Наноэкономика - раздел экономической науки, изучающий экономику физических лиц. Если раньше экономика прежде всего рассматривала страны, регионы и предприятия, то сегодня все более актуально исследование хозяйственной деятельности отдельных индивидов. А каждый человек является именно миллиардной частью всего населения нашей планеты. Бурное развитие информационных технологий, возможность работы на дому, высокая гибкость рынка труда и широкое внедрение интернета позволяют людям иметь собственное «хозяйство», не зависеть от коллег по работе, начальников и подчиненных. Сегодня многие профессии (такие, как программисты, репетиторы, журналисты и т.д.) состоят из отдельных, достаточно независимых людей. Это и есть совокупность самостоятельных индивидов, которые являются объектом исследования наноэкономики.

А что же учителя?

Родители очень часто отдают ребенка в школу к какому-то конкретному педагогу, старшеклассники стремятся изучать предмет у конкретных преподавателей. Профессия учителя знаменательна тем, что она в значительной степени подходит для того, чтобы внутри нее развивались индивидуальные самостоятельные «хозяйства». Основные предпосылки для этого:

- высокий уровень образования учителей;

- достаточно гибкий рабочий график;

- востребованность образовательных услуг в обществе;

- индивидуальность и трудное копирование образовательных услуг.

Профессия учителя всегда считалась одной из самых нужных и трудных. На плечи педагога традиционно ложится громадная ответственность как за образование каждого конкретного ученика, так и за будущее страны в целом, ее научный и творческий потенциал. Государство, казалось бы, должно всячески стимулировать и поощрять работу преподавателей, однако на поверку все получается с точностью до наоборот: положение, в котором находятся российские учителя, иначе как плачевным не назовешь.

Но, как это ни покажется странным, низкая зарплата может быть стимулом для саморазвития и появления собственного независимого хозяйства. Недаром говорится, что настоящий художник должен быть всегда «немного голоден». Низкие зарплаты не дают учителям превратиться в «офисных менеджеров», получающих хорошую зарплату, но с утра до ночи просиживающих в офисах и не имеющих возможности для самообразования и развития личности. А многие преподаватели средней и высшей школы сегодня вынуждены искать дополнительные источники заработков, создавать кружки и дополнительные курсы, оказывать платные образовательные услуги. Именно поэтому до сих пор среди учителей можно встретить немало талантливых и неординарных личностей, которые с помощью своих навыков и знаний могут себя материально обеспечить, даже несмотря на крайне низкий официальный уровень оплаты труда.

Евгений СМЫШЛЯЕВ, преподаватель экономики лицея города Лобни, учитель года Московской области-2006