Современная школа характеризуется смещением акцентов со знаниево-ориентировочного подхода к компетентностному: теоретические по сути и энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, теперь становятся средством, обеспечивающим успешность человека в избранной им сфере деятельности.

Одним из основных механизмов, обеспечивающих модернизацию образования в нашей стране, является информатизация образования, рассматриваемая как процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования средств информационных и коммуникационных технологий, ориентированных на совершенствование механизмов управления системой образования, обновление методологии и организационных форм обучения, реализацию интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, создание и использование компьютерных методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

Эффективное использование широчайшего спектра возможностей, реализуемых на базе средств ИКТ, связывается сегодня с формированием ИКТ-компетенции всех участников образовательного процесса.

ИКТ-компетенцией школьников назовем их готовность использовать в практической деятельности усвоенные знания, умения и навыки в области информационных и коммуникационных технологий для доступа к информации (знание того, где и как искать информацию), ее обработки (использование заданных схем организации и классификации информации), интеграции (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление), оценки (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации), создания (адаптация, сочинение информации).

Характер деятельности людей, занятых в информационной сфере, определяется коллективными формами работы. В этой связи целесообразно шире применять такие формы, как учебные дискуссии, коллективно-распределительные формы. При этом нужен индивидуальный подход, нужна система индивидуальных заданий для практических занятий по информатике.

Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, уметь решать проблемы: определять цели познавательной деятельности, находить оптимальные способы реализации поставленных целей, использовать разнообразные информационные источники, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими. Именно эти подходы должны быть положены в основу методической системы подготовки в области информатики и информационных технологий.

Людмила БОСОВА, заместитель директора Института информатизации образования РАО,

учитель информатики Ивановской школы Истринского района