Не успели доставить газету по адресам подписчиков, как на редакцию обрушился вал звонков. Звонили родители, выпускники и учащиеся школы-лаборатории № 875. Когда появляется критическая публикация, и то не бывает столько откликов. О чем говорили звонившие? О том, что в школе начался ремонт и мозаику уничтожают. Нужно было разбираться в ситуации, потому что так не бывает, чтобы столько человек говорили неправду. И в школу был направлен журналист «Учительской газеты» Оксана Родионова. Ей удалось поговорить с учителями, которые в тот день были в школе. Единственный человек, который не захотел разговаривать с журналистом и ограничился несколькими репликами, была директор Наталья Петровна Сидоренко. Наталья Петровна не просто не захотела разговаривать, она пригласила охранника и предложила ему вывести журналиста из здания. Такого за всю историю «Учительской газеты» мы не могли припомнить. К чести Оксаны Родионовой, когда редколлегия приняла решение о публикации ее материала, ей удалось удержаться от эмоций и не руководствоваться обидой, хотя она могла бы в подробностях рассказать о своей встрече с директором, и рассказ тот был бы не в пользу Натальи Сидоренко.

После выхода номера газеты с материалом Оксаны Родионовой редакция получила два письма. Первое - от учителей школы № 875. Что написали педагоги?

Масло в огонь несуществующего конфликта

Главному редактору газету «УГ Москва» П.ПОЛОЖЕВЦУ

Мы, учителя школы №875 ЗАО г.Москвы, прочитали статью «Разрушение души» в «Учительской газете» №25 от 19.06.2007 г. Автор статьи - Оксана Родионова. Коллектив учителей школы возмущен необъективным изложением событий в статье и односторонним освещением жизни коллектива.

Статья помещена в рубрике «Конфликт в разрезе», что предполагает наличие в коллективе двух противоборствующих сторон. Ничего подобного в школе нет. Школа работает уже в течение 35 лет, имеет прекрасные традиции, в числе которых и фундаментальная подготовка учащихся по предметам, и широкое использование искусств - театрального, изобразительного, танцевального - мультимедийных технологий для нравственного воспитания подрастающего поколения. Естественно, здание школы за эти годы обветшало, кое-что устарело из оформления.

Мы благодарны Департаменту образования ЗАО г.Москвы, который дал шанс обновить здание школы, пополнить материально-техническую базу для дальнейшего развития учебно-воспитательного процесса в результате планового капитального ремонта. Мы благодарны строителям, представителям фирмы «Фасад-80», за интеллигентное отношение, добросовестную и качественную работу. Мы восприняли это как подарок школе к 35-летнему юбилею. В статье Родионовой О. написано: «Ребенку очень важно дать шанс изменить мир вокруг в мелочах, в деталях». Вот он и появился, этот шанс, но неожиданно вылился в «конфликт». Мы все уважаем творческий труд наших коллег, наших детей - бывших выпускников, и украшавшая рекреацию около 30 лет мозаика, о которой идет речь в статье, сохранена там, где она вписывается в современный интерьер. Например, в начальной школе: яркое, радостное панно будет украшать рекреацию и создавать детям праздничное настроение. А мозаика в переходе потускнела, обилась, появились острые края, которые могут быть причиной травм. К сожалению, корреспондент газеты О.Родионова не нашла времени и возможности обсудить эту проблему с коллективом школы, работавшим в непростых условиях ремонта с учащимися, готовя их к экзаменам. И, таким образом, статья эта несвоевременна, подливает масло в огонь конфликта, на наш взгляд, несуществующего, надуманного. Данный вопрос обсуждался на педагогическом совете №7 от 29.05.2007 г., и было принято решение о частичном сохранении детских мозаичных работ и изменении интерьера на 1-м и 3-м этажах. Корреспондент Родионова О. позволила себе неоднократно неуважительно отозваться о директоре школы, заслуженном учителе РФ, почетном гражданине района «Тропарево-Никулино» Сидоренко Наталии Петровне, руководящей школой 22 года. За это время школа не только не потеряла своего лица, авторитета, но и многое приобрела в разнообразных направлениях учебно-воспитательной работы, получила статус школы-лаборатории эстетического воспитания.

Учащиеся школы неоднократно побеждали в различных конкурсах по искусству, в олимпиадах по предметам, как окружных, так и городских, в спорте. Коллектив работает творчески, в школе трудятся 5 заслуженных учителей РФ, многие учителя носят звание «Отличник народного образования». Школа соответствует современным требованиям к образовательному учреждению. Коллектив учителей школы считает, что название статьи Родионовой Оксаны и ее интерпретация событий оскорбительны для нас. О каком разрушении души может идти речь, если в школе продолжен и успешно закончен учебно-воспитательный процесс. Ведь не только учителя, но и учащиеся, и родители большинства классов подтянулись, собрались, организованно помогают учителям, администрации в этом нелегком труде.

Считаем, что редакции необходимо внести коррективы в свою публикацию. Форму, надеемся, вы подберете соответствующую.

18 подписей учителей 875-й школы

Мы не сомневались, что в школе есть прекрасные традиции, иначе не возникла бы мозаика, которая стала традицией, ведь ее создавали много поколений учеников 30 лет подряд. Мы не ставили под сомнение заслуги педагогического коллектива. Нас тревожило другое: почему в этой замечательной школе не сумели услышать голоса родителей и выпускников, почему их мнение не стало поводом к размышлениям о том, как достичь компромисса. Наше предположение, что конфликт, который в письме педагогов назван несуществующим и надуманным, все же существует. Об этом - во втором письме, которое прислали в редакцию выпускники и родители школы-лаборатории №875.

Главному редактору «Учительской газеты» П.Г.Положевцу

Глубокоуважаемый Петр Григорьевич!

К Вам обращаются выпускники и родители учеников школы-лаборатории №875. От всей души хочется поблагодарить Вас, редакцию «Учительской газеты», журналиста Оксану Родионову за статью «Разрушение души, или История одного шедевра» («УГ» №25, 19 июня 2007 г.), в которой затронута крайне серьезная проблема - уничтожение в ходе капитального ремонта уникальных мозаичных картин, которые ученики разных поколений, и мы в том числе, на протяжении более чем 30 лет своими руками выкладывали на стенах родной школы.

Это была работа не из-под палки, не принудиловка и не мероприятие «для галочки». Мы так были увлечены, что трудились не только на уроках изо, художественных спецпредметах, но и в свободное время, после уроков, по выходным. Потому что это интересно, профессионально и красиво. Нам приятно было осознавать, что в этих мозаиках, которые навсегда (как тогда казалось) останутся в школе и которые с гордостью можно будет показывать нашим детям, есть кусочек нашей души. И в Кремле, выложенном в холле первого этажа, и в космическом экипаже, исследующем далекие миры, на втором (этой мозаики уже нет), и в сказочных персонажах в столовой, и в маленьких тематических панно у дверей «предметных» классов, и, конечно, в березовой роще и ее обитателях в переходе между корпусами. Сколько поколений выпускников фотографировались на память в этом переходе в день своего последнего звонка!

На 35-летие школы в марте 2007 года в Москву приехали бывшие ученики, которые по воле судеб сейчас живут в далеком зарубежье. Эти взрослые люди, прилетев за несколько тысяч километров со своими вторыми половинами и детьми , пришли в школу показать ту самую сделанную ими мозаику.

Можно по-разному оценивать, но это факт: первый вопрос, который задают все люди, имевшие когда-либо отношение к школе (ученики, учителя, родители), касается сохранности мозаик. Потому что за долгие годы мозаика перестала быть только элементом оформления стен (другого такого, кстати, нет больше ни в одном московском учебном заведении). Она стала символом 875- й школы.

Школы, которая 35 лет была для ребят вторым домом.

Школы, в которую выпускники, отслужившие в армии, заходили, не дойдя еще до дома.

Школы, которой очень подходило слово «уникальность»: профессиональные театральные студии с сезонными репертуарами, конкурсы эстрады, собственный киноклуб, игры «Что? Где? Когда?» с телевизионными знатоками, светские вечера ХIХ века во фраках и бальных платьях из костюмерных «Мосфильма» и МХАТа.

Школы, в которой работали и, несмотря ни на что, продолжают работать замечательные люди, заражающие энтузиазмом, энергией, любовью к своему делу и учеников, и родителей.

Школы, у которой есть Душа.

Страшно осознавать, что нашей школе грозит не только потеря ее неповторимого лица, но и то, что абсолютно справедливо вынесено в заголовок опубликованной в Вашей уважаемой газете статьи - разрушение души.

Капитального ремонта, разговоры о котором ходили несколько последних лет, мы ждали с большим нетерпением, наивно полагая, что в его процессе нам удастся отреставрировать мозаику, обновить фон, подклеить плитку - до ремонта это делать было бессмысленно. Уже была готова бригада добровольцев - профессиональных архитекторов и дизайнеров, на внебюджетные средства (а, проще говоря, «на свои») закуплены материалы, когда стало понятно, как глубоко мы заблуждались! Да и откуда было знать подробности предстоящего капитального ремонта, если его проект до последнего момента был засекречен от всех, включая родителей нынешних учеников, а ведь они, в соответствии с действующим законодательством, являются заказчиками учебного процесса.

Безусловно, наша мозаика никак не вписывается в чересчур смелые, а местами просто опасные для здоровья детей дизайнерские решения, предусмотренные проектом и уже воплощаемые в ходе ремонта под прикрытием лозунга: «Мы строим школу будущего!». Но стоит ли в угоду сомнительным и сиюминутным модным тенденциям лишаться собственного облика и духа?

Общеизвестен факт: в Курчатовском институте тропинки были заасфальтированы только там, где они были протоптаны сотрудниками, а не где предусматривались проектом. Потому что так удобно людям, которым, в свою очередь, комфортно осознавать, что с их мнением считаются. В наш прагматичный век, наверное, нелепо руководствоваться такими категориями, но в школе учатся дети, и «мозаичный конфликт» разворачивается у них на глазах. Мало того, что большая часть детей очень болезненно воспринимает разрушение мозаик (кое-какие работы сделаны и их руками тоже!), от многих уже слышны категоричные заявления, что они не будут больше участвовать в оформлении школы, потому что этот труд тоже может быть уничтожен.

Разве можно сохранять равнодушие в такой ситуации? Безусловно, нет! И тем ценнее Ваша поддержка, ясная и четкая позиция при освещении сложившейся ситуации. Еще раз благодарим Вас за это!

Хочется верить, что совместными усилиями выпускников школы, тех учителей, бывших и ныне работающих, которых смело можно назвать «хранителями духа школы», родителей сегодняшних учеников и при Вашей неоценимой помощи здравый смысл непременно возобладает. Мы надеемся, что все участники этого противостояния с честью смогут выйти из него, сохранив Школу, ее уникальные традиции, неповторимый облик и потрясающую атмосферу, - Школу, как живой, постоянно развивающийся организм, ведь именно это подразумевается под термином «школа будущего», а не подвесные потолки и зеркальные стены.

Спасибо за Вашу искренность и принципиальность! Удачи и победы всем нам!

С уважением и признательностью выпускники и родители учеников школы-лаборатории №875,

(64 подписи)

Авторы второго письма побывали на приеме у начальника Западного окружного управления образования Валентины Александровны Бадил. После этой встречи строительные работы в школе были приостановлены. Понятно, почему: Валентина Бадил сама была директором гимназии в ЗАО, и, между прочим, очень хорошим директором, именно потому ей и доверили руководить системой образования такого большого округа, как Западный. Уж Валентина Александровна очень хорошо знает, что в момент конфликтной ситуации нужно спокойно проанализировать происходящее и сделать правильные выводы.

Всегда горько, когда конфликт возникает по вине руководителя. Понятно, что человек, который возглавляет школу столько лет, считает, что он может принимать любые решения, поскольку знает, что для данного образовательного учреждения хорошо, а что плохо. Вот и Наталья Петровна Сидоренко, вероятно, думает, что у нее есть такие права, ведь она в самом деле руководит 875-й 22 года. Но сегодня ситуация очень сильно изменилась, нынче разговор, например, идет о создании школьных управляющих советов и о том, что директору придется поделиться властью с этим советом, ибо общество, для которого работает школа, хочет влиять на работу и на развитие образовательного учреждения. Директор (даже самый хороший и опытный) все же наемный работник, которому общество поручает руководство ОУ. В этом смысле представители общества в лице родителей и выпускников - законодательная власть, а директор - исполнительная. Не диктатор, а исполнитель. Директора приходят и уходят, а общество остается, как ни горько сознавать это директорам. Наталья Петровна Сидоренко может оспаривать права родителей и выпускников, ратующих за сохранение мозаики, созданной руками нескольких поколений учеников, но права поднять руку на эту мозаику по единоличному решению (и даже по решению педагогического коллектива, которым она руководит) у нее не было и нет.И уж коль скоро Валентина Александровна Бадил на уровне округа выстраивает должным образом отношения социального партнерства с советом родительской общественности, и уж коль скоро Любовь Петровна Кезина на уровне города постоянно и успешно работает с советом родительской общественности, то мы не видим причин, почему такие отношения не могла бы выстраивать Наталья Петровна Сидоренко. Дело ведь только в желании, умении и понимании того, почему и зачем это необходимо. Судя по письму из школы № 875, такого понимания у директора пока нет. Иначе не появилось бы такое письмо, в котором так хорошо сказано об успешной воспитательной работе, об эстетическом воспитании и ни слова о том, почему в современный интерьер не смогли вписаться многолетние традиции детского творчества.

P.S Пока материал готовился к печати, Валентина Александровна Бадил помогла родителям и выпускникам. Четыре мозаики будут сохранены. Мы выражаем Валентине Александровне искреннюю благодарность за это замечательное и справедливое решение.