80% детей находятся на воспитании в фостеровских семьях или усыновлены, развиты проекты групповых детских домов (имеющих до 5 детей), семейных групп в оставшихся учреждениях для подростков (Польша). Во всех этих странах обязательны привлечение служб по усыновлению, процесс подготовки и последующего профессионального сопровождения замещающей семьи. В Болгарии, странах бывшей Югославии, Украине, Молдавии, Армении, Киргизии, Казахстане, а теперь и в Монголии также разработаны национальные программы деинституциализации, используются программы подготовки замещающих семей.

Изучение законодательства и нормативной базы ведущих стран, стран Центральной и Восточной Европы позволяет выявить общие правовые механизмы, обеспечивающие процессы деинституциализации и преимущественное семейное устройство. Концепция родительских прав включает возможность разграничения законного представительства (совокупности прав и обязанностей по защите прав ребенка) между родителями (если они не утеряли прав в силу закона), фактическими воспитателями ребенка, органом местного самоуправления и его службой, осуществляющей устройство ребенка.

Понятие «корпоративное родительство» стало нынче почти официальным термином. В этом случае органы местного самоуправления (службы) не теряют в полной мере прав и обязанностей по защите и помощи ребенку после его устройства в фостеровскую семью. Это юридическое основание для создания специализированных профессиональных служб, исполняющих свою долю прав и обязанностей в отношении детей, остающихся на попечении при их семейном устройстве. Введена гибкая форма семейного устройства - фостеровская семья, позволяющая устроить ребенка как временно (до полугода), так и постоянно (до 18 лет), а также вне зависимости от его юридической ситуации, в том числе и непосредственно при изъятии ребенка из своей семьи; орган местного самоуправления обязан планировать, оценивать и пересматривать меры по защите прав каждого ребенка в течение всего периода попечения (имеется процесс ведения дела ребенка); не запрещено иметь специализированные службы по защите прав ребенка, по работе с родителями ребенка, для восстановления семьи, по устройству детей в семью. Такие профессиональные службы наделены полномочиями принимать решения в пределах своей компетенции при сохранении обязанности ведения дела ребенка у органа местного самоуправления (чаще - службой защиты прав); кроме того, имеется стандартизированная система оценки потребностей ребенка и утвержденные процедуры проведения такой оценки, критерии оценки результата и деятельности служб и самого органа опеки.