Я школьный библиотекарь, миссионер, несущий в мир здоровое творческое созидательное начало. Школьная библиотека - уникальное звено в деле духовного и интеллектуального роста маленького человека. Для воспитанников детского дома школьная библиотека стала первой в их жизни. И от того, как я встречу малыша на пороге в мир книги, зависит очень многое: его взгляд на этот мир, его ощущение связи времен, красоты и гармонии Вселенной и человека в ней.

В детстве закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации будущего человека, жизнеспособность, целеустремленность. Они формируются в условиях родительской любви. Наши дети лишены этих условий. Многие из них никогда не видели домашнего уюта, не знали обстановки, необходимой для нормального развития, были лишены игрушек и книг, так необходимых с раннего детства. Да, действительно, наши воспитанники очень сложные, излишне нервные, зачастую агрессивные, а порой неадекватные в поступках. Сказывается отсутствие семейного тепла, благожелательного и заботливого родительского внимания, влияния семьи. Библиотека - то место, куда они приходят за помощью и поддержкой, и они имеют полное право их получить.

Я должна уметь создать в библиотеке атмосферу, оказывающую благотворное воздействие на ребенка, воспитать у него доброе и доверительное отношение к людям, любовь и милосердие. И в первую очередь, мой главный инструмент в работе с детьми - книга. Хорошая книга, способная лечить тепло и душу. Как это необходимо детям, воспитанникам детского дома!

Школьная библиотека - ресурсная база модернизации образования, важное структурное подразделение образовательного учреждения. Поэтому ее работа неразрывно связана со всей жизнью школы не только книгами и советами, но и действенной помощью педагогам, воспитателям, ученикам. Библиотекарь работает в единстве со всем педагогическим коллективом, прививая читателям ценностные установки к идеалам мира, развивая потребность и стремление к познанию, активизируя читательскую деятельность детей, способствующую адаптации воспитанников в окружающем их мире.

Прошли те времена, когда работа школьного библиотекаря заключалась только в выдаче книг и учебников. Он сегодня должен обладать не только высоким профессионализмом, но и быть в курсе новых учебных программ, иметь представление о новых педагогических технологиях, верить в свою работу, любить детей, понимать их проблемы и внутренний мир. И еще одно обязательное качество должно быть ему присуще - способность к творчеству. Если библиотекарь - творческий человек, тогда проведение любого мероприятия выливается в праздник. Детский праздник в школе дает детям возможность проявить свои способности, склонности, а библиотекарю лучше узнать своих читателей. Дети с удовольствием участвуют в различных делах школьной библиотеки, что меня очень радует.

Мне приходится много работать с детьми, организовывая их досуг, потому что в нашем детском доме воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. А детей, постоянно проживающих в детском доме, надо чем-то занимать, увлекать, обучать, воспитывать. Я считаю, что одним из важнейших средств адаптации детей-сирот в обществе остается досуговая деятельность, потому что от нее зависит, как ребенок распределит свое свободное время, чем увлечется, чем будет дорожить, каковы будут взаимодействия с окружающими людьми. Лучше учить, лучше воспитывать - настоятельное требование времени. И эффективность моего труда зависит от активности, инициативности, творческих поисков, вводя ребят в мир истины, добра и красоты.

Организация детского досуга, сплочение ребят вокруг библиотекаря, педагога, работа на конечный результат - вот слагаемые, которые позволяют увидеть картину воспитательного процесса в целом, когда дети активно выступают в различных делах школьной библиотеки. Опыт работы убеждает, что библиотека играет большую роль в образовательном и воспитательном процессе.

Книга, несмотря на век компьютеров, остается вечным источником знаний. Хочется, чтобы за этим шли дети в библиотеку. Я принимаю участие в городских, областных, всероссийских конкурсах. Стала лауреатом областного конкурса «Лучшая школьная библиотека 2005 года», заняла второе место. Успех окрыляет, забываются огорчения, остается только смотреть и радоваться: ребятам хороши и комфортно. И в ответ на мою улыбку сияют детские глаза. Значит, мои усилия не напрасны, и работаю я, помогая педагогам воспитывать и растить человека, открывая с помощью книг окно в реальный мир.

Школьная библиотека - достойный, равноправный и надежный партнер школы. В перспективе она должна стать информационным центром для школьников и учителей, тем более что высокого качества образования невозможно достичь без хорошей библиотеки, без достаточного ее финансирования.

Татьяна ГОРЕЛИКОВА, заведующая библиотекой детского дома-школы №11, Юрга, Кемеровская область