Сначала тут изучают причины, по которым человек хочет взять ребенка на воспитание. Как правило, это желание помочь обездоленному ребенку или нереализованное стремление иметь большую семью, отсутствие собственных детей или стремление восполнить утрату после потери родного ребенка, иметь рядом близкого человека, воспитывать вместе с собственным еще одного ребенка, взятого на воспитание, получить работу на дому и тем самым улучшить свое материальное благополучие. Но чаще всего кандидат в патронатные воспитатели имеет неистраченный родительский ресурс, когда собственные дети выросли или живут своим домом.

За время работы службы по патронатному воспитанию в детский дом обратились более 100 человек, подготовлено более 40 семей, заключены за три года 34 договора. 8 были расторгнуты, причем причины расторжения были разными. В одном случае воспитанница достигла совершеннолетия, в двух воспитатели отказались от выполнения своих обязанностей, в одном случае отказался от патронатной семьи сам ребенок, а в трех решение о расторжении договора было принято по решению службы по патронатному воспитанию, которая сочла, что налицо невыполнение условий договора патронатным воспитателем. Только в одном случае договор был расторгнут по причине окончания срока его действия.

Сегодня детский дом сотрудничает с 12 семьями, в которых проживают воспитанники разных возрастов: в одной семье - две сестры 12 и 13 лет, в двух - семнадцатилетние подростки, в шести семьях - дети дошкольного и младшего школьного возраста.

Два раза в год детский дом проводит тренинговые занятия. Программа состоит из 10 занятий, которые предусматривают теоретическую подготовку и отработку практических навыков.

Темы занятий таковы:

Знакомство.

Особенности детей-сирот.

Системный подход при работе с симптомом.

Патронатная семья, ее особенности и проблемы; психологические особенности детей разных возрастов.

Периоды детского развития. Ведущие кризисы, потребности возраста, контакт с ребенком.

Пространство семьи. Семейные нормы и правила.

Навыки воспитания.

История семьи.

Работа с семейной историей.

Особые случаи.

Взаимодействие с патронатной службой. Контроль приобретенных знаний и навыков.

Чаще всего десятью занятиями дело не ограничивается, в детском доме проводятся дополнительные встречи как по запросу кандидатов в патронатные воспитатели, так и по усмотрению специалистов службы. Это могут быть «круглые столы» или встречи кандидатов с патронатными семьями, уже имеющими реальный опыт работы. Регулярно проводятся и встречи патронатных семей, это очень нужно и важно, так как участники таких встреч обсуждают свои проблемы, делятся успехами, что очень полезно для всех.

Практические занятия нужны не только для того, чтобы дать знания об особенностях детей-сирот, но и для того, чтобы кандидаты в патронатные воспитатели обдумали ситуацию, оценили свои силы и возможности. Очень часто, как говорят специалисты, еще до встречи с ребенком на тренинговых занятиях некоторые кандидаты в воспитатели приходят к выводу, что еще не готовы к изменениям в своей жизни.

К будущей жизни в патронатной семьи детский дом готовит и будущих патронатных воспитанников. Эта подготовка проходит в виде бесед, тестирования, рисования, сюжетно-ролевых игр.

Для детей младшего возраста, например, готовят такие занятия:

Мой дом, моя крепость.

Помощь родителям.

Как стать другим.

Комната, в которой ты живешь.

Позвонил телефон.

Мама заболела.

День рождения мамы.

Семейные обязанности.

Ребенок должен научиться налаживать контакты, дружить, добиваться своего, не обижая окружающих, приобрести определенный культурный уровень, который будет приемлем в обществе, правовой и начальный потребительско-юридический уровни, элементарный медицинский уровень, определенные психологические навыки и навыки совместного проживания в семье.

Специалисты службы делают вывод, что дети приобретают необходимый опыт жизни в семье, который помогает им адаптироваться в социуме.