В этом году семиклассник Павел Аликин ввел в замешательство Министерство образования Пермского края. Взял и победил в двух краевых олимпиадах среди... девятиклассников. Причем вовсе не по математике, согласно профилю гимназии, а по истории и литературе.

В министерстве задумались: а на какую олимпиаду посылать его на всероссийский этап? На две-то уж откровенно тяжело.

- Да он справится! - вступилась гимназия, эффективно реализующая программу «Школа успеха» и поддерживающая своих ребят во всех проявлениях их талантов, будь то учебные, спортивные или творческие. - Если потребуется, мы поможем во всем - с подготовкой, литературой, психологической поддержкой...

И вопрос был решен в его пользу: пусть едет на обе. Павел поехал и обе выиграл! У самых головастых девятиклассников всей России! Как говорят педагоги, в Прикамье зажглась новая интеллектуальная звездочка.

- Как ты решился помериться силами с девятиклассниками? - спрашиваю у Павла.

- А что было делать? Олимпиады за 7-й класс не проводятся ни на российском, ни на региональном уровнях. А у нас в гимназии проходили районные этапы этих олимпиад. И мне показалось, что мои знания по литературе и по истории позволяют хотя бы на равных посостязаться с участниками. Я очень много читаю...

- Так и представляется, что ты весь заучен, замучен. Вздохнуть некогда?

- Я бы так не сказал. Наоборот, считаю себя ленивым. Я мог бы заниматься гораздо больше и продуктивнее, если бы не только правильно выстраивал свой день, но еще и выстраивал свой круг чтения.

- А что ты читаешь?

- Больше всего я люблю русскую классику XIX-XX веков. Частично - литературу Серебряного века. У нас дома хорошая библиотека русской прозы и поэзии. Не обижена и зарубежная литература - несколько полок книг.

Увлекаюсь публицистикой. Она необходима для того, чтобы лучше знать жизнь, знать мир. Даже если взгляды авторов глубоко расходятся с моими собственными взглядами. Мне нравится, что публицистика всегда злободневна, пристрастна. Скажем, с интересом прочитал «Россию распятую» Глазунова, хотя это произведение и называют националистическим, шовинистическим...

А вот научной литературы по истории я читаю меньше. Не всегда хватает моих знаний, чтобы понять ее во всей глубине. Хотя без нее, насколько я понимаю, серьезные познания невозможны. Круг интересных мне авторов - Карамзин, Ключевский, Костомаров, Зимин, Тихомиров... То, что написано по делу, без перегибов, без отрицания всей истории и переосмысления ее в явно искаженном ключе.

- А как же Гарри Поттер?

- Такие произведения пишутся для развлечения, чтобы заполнить какую-то очень малую часть духовного мира читателя. Сейчас выходит масса книг, которые издаются, чтобы стать бестселлерами на некоторое время. А потом становятся неинтересными.

- А еще скажешь, что в отличие от своих сверстников ты не любишь боевики, блокбастеры?

- Не скажу. Они очень разные. Хорошие, качественные фильмы есть во всех жанрах. Даже если это фильмы ужасов... И там есть свои классические образцы.

Я даже ничего не имею против насилия, мата, эротики на экране, если все это необходимо художественно. Не для того, чтобы пробудить в человеке низменные чувства, чтобы он напился и пошел так же убивать и уничтожать, как увидел на экране. А чтобы посмотрел и задумался: как же мы дожили до такой разрухи и чернухи?

Мне интересен человек во всех его проявлениях, в быту, в обществе. Сейчас я присматриваюсь к обществознанию, которое мы начали изучать в 7-м классе. Может быть, позанимаюсь им углубленно. Возможно, в старших классах поучаствую в олимпиадах по социологии...

- А насколько сложными тебе показались задания всероссийских олимпиад, в которых ты участвовал?

- Обе олимпиады состояли из 3 туров. Первый тур по литературе - это тест на знание классики и литературой теории. Нужно было узнать отрывки из произведений, показать знание терминов, литературных размеров. Два других тура - сочинения и комплексные анализы поэтического и прозаического текстов.

А по истории нужно было написать два эссе. Одно на тему: символическое событие в истории XX века. Событие можно было выбрать самому. А второе - на одну из заданных тем. Его потом нужно было еще и защищать устно: от жюри и от конкурентов.

- И что ты выбрал?

- Для символического эссе Государственную Думу Муромцева 1906-1907 годов как основание российского парламентаризма. Давалось очень мало времени. Все нужно было изложить очень коротко, сжато. Я не очень доволен тем, что сделал.

Как ни странно, мне было легче писать эссе на заданную тему с последующей защитой. Кстати, такое задание на Всероссийской олимпиаде по истории давалось впервые за все годы ее проведения. Я написал эссе по Ивану Грозному, эпоха которого, как и личность царя, мне очень интересны. По этому вопросу я хорошо и много готовился. Прочитал много трудов. В подготовке к олимпиаде мне очень помогали учителя, преподаватели вузов.

- Современным подросткам, наверное, нравится Иван Грозный? Как сильная личность, притягательная для подражания?

- Неоднозначный вопрос. Взгляды на него в литературе: от святого до средневекового Сталина. Лично я склоняюсь к тому, что Иван Грозный - это логически необходимый этап в завершении российского средневековья. И дед, и отец Ивана Грозного подчиняли княжества, централизовали власть. Он довел все это до конца.

Но за исключением территориальных приобретений на Востоке и в Приволжье он принес больше отрицательного, чем положительного. Разрушил внутреннюю экономику. Подорвал силы народа войной. Подвел все к Смутному времени...

- Подспудно напрашиваются какие-то аналогии с нашим временем?

- Вряд ли их можно проводить. Да и безопасно ли? Хотя какие-то параллели просматриваются. Скажем, с кем воевал Иван Грозный? С литовцами, с поляками... Нас сейчас тоже недолюбливают в Европе.

Кроме того, есть и территориальные вопросы с Востоком: Японией, Китаем... Есть извечные проблемы непонимания российского менталитета.

- А как ты считаешь, по отношению к человеку как наше государство развивалось?

- При всех режимах одинаково. Дум простого человека, который по большому счету хотел личного счастья для себя, его мнения никто никогда не уважал и не учитывал. Это было не только у нас. Во всех государствах. В той же Америке, которая везде свою демократию распространяет, тоже все непросто. Человек и унижается, и притесняется. Но это вопросы не ко мне. Не к школьнику - подростку.

- Пусть их поднимают оппозиционные партии?

- Мне кажется, оппозиционные партии сейчас карманные. Это часто бывает в истории. Те же тори и виги в Англии никогда не были кардинально противоположны. Ведь когда государство раздирается на партии, идет нестабильность в обществе. В сильном государстве все люди должны быть чем-то сплочены.

- В будущем ты видишь себя лидером?

- Для меня вопрос - Кем быть? - не стоит так остро, как для выпускников 10-11-го класса. Еще есть время подумать и выбрать.

Сейчас, если я занимаюсь чем-то серьезным, то люблю делать это один. Читать ночью, чтобы никто не мешал.

Может, это и возрастное. Для подростка очень важно быть самостоятельным, ни от кого не зависеть. Хотя я не скажу, что я неконтактный человек.

- Тебе интересно с одноклассниками?

- Конечно! Живое общение с ребятами очень обогащает. Оно дает то, что не найдешь ни в одной книге, ни в телепередаче, ни в каком-то другом источнике. Мне очень интересно наблюдать, как в совсем юном человеке, в 15-16-летнем подростке, зарождается первое сильное чувство: первой мести, обиды, первой влюбленности. Анализировать это, примерять к себе.

Человек должен развиваться в кругу своих сверстников! Я мог бы, наверное, учиться экстерном. Но живое общение не заменит ничто!

- Ты любишь получать или отдавать информацию?

- Получать информацию для меня всегда ценно. Любую! Даже по тем вопросам, которые меня мало интересуют. Мало ли что в жизни пригодится! А делиться информацией тоже важно. Чтобы не замыкаться на себе и поддерживать нормальные отношения с ребятами и взрослыми. Когда ты делишься чем-то важным, теми знаниями, то и отдача, думаю, будет соответствующая, нежели у человека, который думает только о себе.

- Сейчас ты в математическом лагере. А дальше? Так все лето и будешь учиться?

- Нет. Позволю себе каникулы.

- Как ты их проводишь?

- Очень не люблю, когда отдых не приносит никакой пользы душе. Когда человек тупо валяется на пляже и ничего в нем не меняется. Поэтому я предпочитаю поездить по городам России. Посмотреть музеи, исторические здания. Не только Москву и «Золотое кольцо». Например, Верхотурье в Свердловской области - интересный город, собор ХVII века...

У нас в крае я был почти везде, где можно посмотреть что-то интересное: в Усолье, Соликамске, Чердыни, Белогорском монастыре, Кунгурской ледяной пещере...

Меня очень огорчает, что многие исторические памятники просто в ужасном состоянии... И у нас, и в Центральной России. Храмы ХII-ХV веков требуют немедленной реставрации, иначе скоро развалятся. Сейчас об этом много пишут. Может, что-то изменится?

- Наши власти спохватились наконец, что уходит что-то изначальное...

- Если следовать формуле Уварова «православие-самодержавие-народность», где самодержавие вовсе не означает тиранию, храм - это источник русской ментальности, русской духовности. Поэтому нельзя, чтобы храмы были в таком состоянии. Но тут важно не перегнуть...

- Что именно?

- Думаю, будет плохо, если церковь вернет абсолютно все, что у нее было до революции. Я читал, что в прошлом году в одном из российских регионов запретили печатать «Сказку о попе и его работнике Балде» Пушкина. Кому-то не понравился образ попа в этой сказке...Это уже перегиб. Чистейшей воды клерикализм.

Извините, мы тут о многом поговорили. Но я бы хотел, чтобы в вашей публикации была и ложка дегтя.

- Какая?

- У меня иногда бывает звездная болезнь.

- Как она проявляется?

- Я стараюсь оценивать себя адекватно. Но иногда бывает довольно трудно удержаться от излишнего умничанья. Блеснуть своими знаниями там, где это, может быть, не нужно. Возможно, это не столько личностное, сколько возрастное. Подростку свойственно казаться лучше других...

- Меня больше удивляет, что у тебя совсем не подростковая, а какая - то очень уж рафинированная лексика. Ты и дома так разговариваешь?

- У меня такой круг знакомых. Все придерживаются правила грамотно и красиво говорить. Даже если за окном все совсем другое.

- И никогда не бывает желания сказануть что-нибудь от души, без купюр?

- Бывает, как, наверное, и у всех. Но все же ребята у нас в гимназии утверждаются не за счет того, что вот такой крутой, раз курю или пью. У нас другая основа для самоутверждения! Другая атмосфера!

У нас не косятся на отличников. Радуются успехам всех, кто чего-то добивается: «перепрыгивает» через классы, побеждает в олимпиадах, получает медали... Их всегда поздравляют на торжественных линейках. В школе вывешиваются поздравления. В этом году у нас 23 медалиста! Из трех ребят, получивших на ЕГЭ по математике по 100 баллов, - двое из нашей гимназии!

И я считаю, что мне очень повезло, что я учусь здесь в унисон с домашними пожеланиями не останавливаться на достигнутом.

- Это трудно...

- Но я глубоко с этим согласен. Потому что многие талантливые люди часто не достигают того, что могли бы, именно потому, что рядом нет никого, кто, зная о слабости характера, подгонял бы их.

Пермь