В знаменитый лицей № 15 города Химки Татьяна Крушинская попала 17 лет назад - тогда он, конечно, лицеем не был в помине, но уже славился своей экспериментальной работой в области компьютеризации образования. Почему сотрудники гороно направили молодого учителя словесности именно сюда - ведь в тот момент она даже не знала, чем клавиатура отличается от монитора и с какого боку ко всему этому добру вообще подходить - и по сей день загадка. Может, их «вдохновил» ее красный диплом, а, может, опытные управленцы почувствовали в ней большую перспективу. Как бы там ни было, но в своем выборе они не ошиблись. На молодого учителя вскоре обратила внимание профессор Надежда Николаевна Алгазина, разрабатывавшая дидактические программы по преподаванию орфографии с компьютерной поддержкой. И предложила Татьяне Федоровне апробировать эти программы на своих уроках. Со временем как-то сама собой возникла идея кандидатской диссертации: орфография и компьютеры все прочнее входили в ее жизнь. Забегая вперед, стоит сказать, что сегодня Татьяна Федоровна уже работает над докторской по теме «Имя числительное».

- Когда я занималась темой усовершенствования орфографических навыков, основным инструментом был придуманный мною алгоритм, с помощью которого ученики правильно и быстро находят единственно верное решение, - объясняет Татьяна Федоровна. - Это замечательно работало в теме «о» и «е» после шипящих, одна и две буквы «н» в прилагательных и причастиях. А теперь я плавно перехожу к числительным, как-никак - это 8 процентов от общего числа слов в нашей речи, и очень хочется, чтобы дети произносили их правильно. Если мы откроем любую книгу, мы тут же обнаружим, как пишутся глаголы, существительные и наречия, и зрительная память поможет в будущем правильно воспроизвести то или иное слово. С числительными этого не происходит, так как в основном они обозначаются цифрами. Вот и получается, что дети просто-напросто не видят образцов. Иногда слышат их по радио или телевидению, но, за исключением профессиональных дикторов и ведущих, остальные все равно чаще всего произносят их чудовищно безграмотно. На это в свое время еще академик Лихачев внимание обращал, говоря о том, что мы почти забыли о склонении числительных и даже в отчетных докладах Академии наук проскальзывают недопустимые ошибки. А когда дело доходит до сложных числительных - затыкай уши. Так что тема эта не разработана, и без компьютерной поддержки мы ее никогда не поднимем. Потому что, сами знаете, выработка навыка - процесс длительный. Чтобы запомнить, как пишется то или иное слово, его надо сначала несколько раз увидеть, а потом столько же раз воспроизвести самому. А числительные кто же будет прописывать, если можно обозначить их цифрами? Тут-то и приходит на помощь компьютер, когда ребенок выполняет задания - одно, третье, пятое. И в конечном итоге начинает говорить правильно.

Чтобы «компьютерный» урок русского языка прошел с максимальной пользой, класс нужно поделить на две группы - так, как это делают в лицее №15. Если выстроить все методически верно, то такое занятие может пройти куда насыщеннее и динамичнее, чем простое, опирающееся исключительно на подручные средства. Заблуждаются те, кто полагает, будто на уроке с компьютерной поддержкой учителю достаточно посадить детей за машины, настроить им программы, а потом заняться своими делами. Учитель, как всегда, - организатор и дирижер, координирующий работу групп, к нему стекаются все компьютерные оценки и замечания. Непосредственно за машиной дети могут работать не более 5-7 минут, потом начинается активное обсуждение и анализ. Казалось бы, такая же схема верна и для традиционных уроков. Но разница в том, что здесь преподаватель не тратит время на проверку каждой работы, на вычленение всех ошибок, а, значит, экономит время и успевает уместить в сорок минут занятия куда больше информации, сразу пуская полученные результаты в ход. Если за компьютерную контрольную ребенок получает двойку, учитель тут же может вернуть его к тренировочной программе.

- Мы с детьми работаем за компьютерами не только в учебное время, - уточняет Татьяна Федоровна. - В десятом классе у ребят три часа русского языка в неделю, так что я могу безболезненно выкроить один урок под систематическое повторение орфографии с помощью информационных технологий. Но в 10-11-м классах, когда на русский язык остается всего один час, такая роскошь нам уже не по карману. Для этого есть элективные курсы, дети приходят после уроков, более того - в очередь выстраиваются, понимая, что этот предмет сегодня действительно первостепенен. Со старшеклассниками мы отрабатываем за компьютером сложные темы, готовимся к ЕГЭ. Конечно, я очень благодарна нашему директору Светлане Михайловне Моисеенко, которая поддерживает любые новшества и реформы, если чувствует, что за ними - будущее.

Внимательно и со знанием дела следит Татьяна Федоровна за появлением на медиа-рынке нового учебного программного обеспечения. Будучи одним из авторов электронного пособия «Русский язык.

5-й класс», ей хочется быть в курсе, далеко ли ушли ее коллеги, что нового придумали, с чем их можно поздравить.

- Наша программа «Русский язык. 5-й класс» подходит даже студентам, если они вдруг подзабыли типы спряжения глаголов или понятия совершенного и несовершенного видов. Так что пятый класс - это всего лишь условность, не важно, сколько человеку лет, но если у него есть пробелы, наш диск с интерактивным изучением правил вполне сгодится. Пригоден для изучения даже в институте, если у человека проблема с какими-то правилами. Недавно вышел новый диск «Фраза». Там, может, не столь силен обучающий компонент, но тренинг прекрасный, кроме того, если ученик ошибается, компьютер тут же выдает ему нужное правило. Для старшеклассников - это прекрасный вариант.

Обратите внимание на различные программы «Подготовка к ЕГЭ». Это очень жесткие тренинги, компьютер сам засекает время, сразу подсчитывает процент правильных ответов и выставляет оценку, которую выпускник получил бы, сдавай он настоящий экзамен. Но, естественно, в подготовке к творческой части компьютер пока что, увы, не помощник.

Сегодня Татьяна Федоровна вместе со своими коллегами-соавторами - Юлией Федотовой, Ольгой Овсянниковой и Валентиной Чебухашвили - работает над новым электронным учебным пособием «От законов языка к культуре речи». Хотят, чтобы диск был ярким, с небанальными примерами, чтобы от задания к заданию ученика провожал не кто-нибудь, а сам Михайло Васильевич Ломоносов. Это пособие продолжит линию, начатую профессором Алгазиной: подготовка к изучению правила, интерактивное изучение, и только потом тренировка. А упражнения подбираются, как говорится, не только для ума, но и для сердца - поучительные пословицы и философские афоризмы, заставляющие задуматься не только о правилах грамматики, но, пожалуй, и о смысле жизни. Так что, работая с этим диском, ребенок не только русский язык отточит, но и свои знания в области литературы, истории, мировой цивилизации.

Татьяна Крушинская вообще большой любитель афоризмов. Сначала коллекционировала их сама, сегодня к ней присоединились и ее ученики: она просит их подбирать высказывания великих на разные части сложных правил. А чтобы вдохновить ребят, решила, что как только коллекция подберется повнушительнее, они непременно выпустят ее отдельным сборником.

- Сейчас я занимаюсь числительными, поэтому, естественно, везде разыскиваю афоризмы именно на эту тему. Очень симпатичные попадаются. И спорные, о которых дети могут до хрипоты дискутировать. Мне вот очень Брехт нравится: «У человека должно быть хотя бы на два гроша надежды, иначе жить невозможно». А вот это ярко характеризует американское мировоззрение: «Будь вежлив с каждым, никогда не известно, кто попадет в число двенадцати присяжных». А это Сенека: «Много ли радости прожить восемьдесят лет в праздности? Такой человек и не жил, а замешкался среди живых. И не поздно умер, а долго умирал». Или возьмем всем известное утверждение, что тринадцать - несчастливое число. Дети часто не знают, откуда это повелось. Объяснение есть в словаре Даля. Всему виной, оказывается, Иуда, тринадцатый апостол...

Самое интересное, что работа над докторской диссертацией и электронными учебниками, многочисленные открытые уроки, выступления на курсах, семинарах и конференциях не мешают Татьяне Федоровне еще и преподавать психологию и педагогику в Академии гражданской защиты МЧС России. Но даже тут, рассуждая о методиках и типах личности, Татьяна Федоровна не забывает украшать свои лекции яркими литературными и языковыми «фресками». Офицерам тоже не вредно иногда вспомнить, что, кроме устава, бывают и другие книги.

Химки