Мэр принял довольно много решений, которые привели к замене на своих постах большого количества руководителей комитетов и департаментов. Не буду комментировать происшедшее, но хочу сказать, что мое уважение к этим решениям связано не только с уважением и доверием к ним, но еще и с пониманием того, что в любой системе должно происходить обновление, ротация кадров. Иногда перемещения идут по горизонтали, иногда - по вертикали, иногда бывшие руководители вообще уходят из системы и занимаются работой в сопредельных областях, иногда уходят на заслуженный отдых, и это жизнь.

Конечно, решение по Департаменту образования для мэра было одним из самых трудных. Мы советовались с Юрием Михайловичем, и он понимает, что с работой Любови Петровны Кезиной в нашем городском образовании связана целая эпоха - 21 год. 21 год, когда Кезина руководила образованием, был самым сложным временем: менялся строй, были попытки поменять идеалы, принципы, нужно было не только выстоять, выдержать, не только развивать систему образования, но еще и сохранять свои принципы, свое «я», свою позицию. Любовь Петровна сделала все это блистательно, она была действительно мощным, сильным, преданным делу руководителем городской системы образования. Поэтому тем трудней принималось это решение, и я считаю, что Юрий Михайлович нашел очень хорошую формулу, которую он использовал, создав специальный институт советников-консультантов при мэре Москвы, пригласив на такую должность Любовь Петровну Кезину и попросив ее в режиме взаимодействия непосредственно с ним, уйдя от каждодневной суеты и кропотливой работы по руководству системой образования, выйти на новый уровень участия в решении всех проблем, работать с мэром и в сфере образования, и в других сферах, связанных с детьми, в нашем городе. У Любови Петровны и Юрия Михайловича был хороший, продолжительный разговор о тех возможных направлениях работы, о тех задачах, которые она будет решать в интересах города и в интересах образования. Потенциал, который накоплен Кезиной и в руководстве департаментом, и предыдущей работой, конечно, должен быть востребован. Тем более что Любовь Петровна в хорошей форме, она активна, восприимчива ко всему новому, и я убеждена, что Кезина еще скажет свое веское слово в нашей московской городской жизни.

Я знаю, что Юрий Михайлович высказал Любови Петровне все высокие слова благодарности, он принял решение о награждении Кезиной высочайшей московской наградой «За заслуги перед Москвой». Это довольно редкая награда, она вручена в столице всего 20 москвичам.

Любовь Петровна Кезина покинула пост руководителя департамента в тот момент, когда нам действительно есть чем гордиться, подводя итоги работы Департамента образования и московской системы образования. Система работает, она имеет очень хорошие результаты, ей дают достойную оценку и на федеральном, и на городском уровне, но в то же время мы будем неправы, если ограничимся только высокими фразами.

У нас есть много проблем, у нас есть и недостатки, ведь никакая система, даже самая налаженная, не может поступательно развиваться и продвигаться вперед без дополнительных усилий тех, кто в ней работает. Мы прекрасно понимаем, что впереди у нас еще большая работа, чем та, которую мы реализовали раньше. У нас впереди очень много событий в образовании, которые связаны с новыми решениями Правительства Москвы и Московской городской Думы по развитию различных направлений деятельности всех отраслей нашего образования. В частности, в сентябре на заседании правительства будет рассмотрен вопрос о подготовке рабочих кадров - это очень серьезный вопрос и очень серьезное испытание для всей нашей системы, нам важно грамотно и четко поставить перед собой задачи и определить конечный результат деятельности в этой сфере. Программа подготовки рабочих кадров потребует от города выделения больших ресурсов - управленческих, интеллектуальных, финансовых, материальных, кадровых и так далее. Мы выступим с серьезной программой, рассчитанной на три года, по реабилитации и адаптации к жизни детей-инвалидов. Это программа, которая сейчас разрабатывается по поручению мэра и в ближайшее время будет рассмотрена на заседании Правительства Москвы. У нас постоянно развивается программа «Столичное образование», ее задачи остаются в поле нашего зрения. В Москве в сложнейших условиях реализуется программа развития дошкольного образования, которая заключается в решении архитектурно-строительных задач, передаче в городскую систему ведомственных детских садов и детсадовских зданий, используемых не по назначению. Это большая работа и большая ответственность, но, кроме этого, у нас есть много задач, связанных с изменением содержания деятельности дошкольных учреждений, их новыми формами, которые мы должны предложить москвичам. Программа развития дошкольного образования также будет рассмотрена на заседании Правительства Москвы в ближайшее время.

Есть вопросы, в которые Правительство Москвы, может быть, не вникает так подробно, оставляя их на рассмотрение педагогического сообщества. Это в первую очередь забота о содержании образования, о котором будет идти разговор на августовских «круглых столах», совещаниях, семинарах. В содержании образования у нас тоже очень много проблем, которые требуют продвижения вперед, предложения новых методик, технологий, программ.

Есть у нас и болезни системы, которые нужно излечивать. Это и проблемы взаимоотношений в педагогических коллективах, учителей и учеников, где много того, что не позволяет ребенку раскрыться как личности, своевременно получить все то, что он должен получать на каждом этапе образования с учетом его психологических особенностей, предыдущих этапов воспитания и образования. Это и вопросы, связанные с кадрами в системе образования. Мы приняли на предыдущем этапе развития очень важное постановление о работе с кадрами, которое позволило нам существенно улучшить ситуацию с заполнением всех учительских вакансий перед началом учебного года. Мне кажется, что тут существует большая проблема с кадрами, причем не просто с кадрами, а с хорошими кадрами, которые подготовлены и нашли свое призвание в деятельности учителя. Вообще проблемы более чем 200 тысяч московских педагогов - подготовки, адаптации кадров к работе и другие - чрезвычайно актуальны.

Конечно, важны вопросы взаимоотношений с родительской общественностью: и объединения в общей работе с родителями и учениками, и обеспечения взаимодействия на уровне того, чтобы не было никаких вопросов с решением не свойственных родителям задач, в том числе и материального плана, - поборов, сборов, тайных и явных плат. Это, к сожалению, пока есть, на это нам постоянно жалуются родители, «горячая линия» Департамента образования часто раскаляется от таких обращений, нам надо каленым железом выжигать все то, что позорит нашу систему образования.

С новым руководителем у Департамента образования остаются те же (а может быть, и больше, потому что все должно быть больше и лучше) уважение и поддержка Правительства Москвы и мэра, который возглавляет это правительство, существенные средства, которые позволяют развивать систему образования, доверие всех властных структур. Я уверена, что все в работе департамента будет нормально, что быстро пройдет сложный период адаптации, установления взаимодействия с новым руководителем. Надо понять друг друга, друг другу поверить, стать общей командой. Хочу, чтобы этот процесс прошел как можно быстрее, как можно безболезненнее и как можно эффективнее.