Несмотря на высокие экономические затраты на содержание сельских школ, они необходимы как детям, в них обучающимся, так и всему обществу.

Во-первых, сельская школа является одним из главных селообразующих факторов. Село живет до тех пор, пока в нем есть школа. Совершенно ясно, что уничтожение школ приведет к ухудшению социальных условий на селе в целом. Во-вторых, подобная «забота» приведет к тому, что практически парализуется деятельность школ по психолого-педагогической поддержке семьи и детей группы риска.

Именно учителя сельских школ с особой ясностью видят последствия «экспериментаторства» чиновников от образования. Детям из неполных семей, из семей пьющих родителей будет очень сложно, а порой и невозможно адаптироваться в незнакомой обстановке чужого коллектива в чужом городе. И как следствие - пропуски уроков, неуспеваемость и риск попасть в разряд неблагополучных.

При разработке закона о нормативах бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений чиновники не опирались на реалии современности. В решении коллегии от 21.12.2006 г. записано: «Необходимость реструктуризации диктуется значительными изменениями демографической ситуации, кадровой обеспеченности по сравнению с теми условиями, в которых складывалась образовательная сеть». При этом чиновники постарались «забыть», что после действительно большого демографического спада начался не столь стремительный, но устойчивый подъем рождаемости. Недавно принята программа по переселению соотечественников в нашу область, а это значит, что в сельских школах надо будет открывать новые места.

В законе о нормативах бюджетного финансирования рассчитано, что в сельской школе средняя наполняемость классов должна быть не менее 25 учеников. Из каких соображений был сделан подобный расчет - совершенно непонятно.

Удивляют «выведенные» коэффициенты по типологии школ. Для школ, как наша (она не является малокомплектной, так как при общем количестве учащихся 90 человек в зависимости от демографической ситуации того или иного года наполняемость классов колеблется от 7 до 20 учащихся), эти коэффициенты не позволяют выделить необходимую сумму даже на оплату труда учителей, среди которых учителя только первой и высшей квалификационной категории. К тому же эти коэффициенты собираются понижать из года в год гораздо быстрее, чем нормализуется демографическая ситуация.

С законом школы были ознакомлены только в марте 2007 года, а принят к исполнению он был с 1.01.2007 г.

Но, может быть, и правда, от сельских школ одни неприятности?

Хотя возьмите нашу школу. На конец учебного года в ней было 90 учеников. С прошлого года она стала основной. По итогам этого года у нас 8 отличников, качественный процент успеваемости - 53,6 (от аттестуемых), то есть без троек в школе учатся больше половины учеников. Нет ни одного второгодника. Каждый год ребята успешно принимают участие в городских и областных конкурсах и фестивалях.

В школе вот уже который год нет кадровых проблем. Большинство учителей владеют навыками работы на компьютерах, освоили мультимедийное оборудование.

Как и в любой школе, у нас есть проблемные ученики (по успеваемости, поведению). Но благодаря тому, что поселок маленький, учитель постоянно держит под контролем каждого ученика не только во время уроков, но и во внеурочное время, имеет возможность работать и с его семьей. На протяжении трех лет учащиеся нашей школы не состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних

Конечно, это может кому-то показаться излишеством: пусть будут, как все. Но тогда это повлечет за собой человеческие потери, во много раз превосходящие экономическую выгоду, которую планируется получить от уничтожения сельских школ. И в конечном итоге в проигрыше останемся все мы. Только исправлять сегодняшние просчеты будет гораздо сложнее, если вообще будет возможно.

От имени родителей Юлия ГОЛУБЕВА