Поводом для этой дискуссии стало внесение в апреле 2007 года в Госдуму законопроектов «Об опеке и попечительстве» (№1840-675-4, представлен депутатами Госдумы Е.Лаховой, П.Крашенинниковым, В.Пановым, Л.Пепеляевой) и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» (№184-681-4, представлен депутатами Е.Лаховой, П.Крашенинниковым и Л.Пепеляевой), а также позиция председателя Комитета Госдумы РФ по делам женщин, семьи и молодежи Екатерины Лаховой, которая сводилась к требованию отменить патронатное воспитание детей.

Профессиональное сообщество и общественность выразили свое несогласие как с требованием отменить патронат, так и с концепцией реформы опеки, предлагаемой депутатом Лаховой. Продолжается сбор подписей под письмом (см.http:www.pro-mama.ru/news 18.htmi). Под ним подписались более 300 человек, в том числе директор детского дома №19 Мария Терновская, руководитель организации «Даун-Синдром» Сергей Колосков, руководитель организации волонтеров «Отказники» Елена Альшанская, руководитель НП «Прикосновение» Анастасия Добровольская, президент благотворительного фонда «Приют детства» Сапар Кульянов и др.

По их мнению, аргументов, подтверждающих нарушение федерального законодательства, депутаты не привели. Кроме того, авторы письма считают патронат полноценной формой семейного устройства детей.

По мнению авторов письма, принятие закона затронет интересы многих тысяч детей-сирот и людей, взявших их на воспитание, закроются учреждения по патронату, приюты с семейными воспитательными группами.

На данный момент патронат существует в 39 регионах России. В каждом из них на базе детских домов созданы службы по сохранению семьи и устройству детей на патронатное воспитание. Этой деятельностью занимаются и учреждения социальной защиты населения, помещая детей в семейные воспитательные группы в 78 регионах РФ.

На наш взгляд, это не случайно, линия, по которой идет дискуссия о направлении развития реформы системы защиты прав детей в России, проходит именно «через патронатное воспитание».

Дело в том, что работа по патронатному воспитанию как раз и приводит к необходимости существенного реформирования всей системы защиты прав детей. И, что самое главное, процесса принятия решений о ребенке и его судьбе.

Нельзя ввести патронат, не реформировав соответствующим образом систему. То есть патронатное воспитание - не просто еще одна форма устройства, а новая система работы по устройству детей в семью, да и по защите его прав в целом.

Именно такая модель запускает процесс управления системой защиты прав детей, ставя во главу угла потребности и интересы каждого ребенка, процесс планирования попечения, поэтапного профессионального ведения дела ребенка единственным управляющим - органом опеки и попечительства, начиная от выявления семейного неблагополучия до снятия ребенка с учета, выпуска, усыновления.

В ныне действующей системе процедура принятия решений о детях такова:

- орган опеки (2-3 специалиста-администратора) выявляет, обследует ребенка, принимает решение о его изъятии, подает иск в суд об установлении статуса ребенка, обращается в соответствующий орган исполнительной власти за путевкой в сиротское учреждение или в банк данных о детях (имеющий 5-10 сотрудников на регион), за подбором семьи, далее ведет контроль за ребенком в местах его устройства;

- орган опеки не участвует в принятии решений о перемещении ребенка из учреждения в учреждение внутри каждого из ведомств и между ведомствами, это делает руководство департаментом;

- орган опеки косвенно участвует в перемещении детей (семья - учреждение, семья - семья);

- орган опеки утрачивает права и обязанности по защите прав ребенка при его устройстве, не имеет ответственности за последствия для ребенка, возникающие в результате его пребывания в том или ином месте устройства.

Предлагаемая московским детским домом №19 модель организации работы вводит совершенно другую процедуру принятия и исполнения решений о детях.

Решение о выборе формы защиты прав ребенка производится только органом опеки и попечительства и только на основании данных профессионального обследования по результатам предыдущих действий. По итогам утверждаются план по защите прав ребенка, ответственная уполномоченная организация, реализующая данный план, даты оценки результата и пересмотра плана.

Таким образом, выстраивается следующая цепочка действий с ребенком:

- орган опеки (его территориальный отдел) организует выявление ребенка;

- он же проводит первичное обследование и в случае необходимости обращается в уполномоченную организацию за более подробным обследованием ситуации семейного неблагополучия;

- уполномоченная организация проводит первичное обследование семьи, привлекает ее к сотрудничеству, мотивирует на изменения, дает по итогам заключение и представляет его в комиссию по охране прав детей;

- комиссия по охране прав детей проводит обсуждение и дает запрос на составление плана по защите прав ребенка;

- в случае наличия запроса на составление проекта плана по защите прав ребенка уполномоченная организация проводит углубленное обследование семьи и ребенка, представляет результаты и проект плана на рассмотрение комиссии по охране прав детей, в процессе проведения углубленного обследования происходит взаимодействие с семьей, и формируется мотивация семьи на изменения, либо происходит оценка потребностей ребенка, способности семьи его обеспечить и влияния внешних условий на исполнение родителями своих родительских прав и обязанностей;

- комиссия принимает план по защите прав ребенка, в котором устанавливается форма защиты прав ребенка и назначается уполномоченное учреждение, ответственное за реализацию плана. Глава органа опеки издает акт об утверждении плана, назначает дату пересмотра плана.

Возможные формы защиты прав ребенка, утверждаемые в плане по защите прав ребенка:

- оставление в семье и назначение социального патроната;

- временное изъятие с помещением в уполномоченную организацию и далее с немедленным или плановым помещением во временную патронатную семью и последующим возвратом домой;

- постоянное изъятие из семьи и немедленная передача ребенка на усыновление, под опеку родственникам, в приемную семью (при наличии подготовленных и подобранных семей);

- помещение в уполномоченную организацию по патронату с целью подготовки ребенка к помещению в семью;

(По итогам этой работы дальнейшая работа уполномоченной организации по последующему выбору формы семейного устройства: поиск, выбор и подготовка подходящей семьи, определение возможности передачи на усыновление, под опеку, в приемную семью с передачей всех прав и обязанностей новым замещающим родителям, обращение в орган опеки и попечительства за изменением плана по защите прав ребенка и устройством его в семью, последующий контроль и ежегодный пересмотр плана (если это не усыновление) с целью подтверждения целесообразности сохранения или пересмотра выбранной формы защиты прав ребенка.)

- устройство на патронатное воспитание с последующим профессиональным сопровождением семьи и ребенка (исполнением наряду с патронатными воспитателями ряда функций по защите прав ребенка) и ежегодным контролем с целью подтверждения целесообразности сохранения или пересмотра плана и выбранной формы защиты прав ребенка;

- помещение в профильное учреждение с ежегодным пересмотром плана по защите прав ребенка, если ребенок требует воспитания в контролируемых условиях группового воспитания с целью подтверждения целесообразности сохранения или пересмотра выбранной формы защиты прав ребенка;

- внесение изменений в план по защите прав ребенка и обращение к региональному и федеральному операторам банка данных детей за поиском зарубежных усыновителей для ребенка (заметим, что именно особые потребности, а не только сроки отрыва от семьи важны для передачи ребенка за рубеж), если ребенок - инвалид или имеет особые потребности развития, которые не могут быть обеспечены на территории Российской Федерации.

Пересмотр плана обязателен для всех детей, которые изъяты временно и помещены на любые формы устройства, за исключением устройства на усыновление.

Уполномоченная организация работает по исполнению плана и дает заключение о результатах для ребенка.

Путевки на помещение ребенка в то или иное учреждение выписывает учредитель такого учреждения как подтверждающий документ о «прибытии» ребенка, так как решение о направлении ребенка дает орган опеки на основании плана.

Недопустимо перемещение ребенка между учреждениями без изменения плана по защите прав ребенка.

Недопустима передача ребенка на зарубежное усыновление без утверждения плана передачи ребенка на зарубежное усыновление.

Таким образом, предлагается совершенно новый подход к управлению системой защиты прав детей, предполагающий помещение в центр ребенка и его потребностей, назначение единственного управляющего - органа опеки и попечительства и введение в систему органов опеки профессионального звена - уполномоченных организаций органа опеки и попечительства.

Например, закон Москвы об организации работы по опеке, попечительству и патронату от 4 июня 1997 года п.16 определяет: «План по защите прав ребенка - акт органа опеки и попечительства, в котором устанавливается перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка (определение формы защиты прав ребенка и (или) формы, сроков и места его устройства, организации правовой, медицинской, социально-психологической помощи, обучения, досуга и иные мероприятия) и сроки их выполнения. (статья 1)». В соответствии с частью 3 статьи 6 закона план по защите прав ребенка, а равно изменения и дополнения в него принимает комиссия по охране прав детей, и утверждает руководитель органа опеки и попечительства.

План составляет комиссия по охране прав детей для всех детей, которые были признаны нуждающимися в государственной защите. К составлению проекта плана привлекаются специалисты различных учреждений, в том числе уполномоченных.

Изменения и дополнения в план по защите прав ребенка вносятся по результатам комплексных проверок условий жизни, воспитания и развития ребенка.

Такое положение закона становится системообразующим.

В соответствии с ним меняется вся процедура принятия решений о детях, нуждающихся в защите.

Порядок такой работы, как и формы документа - плана по защите прав ребенка, порядок, в соответствии с которым производится обследование условий жизни и воспитания ребенка для признания его нуждающимся в государственной защите, и порядок организации работы по социальному патронату должны быть установлены в постановлениях Правительства города Москвы.

Данные Положения разработаны на базе итогов работы патронатных площадок, представлены в Федеральный экспертный совет Минобразования, утверждены им и рекомендованы к использованию и внедрению еще в 2004 году. В настоящее время они могут быть доработаны и использованы как примерные.

В настоящее время в Москве пока что не установлен новый порядок планирования попечения над ребенком, порядок работы органов опеки и попечительства по новой системе, формы документов, в частности, форма плана по защите прав ребенка. Поэтому соответственно невозможно было реально осуществлять планирование попечения. Однако части процесса были реализованы в Москве даже в отсутствие утвержденных порядков, а в регионах - при их незначительной модификации.

В настоящее время отработаны технологии работы на каждом этапе планирования:

- на этапе работы с ребенком в неблагополучной кровной семье;

- на этапе временного изъятия ребенка из семьи;

- на этапе постоянного изъятия ребенка из семьи.

Таким образом, основу новации составляют новый подход к управлению работой органа опеки и попечительства, введение процесса планирования попечения, введение уполномоченных организаций органа опеки и попечительства.

Патронатное воспитание возникает как необходимость обеспечения всех детей семейным устройством вне зависимости от статуса и наличия тех или иных проблем.

Усыновляют в основном детей маленьких и без особых потребностей. Для максимального обеспечения потребностей всех детей и привлечения как можно большего числа людей к их воспитанию в своих семьях требуется снять «часть груза» с новых родителей, сделать такое воспитание детей их профессией, сделать их профессионалами воспитания и партнерами уполномоченных служб (а не просто клиентами или объектами контроля).

С точки зрения права это означает, что необходимо юридически выстроить отношения с такими родителями-воспитателями и ввести «разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов детей» между фактическими воспитателями (семьями) и уполномоченной организацией.

Такая форма устройства детей в семью получила название «патронатное воспитание».

Сохраняя базовую ответственность за ребенка за семьей (фактически это означает возложение на патронатного воспитателя прав родителей, указанных в статьях 63 и в частях 1 и 3 статьи 65 Семейного кодекса РФ, частично - в части 1 статьи 64 ск РФ в части возложения ответственности за жизнь и здоровье детей), часть прав остается за уполномоченной организацией или родителями детей (если они не утратили своих прав полностью в силу закона), а именно: в соответствии с частью 1 и 2 статьи 64 СК РФ оставление контроля за соблюдение части 2 и 3 статьи 65 СК РФ, дача рекомендаций по воспитанию и развитию ребенка.

Какова специфика и как создать организационные условия для развития патронатного воспитания?

Рассмотрим основные положения нового подхода к организации работы по защите прав и семейному устройству детей на примере закона Москвы «Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в г.Москве» и опыта работы детского дома №19 г.Москвы.

Согласно статье 1 этого закона «патронатное воспитание - это форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем».

Специфика патронатного воспитания как формы семейного устройства детей состоит в том, что в семью на патронатное воспитание может быть устроен ребенок, нуждающийся в государственной защите.

Эта категория была установлена данным законом и объединяет как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и детей, фактически не проживающих с родителями, но в период еще до установления юридического статуса сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Согласно п.5 статьи 6 основание для признания ребенка нуждающимся в государственной защите - отсутствие родительского попечения над ребенком либо распоряжение органа опеки и попечительства о признании ребенка нуждающимся в государственной защите.

К числу детей, нуждающихся в государственной защите, относятся дети:

- родители которых неизвестны;

- утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя;

- отобранные у родителей;

- родители которых ограничены в родительских правах;

- родители которых лишены родительских прав;

- безнадзорные дети;

- родители которых страдают длительными заболеваниями, не позволяющими надлежащим образом осуществлять воспитание и содержание детей;

- родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно дееспособными) или объявлены безвестно отсутствующими (умершими);

- родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления;

- другие дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в государственной защите.

Таким образом, патронатное воспитание - это возможность помещать детей в семью непосредственно сразу после того, как возникает необходимость его устройства отдельно от родителей, то есть еще до того, как собраны необходимые документы, устанавливающие его юридический статус. Также можно устроить и детей с установленным юридическим статусом. Тем самым обеспечивается и защищается право ребенка жить и воспитываться в семье при любой ситуации вне зависимости от ее тяжести.

В частности, в соответствии с этим в той же статье установлено, что «в случае отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью он может быть незамедлительно временно устроен в семью патронатного воспитателя до решения вопроса о дальнейшей форме его устройства» (в ред. закона Москвы от 29.09.2004 №59).

Таким образом, применяются две формы патронатного воспитания:

- краткосрочно - на срок от одного дня до шести месяцев;

- долгосрочно - от шести месяцев и более.

Патронат над ребенком может осуществляться до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет.

Срок патроната устанавливается в плане по защите прав ребенка (при его наличии), в договоре о патронатном воспитании индивидуально исходя из конкретных потребностей несовершеннолетнего.

Возникает возможность помещения любого нуждающегося в устройстве ребенка в возрасте от рождения до 18 лет и на любой срок, как краткосрочно, так и постоянно, в случае опеки или приемной семьи, до совершеннолетия.

Основная потребность ребенка - потребность воспитания в семье. Для формирования идентичности необходимо знание и сохранение корней и преемственности воспитания. Также очень важно сохранять связи ребенка со значимыми людьми, братьями, сестрами, знакомыми и родными.

Поэтому краткосрочное помещение на патронатное воспитание по смыслу закона предназначено для детей, у которых есть возможность возврата в кровную семью или статус еще не установлен.

Недопустимо с профессиональной точки зрения временно помещать детей, уже имеющих установленный статус, то есть «на пробу». Также недопустимо игнорировать привязанности детей и их чувства при выборе формы устройства. Это означает, что разлучение братьев и сестер возможно только при наличии особых показаний для одного или всех детей, и если это не сопряжено с травмированием остальных сиблингов. То есть такие ситуации возможны, но решение об этом должно приниматься специалистами.

Эти очевидные требования в нынешней системе принятия решений постоянно нарушаются, хотя неправомочно помещать детей с установленным юридическим статусом в семью на краткий срок (и тем более только на выходные), если это специально не обосновано другими особенными потребностями, как-то: инвалидность, младенческий возраст (до нахождения усыновителей или постоянной семьи для предотвращения попадания в дом ребенка), требования контроля за поведением, болезнь и т.п.

Поскольку в соответствии с частью первой статьи 123 СК РФ «дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат помещению в семью» и только при невозможности нахождения такой семьи - в учреждение, а в соответствии с частью второй субъекты РФ могут устанавливать иные формы устройства в семью (как это сделано в Москве с патронатным воспитанием), то патронатное воспитание как форма семейного устройства имеет безусловный приоритет перед помещением ребенка в любое учреждение.

Это касается детей любого возраста, в том числе и младенцев.

В практике учреждений патронатного воспитания было много случаев, когда детскому дому отказывали в передаче ребенка младше 3 лет на патронатное воспитание, мотивируя это тем, что ребенка надо передать на усыновление. В результате усыновителей не находили и ребенка переводили уже только в возрасте 4 лет с тяжелейшими задержками развития.

Главное отличие патронатного воспитания от других форм устройства состоит в том, что права и обязанности по защите законных интересов ребенка в этом случае обязательно должны быть разграничены между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем.

Это означает, во-первых, что необходимо наличие уполномоченной службы (организации) органа опеки и попечительства, с которой будут разграничены указанные права по защите законных интересов ребенка.

Во-вторых, что сама уполномоченная организация не может быть единственным законным представителем ребенка, а ребенок не может «находиться в ее «списочном составе», а может лишь быть частично опекаем ею в объеме отведенных ей при указанном разграничении прав (то есть она имеет только некоторые права и обязанности по защите прав и законных интересов детей, переданных на патронатное воспитание), объем этих прав установлен в договоре о патронатном воспитании (п.10 статьи 6 закона: «права ребенка, переданного на патронат, права и обязанности родителей (законных представителей) ребенка, уполномоченной службы (организации), патронатного воспитателя определяются в договоре о патронатном воспитании в соответствии с действующим законодательством, планом по защите прав ребенка».

В-третьих, средства на содержание ребенка, переданного на патронатное воспитание, должны перечисляться только фактическим воспитателям ребенка, то есть патронатным воспитателям, а не дважды - и учреждению, и такому воспитателю. В случае если есть такая практика, то это грубое нарушение закона.

Согласно п.9 закона «разграничение прав и обязанностей по защите законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, - это распределение прав и обязанностей по законному представительству его интересов между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем» (в ред. закона Москвы от 29.09.2004 г №59).

Основание для разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов ребенка - постановление (распоряжение) руководителя органа опеки и попечительства о признании ребенка нуждающимся в государственной защите или иные документы, подтверждающие отсутствие родительского попечения над этим ребенком (в ред.закона от 29.09.2004 №59).

Устройство ребенка в патронат не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком, переданным на патронат, алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Объем полномочий патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со статьями 26, 28, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в договоре о патронатном воспитании. При этом на патронатного воспитателя не могут быть возложены:

- полномочия по защите имущественных прав несовершеннолетнего (за исключением права распоряжаться причитающимися несовершеннолетнему денежными средствами на текущее его содержание);

- полномочия по представлению интересов ребенка в суде при рассмотрении судом дел о лишении (ограничении) родителей родительских прав;

- решение вопроса о выезде ребенка за пределы Российской Федерации.

Поскольку Правительство города Москвы не утвердило проект договора о патронатном воспитании, детский дом №19 использует текст договора, утвержденный и рекомендованный Экспертным советом Минобразования России в 2004 г.

В этом варианте договора учтены требования п.10 закона, а именно: «патронатный воспитатель обязан отвечать за жизнь и здоровье ребенка, переданного на воспитание в его семью, выполнять условия договора о патронатном воспитании».

Это означает в том числе и прикрепление патронатного ребенка к поликлиникам по месту проживания воспитателя для обращения его за медпомощью для ребенка, если это необходимо. Организация планового лечения по взаимному согласованию может обеспечиваться уполномоченной организацией. Патронатный воспитатель, уполномоченная служба (организация) совместно определяют способы воспитания и форму обучения ребенка с учетом его мнения. Договор о патронатном воспитании обязательно содержит положения, предусматривающие ответственность сторон за условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности патронатного воспитателя, права и обязанности уполномоченной службы (организации), а также родителей (законных представителей) ребенка (в случае если они не утратили прав по защите прав ребенка в соответствии с законом) (в ред.закона Москвы от 29.09.2004 №59).

Иными словами, конкретный объем прав и обязанностей сторон определяется индивидуально для каждого ребенка.

Хотя природа договора о патронатном воспитании до сих пор остается предметом дискуссии, опыт детского дома №19 показывает, что такой договор должен быть трудовым. До 70% патронатных воспитателей имеют постоянную работу (запись в трудовой книжке) и дорожат этой возможностью. Это дает патронатному воспитателю права работника и социальные гарантии, уравнивает в правах с сотрудниками службы сопровождения, поднимает социальный статус, указывает на значимость его усилий по помощи и воспитанию сложного ребенка.

Более всего соответствует по своему характеру труд патронатных воспитателей труду надомников (гл.49 ТК РФ). Так, согласно ст.310 ТК РФ надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием «инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретенных надомником за свой счет» (в данном случае это средства на содержание ребенка). Как надомник, так и патронатный воспитатель свободны в выборе времени исполнения своих обязанностей, режимом и распорядком дня они не связаны. В договоре о патронатном воспитании, как и полагается в трудовом договоре, установлены права и обязанности и работодателя - уполномоченной организации, и работников - патронатных воспитателей по поводу осуществления последними трудовой деятельности, связанной с воспитанием переданных им в семью детей.

Передача ребенка в семью патронатного воспитателя производится уполномоченной организацией органа опеки и попечительства. В законе есть указание на необходимость передачи ребенка на патронатное воспитание в соответствии с действующим законодательством и планом по защите прав ребенка - актом органа опеки и попечительства, в котором устанавливаются перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка (определение формы защиты прав ребенка и (или) формы, сроков и места его устройства, организация правовой, медицинской, социально-психологической помощи, обучения, досуга и иные мероприятия) и сроки их выполнения (абзац в ред.закона г.Москвы от 29.09.2004 №59). До настоящего времени пока не утверждены подзаконные акты к этому закону, в том числе и форма плана, его роль фактически выполняет «распоряжение» органа опеки и попечительства о направлении ребенка на полное гособеспечение, о признании его нуждающимся в государственной защите, оставшимся без попечения родителей. В этом случае необходимо руководствоваться СК РФ, который гарантирует приоритетное право ребенка на воспитание в семье. Поэтому передача ребенка на содержание государства означает невозможность (временную или постоянную) воспитания его родителями и помещения его в новую семью.

В случае если орган опеки и попечительства возложил работу по организации и осуществлению патронатного воспитания на уполномоченную организацию, она правомочна передавать ребенка на воспитание в патронатную семью.

Пункты 2-4 статьи 5 закона устанавливают правомочность действий уполномоченной организации: «2. В целях обеспечения эффективной работы органа опеки и попечительства по решению вопросов, относящихся к его компетенции, и по осуществлению его функций в соответствии с настоящим законом руководитель органа опеки и попечительства вправе возложить выполнение этой работы на уполномоченные им службы (организации) (в ред.закона Москвы от 29.09.2004 №59). 3. Компетенция уполномоченных служб (организаций) по выполнению работы по опеке и попечительству определяется настоящим законом и уставом соответствующего муниципального образования (в ред.закона Москвы от 29.09.2004 №59). 4. К числу уполномоченных служб (организаций) могут относиться учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения, осуществляющие работу по выявлению, учету и устройству граждан, нуждающихся в государственной защите» (в ред.закона г.Москвы от 29.09.2004 №59). Вопросы, относящиеся к компетенции органа опеки и попечительства по осуществлению его функций в соответствии с законом, установлены в п.4 статьи 6 закона.

Правоустанавливающие (властные) функции остаются у главы органа опеки и попечительства (они закреплены в п.1-3 той же статьи). Издание им распоряжения о передаче ребенка на полное гособеспечение и направление его в уполномоченную организацию, полномочную в соответствии с законом принимать на работу сотрудника, на которого возлагается часть прав и обязанностей по защите прав ребенка, оставляя часть таких полномочий за самой уполномоченной организацией, - выражение властных полномочий главы органа опеки и попечительства и не требует в дальнейшем дополнительного властного решения по поводу выбора уже конкретного исполнителя по защите прав и законных интересов ребенка (патронатного воспитателя).

По смыслу закона любой вид работ из перечисленных в п.4 может быть возложен на уполномоченную организацию, в том числе и заключение договора о патронатном воспитании, поиск, оценка и подбор патронатных воспитателей, их учет и так далее.

В соответствии с этим пунктом закона и на основании заключенных с органом опеки и попечительства договором о возложении отдельной работы по опеке и попечительству на уполномоченную организацию такая работа, а также контроль (п.11 статьи 6) за условиями жизни и воспитания ребенка, переданного на патронат, осуществляется уполномоченной службой (организацией) в виде регулярных посещений ребенка (в ред.закона Москвы от 29.09.2004 №59). Установлен следующий порядок проведения посещений: 1 раз в месяц в течение первых трех месяцев после передачи ребенка на патронат, далее - 1 раз в три месяца в течение первого года после передачи ребенка на патронат, далее - 1 раз в полгода.

Детский дом №19 как уполномоченная организация осуществляет весь комплекс работ по патронатному воспитанию: и поиск, и подготовку, и учет семей, и заключение договора, и последующую помощь, а орган опеки контролирует его работу.

Если говорить о периодичности посещений семьи или контактов уполномоченной организации с ней, то их на практике на самом деле много больше: помимо официально требуемых осуществляется постоянная связь по телефону, контакт во время общих мероприятий, отдыха и так далее. Каждый ребенок имеет реабилитационный план, с ним работают, как минимум, психолог, логопед, дефектолог, врач, нейропсихолог, невропатолог и соцпедагог уполномоченной организации как до, так и после устройства в семью. С патронатными воспитателями работают семейный психолог и соцпедагог ребенка. Также взаимодействие с патронатной семьей проводится и по вопросам общения ребенка с кровными родственниками. Дети взаимодействуют между собой, а семьи - друг с другом.

Таким образом, образуется общее поле информации, благодаря которому происходит выявление семейных проблем и проблем отношений в патронатных семьях на ранних стадиях. Юридически выстроенный контакт семьи и учреждения предопределяет и хороший психологический контакт (формальный контроль заменен сотрудничеством), который позволяет начать работу со сложностями адаптации или отношений, или проблемами как можно раньше и сгладить последствия разрыва отношений, если они возникают.

Не реже одного раза в год (согласно требованию закона) детский дом №19 проводит комплексную проверку, включающую в себя оценку состояния здоровья ребенка, образования ребенка, его умственного развития, самосознания, его внешнего вида и гигиены, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания ребенка, отношений в семье.

На основе опыта работы в Москве детский дом №19 предлагает внести изменения и дополнения в федеральное законодательство, а также принять необходимые организационные меры на уровне Правительства России.

Этот комплекс мер сформулирован в концепции Программы «Россия без сирот».