Для 9-й почти сразу же, как появились его первые компьютеры, стало очевидным: между ними нужна связь. Использовать их в режиме разового посещения не имеет смысла. Все мультимедийные ресурсы должны быть открыты для общего доступа. Так родился сервер образовательных ресурсов, где собираются все картинки, gif-анимация, методические материалы. И на любом уроке, на каждой переменке во время, например, визита в библиотеку учитель и ученик могут вызвать из памяти агрегата необходимую ему информацию на своем компьютере. Их в школе уже 43, и они представляют собой не маленькие островки обитания предметных заповедей, а целый материк, связанный единым поиском путей получения знаний. Локальная сеть 9-й связывает предметников и психологов, библиотекарей и администрацию.

Проходят на уроке физики структуру глаза, допустим. Нужна связь с биологами, чтобы уточнить механику действия этого органа. Видеоконференция началась, к разговору подключаются все желающие, и из междисциплинарной дискуссии рождается... если не истина, то уж понимание предмета изучения так точно.

Школа становится все больше похожей на один большой класс. На уроке информатики те школьники, кто занимается курсовыми проектами по особой программе и нуждается в совершенно конкретной рабочей среде, получают доступ к определенному набору программных средств. Локальная сеть позволяет за секунды на любом компьютере получить индивидуально настроенную на конкретный проект ученика рабочую среду, не прибегая к инсталляции всех программных инструментов на все машины класса.

Благодаря постоянной связи между компьютерами возникает способность удаленного администрирования, когда за одной машиной можно следить за работой остальных.

Когда-то директор 9-й Алексей Царьков пригласил двух своих бывших выпускников наладить техническое оснащение школы. Это было внове, такие специалисты образовательным учреждениям вроде бы не требовались. Прозорлив оказался Алексей Алексеевич, именно с квалифицированных инженеров и пошло дело. Ведь и локальную сеть 9-й, и межшкольную связь района наладили с их помощью ребята уже сами. И теперь заслуженно пользуются славой док в этом деле и котируются у работодателей.

Современное общество, в котором знания, уровень интеллектуального развития становятся стратегическим ресурсом, важнейшим фактором развития экономики, предъявляет новые требования к постоянному обновлению научных знаний, форм организации труда. Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения.

Основной замысел перехода на профильное обучение состоит в создании условий для более полного удовлетворения индивидуальных потребностей школьников. Все более широко используются информационные технологии, которые стали неотъемлемой частью процесса обучения.

Именно поэтому с 2003 года в 9-й заработала программа по развитию системы предпрофильной подготовки и профильного обучения путем внедрения новых информационных технологий. В школе создана творческая лаборатория информационных технологий, где овладевают навыками проектно-исследовательской деятельности.

В процессе овладения проектно-исследовательскими умениями школьники приобретают управленческие, исследовательские и организаторские навыки, умения правильно представлять свои результаты и критически их оценивать. Помимо учебных занятий в лаборатории проходят элективные курсы, интегрированные уроки, групповые и индивидуальные консультации по проектно-исследовательской деятельности. Ребята понимают, как выстроить свою работу с научной литературой, методами самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности рационально.

В школе были проведены обучающие семинары для учителей-предметников на темы: «Организация проектной и исследовательской деятельности в школе», «Использование информационных технологий обучения на различных уроках». На этих семинарах педагоги ознакомились с основами проектной, исследовательской, экспериментальной деятельности, различными формами организации учебных занятий. Учителям были показаны проекты, выполненные учениками школы совместно с педагогами.

Для учителей, желающих овладеть информационными технологиями обучения, были организованы занятия на базе школы, которые вела преподаватель информатики Алла Мурашкина. В результате 6 учителей овладели необходимыми знаниями и умениями по использованию компьютерных технологий в учебном процессе.

Вообще информационный костяк 9-й составляют инженер вычислительной техники Евгений Кондрашов и два преподавателя информатики - Алла Мурашкина и Сергей Федоров. Но из-за того, что на школьных методических объединениях вопросы повышения качества знаний учеников за счет применения различных форм обучения, в том числе и использования информационных технологий, обсуждались весьма активно, то к этой когорте примкнули и прочие.

Были созданы творческие группы учителей-экспериментаторов в рамках реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения под руководством Екатерины Новиковой - учителей, использующих лекционно-семинарную форму обучения, под руководством Мурашкиной - учителей, использующих на уроках информационные технологии обучения, под руководством Ольги Пашкиной - учителей, организующих проектно-исследовательскую деятельность учащихся.

Учителями - предметниками были разработаны методические материалы по проектной и исследовательской деятельности.

Проведена школьная научно-практическая конференция, где были представлены 32 работы по различным направлениям: истории, биологии, филологии, физике, математике, иностранному языку, технологии.

Создано научное общество учащихся «Умники и умницы» с целью раскрытия интересов и склонностей школьников к научно-поисковой деятельности. Результатом этой работы стало выступление учащихся на районной научно-практической конференции. 6 человек стали призерами и дипломантами.

Были проведены открытые уроки с применением информационных технологий обучения учителем Ольгой Пашкиной по биологии, Аллой Карпенко по математике, Сергеем Зубовым по ОБЖ, Екатериной Новиковой по истории, Татьяной Мироновой по русскому языку.

Использование компьютерных технологий в работе педагога-психолога, оборудование консультационного пункта по профориентации позволили расширить возможности школьного психолога при изучении профессиональных интересов и личностных особенностей ребят за счет использования компьютерных методик и программ.

В июне 2006 года на базе школы был впервые организован районный лагерь информационных технологий. Девчонки и мальчишки из семи школ района совершенствовали свое мастерство в работе над проектами, презентациями, получили необходимые знания по компьютерной обработке информации. В этом году к школьникам Чеховского края присоединились и гости из Белоруссии.

Оксана ЗНАЧКОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Чехов

Сайты о школе №9 Чехова

www.chekhovschool9.narod.ru

www.lopasna-830.narod.ru

www.uochehov.narod.ru