- Виктор Альбертович, на последнем перед каникулами заседании Московской областной думы обсуждали, как защитить общеобразовательные заведения от приобретения нелицензионных программ. Регион активно оснащает школы компьютерами. Но от установки пиратских подделок не застрахован никто. Или все-таки существуют механизмы, позволяющие укомплектовать учебные заведения современной техникой полностью и при этом обеспечивающие ее надежность?

- На этом заседании дума приняла проект закона о внесении изменений в Закон Московской области «Об областной целевой программе «Развитие образования в Московской области на период 2006-2010 годов». О закупке компьютерного оборудования и программного обеспечения для внедрения информационных образовательных технологий в деятельность государственных образовательных учреждений Московской области, в том числе по источникам финансирования, речь в этом документе велась особо. Только в 2007 году из регионального бюджета на информатизацию образования будет выделено 100 миллионов рублей. Также пересмотрено финансирование и других разделов образования. Хочется верить, что возможность не дорожить каждой копейкой позволит пользователям выбирать качественный товар.

- А как вообще продвигается информатизация в области?

- В учебные заведения поставляется современное компьютерное оборудование. У нас сейчас в среднем один компьютер на 23 ученика. Этот показатель превышает средний по России. Мы значительно улучшили возможности компьютерного обучения в системе учреждений начального и среднего профессионального образования. В муниципальных учреждениях появятся новые мобильные классы. Это такая тележка, которая может быть мобильной на разных этажах школы, в разных кабинетах - с переносными компьютерами. Я думаю, это оборудование будет с радостью принято в школах. Мы предоставим также новые компьютеры и областным учреждениям системы начального и среднего образования и муниципальным общеобразовательным учреждениям. Также будет увеличено количество компьютеризованных рабочих мест для учителей. Подавляющее большинство подмосковных школ подключены к интернету. Многим учебным заведениям обеспечен высокоскоростной доступ. В этом году этот вопрос будет доведен до конца, министерство образования правительства Московской области совместно с федеральным министерством по плану завершат эту работу. Я думаю, каждая школа сможет пользоваться всемирной библиотекой, а каждый ученик сможет посетить благодаря виртуальной связи любой музей мира.

- Но в интернете встречается и недозволенная информация?

- Проводится работа по внедрению системы контентной фильтрации, думаю, к 1 сентября это станет практикой каждого учебного заведения. В этом году прошла серия семинаров для педагогов. Область вошла в программу Национального фонда подготовки кадров по вопросу создания межшкольных методических центров поддержки информатизации. Первый такой центр был открыт в этом году на базе Московского государственного областного университета. Всего их будет 25, и эти центры будут способствовать внедрению системы контентной фильтрации. Очень важно, чтобы ненужная информация не приходила в школы, поскольку далеко не все дети из-за своего возраста в первую очередь готовы к собственной фильтрации. Поэтому в этом плане работа идет.

- Но главное, чтобы учителя обладали знаниями, как эту информацию отслеживать.

- Молодые учителя сегодня приходят в школу уже со знанием новых компьютерных технологий. А для тех, кого в педвузах этому еще не учили, существует множество возможностей восполнить упущение. Уже несколько лет у нас работает Центр интернет-образования на базе Орехово-Зуевского педагогического института, куда каждые две недели заезжает группа педагогов из разных частей Московской области на полный пансион. Они там проживают, обучаются - и отзывы очень хорошие. Учителям нравятся и условия, которые созданы, и как происходит обучение, и программы. И им, конечно, рекомендуют, чтобы при возвращении в свои муниципальные образования, они, как наставники, могли бы продолжить работу с другими педагогами. Такие курсы повышения квалификации постоянны. В области разработано много интересных программ, и, главное, детям это нравится. Я наблюдал, как первоклассники сидят за компьютером и осваивают практическую игру, как себя вести, например, на дороге. Ребенку это гораздо интереснее, чем просто смотреть на картинки или слушать. Что бы мы ни говорили, компьютер пришел в жизнь наших детей, и мы должны это использовать в правильных целях.

Вообще традиционная схема «учитель - ученик - учебник» сегодня не полна без столь важного звена, как компьютер. Современное образование, главными характеристиками которого являются открытость, интегрированность и индивидуализация, должно опираться на широкую информатизацию. Другими словами, информатизация - это важнейшее направление модернизации системы образования.

Информатизация образования - это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и ученики, и учителя, и администрация школы. Это и внедрение комплекса программ управлением образования в школе, и создание единого информационного образовательного пространства школы, города, района, страны, и использование информационных технологий в образовательных дисциплинах, и разработка интегрированных уроков, и проектная деятельность, и активное использование интернета в образовании.

- Говорят, XXI век - век информационного общества.

- Пожалуй, даже это, вероятно, новый тип цивилизации, а поэтому дети должны войти в этот мир хорошо подготовленными, обученными, понимающими смысл и необходимость компьютеризованной реальности. Воспитание доверия к качеству и достоверности информации - предмет особой заботы. А это прежде всего медиаобразование и создание в школах медиатеки. Так пришло ли время? Да, и доказательство этому федеральная целевая программа развития единой образовательной и информационной среды.

- Расскажите подробнее об этой программе.

- Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологическая информационно-образовательная среда. Ее создание и развитие представляет технически наиболее сложную и дорогостоящую задачу. Но именно она позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества.

Для создания, развития и информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциалы, накопленные нашей системой образования.

Современную школу характеризует возрастающий интерес к новым технологиям в образовании. Заметно значительное повышение мотивации подмосковных ребят к учебно - познавательной деятельности за счет того, что многие школы организовывают факультативы, предназначенные для углубления изучения популярных разделов медиаобразования, в учебных целях используются разнообразные медиаресурсы.

- То есть можно сказать, что развивается новая информационная культура?

- Вот чему важно научиться школьнику в первую очередь? Находить необходимую информацию в разных источниках. Но если человек не сумеет ее критически осмысливать, не поймет суть, то каким бы эрудитом он ни стал за время учебы, он никогда не сможет применить свои познания в реальной жизни. Новые технологии помогают нашим детям систематизировать информацию и использовать ее для реализации своих жизненных задач.

Просто заполнить школы компьютерами и подключить их к интернету недостаточно. Необходимо подрастающее поколение научить адекватно формулировать свою потребность в информации, осуществлять ее поиск эффективно, адекватно ее перерабатывать и создавать новую, и, безусловно, оценивать по достоинству. Таким образом, то, что вы назвали информационной культурой, - это не что иное, как умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.