Сегодня в школе-интернате сложилась стройная система работы. Когда кандидат в патронатные воспитатели обращается в школу, с ним сначала разговаривают по телефону, затем приглашают на встречу, разъясняют особенности патронатного воспитания, его отличия от других форм семейного устройства детей, проводят анкетирование будущего воспитателя, по результатам всей этой работы и принимается решение о дальнейшем сотрудничестве с ним. Дальше кандидат в патронатные воспитатели проходит обучение, специалисты знакомятся с семьей, оценивают степень ее готовности принять ребенка, помогают оформить документы в органах опеки для подготовки заключения о возможности быть патронатным воспитателем. Затем начинается подготовка ребенка к знакомству с семьей и к жизни в патронатной семье. Психолог отслеживает развитие отношений взрослых и ребенка, возникновение взаимной привязанности ребенка и семьи. После этого заключается договор о патронатном воспитании и ребенок передается в семью.

Самое сложное - информирование граждан о существовании и работе патронатной службы школы-интерната. Для этого педагоги широко используют различные СМИ, интернет, церковь, рассказывают об этом знакомым, используют любые другие каналы информации.

Кто становится кандидатами в патронатные воспитатели? Это в основном граждане от 31 до 40 лет (22%), от 41 до 50 лет (35%), от 51 до 60 лет (29%). Больше всего среди кандидатов людей с высшим образованием (74%), меньше всего со средним (4%), 2% одиноких мужчин, 54% одиноких женщин, 44% - имеющих полные семьи. Больше всего бездетных (58%), 38% имеющих одного или двух детей, совсем мало (4%) тех, у кого трое и более детей. Интересно, что на патронатном воспитании за весь период работы патронатной службы интерната находилось равное количество мальчиков и девочек, а сегодня мальчиков на 4% больше, чем девочек. Наибольшее количество воспитанников в возрасте от 8 до 14 лет (61%), четырех- и семилетних около 30%, 9% ребят в возрасте от 15 до 17 лет.

Валера

В интернате Валеру могли понимать только нянечки, так как у него очень плохо была развита речь. Сейчас, через год проживания в патронатной семье, Валеру могут понимать и посторонние люди. Новая семья мальчика большая. Он живет с мамой и ее взрослыми детьми, которые опекают Валеру. Также и бабушка принимает активное участие в воспитании ребенка. Патронатный воспитатель тепло отзывается о своем сыне. Она говорит, что он очень ласковый и послушный.

Сейчас Валера не только может самостоятельно играть и занимать себя, но и рисует, и разукрашивает, что он раньше делал с большой неохотой. У Валеры хороший музыкальный слух, он точно воспроизводит мелодии и очень любит песни и музыку, любит танцевать.

Алена и Катя

Алена и Катя познакомились со своей патронатной мамой Светланой, когда Светлана проходила педагогическую практику в школе-интернате. Тогда она и не подозревала, как сложится ее жизнь в ближайшем будущем. В процессе общения, совместных прогулок и экскурсий Светлана подружилась с детьми, они ждали ее с нетерпением, часто просились в гости. Начав с походов в гости, девочки постепенно стали членами семьи. Света и ее муж Игорь поняли, что испытывают к детям из интерната родительские чувства, и девочки стали постоянно проживать в патронатной семье.

Конечно, по словам патронатных воспитателей, они очень разные: Алена - активная, подвижная, очень живая и любознательная, она постоянно чем-то увлечена, любит готовить, вышивать, участвовать в школьных праздниках, быть в центре внимания. Катя - более спокойная, уравновешенная, ей нелегко дается учеба в новой школе, иногда приходится делать уроки до самой ночи. Обе девочки любят возиться с младшей сестренкой Сашей, помогают патронатной маме гулять с ней.

Сергей

Сереже 9 лет, с патронатной мамой он живет уже больше полугода. Свою настоящую маму он никогда не видел и не знал. Поэтому всегда ждал того дня, когда же он встретит самого близкого в мире человека. И сейчас, видя этого мальчика, который свободно танцует и поет о своей маме и для своей мамы, называя ее самыми ласковыми словами, не верится, что когда-то он был этого лишен. Наверное, именно поэтому он так и дорожит этими отношениями. Ведь мама для него - это самый лучший в мире друг.

В школе у Сережи отмечается большой прогресс в письме и чтении. Ребенок самостоятельно с удовольствием читает книги и даже сочиняет сказки. В свободное от школы время он посещает музыкальную школу (класс баяна и гитары).

Коля

Коля - добрый и ласковый мальчик. В патронатной семье он живет уже больше года. Сейчас он посещает логопедический детский садик. Воспитатель детского сада отмечает прогресс в развитии ребенка, говорит, что он не отличается от других домашних детей. Словарный запас мальчика значительно расширился, звукопроизношение стало намного лучше. В следующем году Коля пойдет в первый класс.

Новая семья ребенка состоит из мамы и бабушки. Мама еще совсем молодая женщина, ведущая активный образ жизни. Вместе с мамой Коля часто бывает на экскурсиях, в различных поездках. Также ребенок посещает бассейн, который помог ему избавиться от страха воды, теперь он с легкостью может нырять. Мальчик посещает занятия в воскресной школе, с удовольствием участвует в спектаклях и выступлениях.

Колины успехи радуют всю его семью. И ребенок старается не огорчать своих маму и бабушку.

По словам Коли, мама - это самое прекрасное слово в мире, на которое впервые откликнулась его МАМА.

Наташа

Наташа в этом году закончила первый класс. В патронатной семье она проживает уже больше года. Ее новые мама и папа - добрые и открытые люди, которые сразу приняли ребенка и сумели найти правильный к нему подход. Их понимание и мягкость сделали свое дело. Ребенок очень комфортно чувствует себя в новой семье.

Наташа говорит, что она очень любит своих маму и папу, считает их самыми красивыми и живет, «как в шоколаде».

Счастливые глаза ребенка говорят сами за себя. Теперь родители для Наташи - надежная и твердая опора в ее жизни. Девочка знает, что они всегда поймут и поддержат ее. Поэтому ребенок с успехом адаптируется в обществе. Все отмечают успехи Наташи и радуются им вместе с ней. В скором времени семья планирует взять из детского дома братика для своей дочки.

Кристина

Кристина - маленькая девочка 4 лет. За то небольшое время, которое она проживает в патронатной семье, Кристина стала полноправным членом семьи, поскольку она органично в нее вписалась. Ее новые мама и папа легко нашли контакт с ребенком, который отличается сильным характером. А старший брат сразу же воспринял девочку как свою родную сестренку. И даже сказал: «И что я делал эти 11 лет без нее?»

Мама каждый день занимается с дочкой развитием внимания, памяти, речи. Девочка начала самостоятельно рисовать.

Лерочка

Лера - ласковая девчушка, в интернате все время норовившая попасть на руки к взрослому. Она молча внимательно вглядывалась в глаза окружающих и как будто среди них искала того человека, который смог бы подарить ей любовь и тепло.

И вот этот человек нашелся - одинокая женщина средних лет, живущая со своей мамой.

Девочка живет в патронатной семье уже несколько месяцев, но и их оказалось достаточно для того, чтобы ребенок кардинально изменился. Теперь это девочка интеллигентного вида в очках. Лерочка много говорит, играет с куклами, помогает бабушке по хозяйству. Она стала намного спокойнее и умиротвореннее. А патронатного воспитателя называет мамочкой. И не отходит от нее ни на шаг, обнимая ее и говоря: «Это МОЯ мамочка!»