Первые сто строк

Социологи выявили и другую закономерность. Чем выше достаток в семье, тем меньшее значение для подростка имеет качественное образование. Дети из богатых семей на первое место для достижения успеха ставят связи и знакомства. У детей из бедных семей все наоборот: на первом месте качественное образование и трудолюбие, затем связи и знакомства.

Еще более интересны ответы на вопрос: «Каких правил, по вашему мнению, следует придерживаться в жизни?» Ранг «абсолютно бесспорных истин» получили - «необходимо всячески стремиться к развитию кругозора, культурного уровня» - 95% опрошенных ответили: скорее согласен с этим принципом, чем не согласен. Сексуальные отношения до брака считают вполне допустимыми две трети выпускников. Согласны брать взятки 16,5% респондентов, 27% затруднились оценить этот «принцип». Кто больше готов брать взятки? Среди мальчиков (23,9%) в два раза больше потенциальных взяточников, чем среди девочек (10%). По типам школ, как утверждают социологи, этот процент не отличается, а вот от семейного достатка зависит серьезно. Чем выше в семье достаток, тем выше процент готовых брать взятки.

Тридцать процентов опрошенных выпускников считают, что «ради решения важных личных проблем можно пренебречь приличиями, нравственными нормами». И еще треть затруднились ответить, согласны они с этим утверждением или нет. Каждый третий уклонился от ответа на вопрос, как вы оцениваете «правило»: делать лишь то, что сулит личную выгоду, а 14% однозначно ответили, что они и будут делать только это.

Сорок процентов уверены, что в списывании на экзамене, контрольной работы нет ничего предосудительного, и только 7 процентов считают это абсолютно недопустимым. Что же касается того, чтобы купить, переписать из интернета или списать чужую работу и сдать под видом своей, здесь доля тех, кто считает это абсолютно недопустимым, больше - 28%. Хотя каждый четвертый не видит в этом ничего плохого. Позиция детей не зависит ни от типа школы, ни от достатка родителей. Кстати, возможность «не вернуть в срок небольшой денежный долг» резко осудили чуть больше половины опрошенных.

Как они проводят свое свободное время? На первом месте прогулки, отдых на природе - 48%. Чаще этим занимаются девочки и дети из менее состоятельных семей. У мальчиков на первых местах: компьютерные игры - 45%, интернет - 38,3%, спорт (38%). Только 11,9% девочек назвали спорт одним из видов проведения своего свободного времени. Как одну из трех наиболее часто используемых форм досуга назвали выпивку 28% мальчиков и 18,8% девочек. В театры, на концерты, на выставки ходит совсем незначительное число опрошенных.

Я специально не комментирую каждую цифру, оставляя вам возможность поразмышлять и сделать свои выводы, что происходит с нашей школой, системой воспитания. Если честно, то вначале меня эти данные шокировали. Но потом я понял, что они простое отражение того времени, которое прожили наши выпускники. И школа совсем не виновата, что они такие. Время, а точнее, политики и власть сделали их такими, какими они есть. Они пришли в школу в девяносто шестом году. Выборы Ельцина, его болезнь, коробка из-под ксерокса. Скрытая безработица, абсолютное бесправие, люди полностью зависели от работодателя, профсоюзы не работали. Родителям было не до воспитания: надо было выжить в условиях, когда все рушилось. Процветала коррупция, появилась семибанкирщина, когда семь банкиров-олигархов за поддержку Ельцина на выборах выторговали себе поддержку Кремля и начали управлять экономикой и политикой. Именно тогда произошло сращивание олигархов и власти. У государства не было денег на социальные программы, и бизнесмены-олигархи предложили: они кредитуют правительство на выгодных условиях, а взамен приобретают госсобственность за бесценок на залоговых аукционах. Вот оттуда и пошли многие нынешние миллиардные состояния. Казалось, что экономика начинает развиваться. Но ничем не подкрепленный рост денежной массы привел к дефолту, появилось огромное количество финансовых пирамид. Люди вкладывали все деньги и теряли их. Чечня, политические и экономические скандалы, взрывы домов, теракты. Эти дети слышали, что говорят их родители. Не им, а между собой. Именно эти разговоры и запоминаются детьми. Они видели, как их соседи, ученые, уезжают на Запад. Они чувствовали на себе, в школе постоянно растущее расслоение общества, которое с годами не только не сократилось, а катастрофически возросло. Они слышали, как телевидение призывало: играйте, играйте, играйте - и вы станете миллионерами. Никто не говорил им о том, что добиться успеха можно, много и напряженно работая. Потому что и сами взрослые в это не верили...

...Мы получили то, что посеяли, все вместе.