В историях, которые мы рассказываем ниже, действующие лица такие: десять детей в возрасте от 13 до 17 лет, в идеале девочек и мальчиков поровну; сопровождающий - желательно, но не обязательно, с педагогическим и туристическим опытом; инструктор.

Сперва мы излагаем события «доконфликтной эпохи», потом описываем сам конфликт. Инструктору во время беседы предлагается изложить его действия и их последствия. Если предложенные действия оказались ошибочными и ситуация ухудшилась, то что следует предпринять дальше; наконец, что, с его точки зрения, надо было предусмотреть, чтобы ситуацию не доводить до конфликта, предвосхитить.

История первая

Группа московских подростков приехала в лагерь второй раз: Света (15 лет), Володя (14 лет) и Марк (16 лет). Нагловаты, активны. Сразу заявили себя «опытными путешественниками», лидерами группы. Постоянно рассказывают о прошлогоднем походе, об инструкторе, который у них был, объясняют другим ребятам, что их ждет, дают советы, далеко не всегда правильные.

Второй день похода - и первый порог. Прохладно, пасмурно. Трое «бывалых» говорят, что в прошлом году они проходили этот порог «самосплавом» - то есть вплавь - просят повторить опыт. Вы разрешаете. Дети заходят в холодную воду. В этот момент мимо проплывает другая группа из «Большого Приключения». Инструктор этой группы говорит вам, что самосплав с нынешнего года строго запрещен. Ваши действия...

Данная ситуация взята из реальной практики. Самое сложное в ней - то, что дети в плохую погоду без особой необходимости вымокли и не получили ожидаемого удовольствия. Тот инструктор, с которым произошел данный случай, сумел повести себя очень грамотно: сначала он достаточно жестко приказал детям выйти из воды (что они и сделали после некоторых препирательств), а потом поблагодарил их и сказал, что они настоящие герои. Однако ему на момент происшествия уже удалось завоевать достаточный авторитет в группе и заставить детей подчиняться. Можно пофантазировать - что конкретно необходимо сказать, чтобы убедить детей выйти из воды, или что делать, если один из подростков не слушается и ныряет.

История вторая

Сопровождающая Алла Георгиевна, 50 лет, приехала с группой воспитанников детского дома, знакома с ними много лет, имеет большой авторитет у ребят. Очень активна. Постоянно «перетягивает одеяло на себя», пытаясь задвинуть инструктора на второй план. Может встревать в его объяснения, перебивать, объяснять детям своими словами то, что хотел сказать инструктор. Двое мальчиков из группы - Саша (13 лет) и Антон (14 лет) - малоактивны, ленивы, не агрессивны, при определенном давлении выполняют порученное им дело.

Начало многодневного похода. Катамараны собраны, осталось закрепить вещи. Инструктор дает распоряжение Саше и Антону привязывать вещи к одному из катамаранов. Мальчики явно не торопятся выполнить задание. Алла Георгиевна бросается к мешкам, хватает их и несет на катамаран. Инструктор категорически не согласен. Ваши действия...

Как поставить на место человека старше вас, не обидев его при этом. Трудность состоит в том, что помимо жесткости в вашем поведении должна быть и значительная доля тактичности. Поскольку эта женщина для ребят - авторитет, ее манера поведения их устраивает, она им удобна. Все происходит в самом начале похода, и то, как вы себя проявите, во многом определит его «течение». Оставлять ситуацию без внимания не рекомендуется, лучше сразу расставить все точки над i. Оптимально - проявить чувство юмора (например, сначала жестко остановить Аллу Георгиевну, а затем сказать что-нибудь в таком духе: «Алла Георгиевна, дорогая, я просто боюсь, что на катамаране вам придется взять четыре весла и грести за всех!»). Смысл ваших высказываний должен быть такой: вы ее очень цените, но ее поведение неприемлемо.

История третья

Группа московских подростков. В целом неплохая: малоактивная, но поддающаяся воспитанию. Инструктору приходится прикладывать немало усилий, чтобы заставить подростков что-то делать. Однако после первых занятий на веревочных курсах уже удалось пробудить у большинства ребят интерес к происходящему. Проблему составляют два мальчика из группы - Андрей (15 лет) и Иван (16 лет). Они старшие в группе и потому задают тон. Они активно демонстрируют презрение ко всему происходящему, сильное неприятие вызывают у них повседневные обязанности: готовка еды, сбор палаток и катамаранов и т.п.

Третий день похода. Наступает очередь Ивана дежурить, он в паре с мальчиком Славой (13 лет). Время завтракать. Слава только-только успел разжечь костер, Иван ничего не делает, стоит в стороне с Андреем, курит. На замечание инструктора Иван реагирует: «Я, че, нанимался?». Инструктор дает ему распоряжение приступать к выполнению обязанностей. В ответ Иван при всех посылает инструктора «на три буквы». Ваши действия...

Это одна из самых сложных ситуаций и абсолютно реальная. Усугубляет ее то, что оскорбление нанесено публично. Моделируя эту ситуацию, мы сами не знаем оптимального варианта поведения. Очень хотим узнать, что могут предложить инструкторы (в том числе и из личного опыта). Определенно можно сказать: личная обида не должна быть ведущим мотивом дальнейших действий. Также важно не забывать один из главных принципов работы с подростками в «Большом Приключении»: из-за плохого поведения одного-двух человек не должна страдать вся группа. Необходимо ответить на несколько вопросов. Если проглотить обиду - не пострадает ли авторитет инструктора? (Если ответить матом на мат, пострадает точно.) Как быть с дежурством - кто приготовит завтрак? Как выстраивать дальнейшую линию взаимоотношений с Иваном? Как можно было предотвратить ситуацию (не давать при всех прямого распоряжения, привлечь к выполнению обязанностей каким-то обходным путем и т.д.)?

История четвертая

Группа воспитанников детского дома. Готовая команда - слаженная, активная, настроенная на работу. От всего происходящего в лагере ребята в полном восторге, на ура проходят веревочный курс, работать с ними - одно удовольствие. И друг за друга стоят горой. Сопровождающий - мужчина, педагог детского дома, бесцветная личность, авторитета у ребят не имеет. В группе два лидера - Макс и Алекс (по 15 лет), физически отлично подготовленные, могут организовать группу на любое дело. Единственное, что настораживает, упрямы, всегда уверены в своей правоте, нелегко идут на уступки.

Третий день похода. Ночь. Инструктор просыпается и понимает, что Макс и Алекс нарушили одно из главных правил лагеря и находятся в палатке девочек. Ваши действия...

Как призвать детей к порядку, не испортив при этом идеальный поход и не восстановив против себя группу. Очень желательно обсудить ситуацию со всеми вместе во время первого же сбора - до или после завтрака. Поговорить о правилах, о том, для чего они придуманы, о том, какую инструктор несет ответственность за детей, за все их поступки, как он им доверяет. Можно «сыграть» на самостоятельном походе: сказать, что их поведение ставит под сомнение целесообразность и безопасность его проведения. Сложнее решить - что же надо сделать непосредственно ночью, чтобы вытащить парней из палатки девочек. Действовать надо достаточно жестко, не забывая по возможности о чувстве юмора. При этом постарайтесь подавить раздражение, возникшее из-за того, что вам приходится ночью вылезать из палатки и наводить порядок. Недопустимо сказать вслух, что надо разойтись, и уйти (заснуть), не проверив, выполнено ли ваше распоряжение.

История пятая

Сопровождающий Олег, 20 лет, студент педагогического института, приехал в лагерь для прохождения педпрактики. Курит. В походы никогда не ходил, к полевым условиям морально не готов - отсутствие комфорта и физические нагрузки его удручают. Детей увидел впервые на вокзале, по дороге успел установить с ними неплохой контакт. С самого начала пребывания в лагере выражает недовольство абсолютно всем - жалуется на комаров, плохую еду, обращает внимание на все дефекты снаряжения. Группа быстро поддается его настроению. Инструктору удается нейтрализовать влияние сопровождающего и настроить ребят на рабочий лад. Но все-таки инструктору постоянно приходится прикладывать некие дополнительные усилия. Это выматывает, и все время главное лицо в лагере - инструктор - словно балансирует на грани конфликта с сопровождающим. Второй день похода. Утро. Инструктор просыпается, выходит из палатки и застает следующую картину. Сопровождающий и двое дежурных сидят у костра и беседуют. Дежурные, как и положено, заняты готовкой, Олег курит. В трех метрах от него курилка - место, которое накануне группа огородила специально для курильщиков. Ваши действия...

Здесь могут быть две разные стратегии поведения - в зависимости от того, кто инструктор: женщина или мужчина. В любом случае с сопровождающим лучше выяснять отношения не при всех. Так как в целом обстановка в лагере спокойная, надо отозвать сопровождающего в сторонку и поговорить, постаравшись забыть о неприязни, накопленной за предыдущие дни. Необходимо напомнить, что вы оба несете ответственность за детей, что ваш настрой создает атмосферу в команде. Объяснить, что невыполнение элементарных правил может повлечь за собой трагическую ситуацию, например, лесной пожар. В идеале необходимо убедить сопровождающего признать перед детьми свою ошибку: «Ребята, я сегодня покурил у костра и был не прав». Всеми силами (но не в ущерб своему авторитету) надо постараться не допустить конфронтации с сопровождающим. Возможно, его просто необходимо выслушать - как ему, бедному, плохо, посочувствовать и рассказать, каково было вам в вашем первом походе и т.д.

История шестая

Группа подростков и пассивная сопровождающая Вера (22 года). Скажешь ей делать - делает, не скажешь - инициативы не проявит; вместо того чтобы организовать детей на выполнение работы, предпочитает молча сделать сама.

Группа под стать - малоактивные дети, у которых трудно вызвать энтузиазм. Исключение составляет старшая девочка Надя (16 лет) - трудолюбива, энергична, порой даже приходится ее сдерживать. Что самое ценное - может увлечь ребят, таким образом, она зачастую выполняет функцию сопровождающего. Недостаток у Нади - не переносит критики в свой адрес и страшно упряма. Поход, второй день. С самого начала Надя стала «правой рукой» инструктора. Она - капитан второго катамарана. Однако дал себя знать еще один минус - она практически не вынимает из ушей плеера и некоторые слова инструктора слышит только с третьего раза. Впереди первый порог, катамараны идут рядом. Вы кричите Наде, чтобы она выключила плеер, она в ответ смеется: «С музыкой веселее!» Ваши действия...

Одно решение должно быть очень срочным: что сделать, чтобы предотвратить возможную опасность на пороге. И второе - как впоследствии «проработать» Надю. Возможно, вам следует без объяснения причин приказать причалить к берегу и провести групповое собрание, небольшую беседу на тему «Безопасность». На это стоит потратить время даже в ущерб распорядку дня. Чтобы ваше выступление не было сухим и назидательным, приводите примеры из собственного опыта или из «Журнала внештатных ситуаций». Чтобы не испортить отношения с Надей, учитывая особенности ее характера, начните анализ поведения девочки с описания ее сильных сторон (как здорово она начала поход, как много значит для вас ее помощь), а потом переведите беседу на возможные последствия ее поступка. Усложнение ситуации выглядит так: пристать к берегу невозможно, и вы все-таки вынуждены в самый короткий срок убедить девочку вынуть наушники из ушей (приведите аргументы).

Матвей ШПАРО, Екатерина КОЛЕСНИКОВА

Спонсоры «Большого Приключения»: «Никомед» - генеральный спонсор; «Макдоналдс», «Юнилевер», «Каргилл», агропромышленный холдинг ОВА, «Быстров», ООО «Тав», МПК «Крекер», «Эрконпродукт», «Богучарово-маркет», ООО «Товарное хозяйство», Biomill (корм для собак).