Дело в том, что прежде аналогичные находки вытаскивали с берега. Технически это было проще, но сами боевые машины в данном случае зачастую получали серьезные повреждения.

- Время не щадит металл и любой толчок ведет к деформации, а то и приводит в негодность ту или иную часть, - рассказала Вера Позднякова, заместитель директора музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда» - заказчика работ по подъему танка. - С воды шансы поднять танк, не повредив его, гораздо выше. К тому же он находится на большой глубине - 15 метров.

Надо отметить, что непосредственному подъему предшествовала серьезная подготовка, которую провели специалисты фирмы «Искатель». Она уже имеет опыт подобных работ. Сначала, используя современную аппаратуру для эхо-локализационного поиска, смогли обнаружить точное местонахождение танка. Затем группа из шести водолазов под руководством подводного археолога Айвора Степанова тщательно обследовали боевую машину и прилегающее пространство. Не зря - рядом обнаружили ящик с несколькими десятками снарядов. Вызванные саперы обезвредили опасную находку. По ходу возникали и другие трудности. В частности, нужно было под водой в условиях сильного течения очистить танк от песка снаружи и изнутри.

Плавучий кран грузоподъемностью 16 тонн предоставил давний и надежный партнер музея ОАО «Невский завод». С его помощью аккуратно обвязанный тросами танк подняли со дна, а затем переместили на землю. Со стороны могло показаться, что это могучий рыбак тащит пойманную бронированную «рыбу»...

Сразу после подъема продолжилось разминирование: значительная часть боекомплекта (а он у этого танка по нормам 72 выстрела) и патронов к пулемету остались неизрасходованными.

- Теперь танк отправится на реконструкцию, - поделилась планами Вера Позднякова. - После чего займет место в экспозиции музея. Он станет четвертым: до него удалось вытащить тяжелый танк КВ-1, а также танки Т-26 и Т- 38. Каждый по-своему уникален.

Не исключение и БТ-5: эта по сути экспериментальная модель Харьковского паровозостроительного завода выпущена в 1934 году. Танк отличался легкостью (13 тонн) и быстроходностью. Ведь он мог двигаться как на гусеничном ходу (до 52 километров в час), так и на колесах - до 70 километров в час.

Возможно, удастся узнать имена трех членов экипажа погибшего в 1941 году танка - их в машине обнаружить не удалось. Вполне вероятно, что им удалось покинуть боевую машину, но какова дальнейшая судьба - неизвестно.

Как сообщили поисковики, по их предположениям в акватории реки, прилегающей к «Невскому пятачку», еще могут находиться танки и даже самолеты. Требуется обследование. Кроме того, в будущем сотрудники музея-диорамы планируют вместе с коллегами начать поисковые экспедиции в Ладожском озере, по которому проходила легендарная «Дорога жизни». Словом, не исключено, что в ближайшем будущем удастся найти и восстановить очередные реликвии фронтовых лет.