Оказалось, что Игорь Александрович руководит областным образованием около года. Впрочем, в образовании он не новичок. В 1991 году создал свою авторскую частную школу в Волгодонске, с 1996 по 2001 год работал заместителем главы города Волгодонска по социальным вопросам, потом заместителем министра культуры области. Так что опыт у него и педагогический, и управленческий богатый и многообразный.

Разговор с Игорем Александровичем начался с воспоминаний о родном городе Волгодонске, потом плавно перешел на экологический центр «Радуга», в котором мне довелось побывать и познакомиться с удивительной женщиной Серафимой Васильевной Волошиной.

- Там, где сейчас владения Серафимы Васильевны, раньше был интернат, помещений не хватало, вот и подыскали интернатовским ребятишкам более просторное здание, а центру «Радуга» отдали этот замечательный островок природы, на берегу залива.

-То, о чем вы сейчас говорите, Игорь Александрович, по сути, было как раз мудрым управленческим решением. Что вообще для вас значат слова «эффективность управления»? Как вы подбираете кадры?

- Безусловно, от руководителя зависит очень многое. У меня есть все основания гордиться нашими директорами образовательных учреждений, большинство из них - настоящие профессионалы. Есть, конечно, и проблемы. Это прежде всего немолодой возраст наших директоров, четверти руководителей мужчин - за 60 - 70 лет, 30 процентов женщин пенсионного возраста. Поэтому мы активно готовим им смену, у нас создана кадровая служба, каждый из назначаемых директоров проходит собеседование в министерстве, учитывается мнение тех людей, с которыми он работал. На первом месте для нас не столько послужной список, сколько реальные дела, которые сделаны этим человеком, и, конечно же, уровень компетенции, профессионализм. Сейчас у нас идет обновление директорского корпуса, специалистов муниципальных органов управления образованием.

- Скажите, а как повысить квалификацию директора и управленца, у вас создана какая-то специальная система на базе ИПК?

- Да, причем не только на базе ИПК, дополнительно мы заключили договоры с Ростовским государственным экономическим университетом (РИНХом) и Северо-Кавказской академией государственной службы. Ведь у многих наших руководителей образовательных учреждений и управленцев помимо педагогического диплома есть еще и экономическое образование, столь необходимое сегодня. Причем стараемся, чтобы экономические знания обновляли не только руководители образовательных учреждений, но и бухгалтеры школ, так как постоянно вносятся поправки в нормативы областного и федерального законодательства. Замечу, что повышение квалификации директоров идет за счет областного бюджета. Но по-настоящему мы сможем вырастить хороших управленцев лишь тогда, когда в наших педвузах появятся нормальные факультеты менеджмента в образовании. Сейчас мы над этим работаем и хотим выстроить такую систему педобразования, которая бы отвечала современным требованиям. Мы уже договорились о едином подходе в решении этого вопроса с пединститутом ЮФУ, с руководителями педколледжей и ректором ИПКиПРО.

- Игорь Александрович, а будет ли какая-то трансформация педобразования в связи с тем, что ростовский педвуз вошел в структуру федерального университета - ЮФУ?

- Обязательно, изменения появятся и в структуре подготовки, откроются новые специальности, а не востребованные рынком труда будут сокращены. Однако здесь важно не перегнуть палку, чтобы мы не оказались в такой ситуации, как с детскими садами. В 90-е годы, когда детей было мало, а мамам было негде работать, их закрыли, а сейчас бэби бум. Конечно, мы строим новые детсады, возвращаем те, которые были перепрофилированы ранее, перестраиваем старые.

- Наверняка то, что педвуз вошел в состав ЮФУ, поможет повысить уровень педобразования?

- Во-первых, я не считаю, что педагогический вуз дает качество подготовки ниже, чем классический университет. Просто у него свои особенности. Хочу также добавить, что у нас в области хорошо развита система среднего педобразования. На Дону 9 педколледжей, более половины из них имеют свои филиалы.

- Игорь Александрович, вы знаете, что наряду с проблемой старения педкадров и нежелания молодежи идти в школу есть еще и другая - выпускники педвузов не всегда могут найти работу в школе, особенно если речь идет о городе, их там просто не ждут.

-Такая проблема есть и в Ростовской области. Для того чтобы ее решить, мы принимаем целый комплекс мер, важнейшая из которых - повышение зарплаты. Мы так же, как и ряд других субъектов России, разработали региональную систему оплаты труда, которая действует с 1 января 2007 года. Руководители образовательных учреждений имеют возможность устанавливать каждому преподавателю в зависимости от качества его работы доплату до 5 процентов. Мы планируем в перспективе увеличить стимулирующий фонд на 20-30 процентов. В 2006 году фонд оплаты труда наших работников образования увеличился на 46 процентов. В этом году, переходя на новую систему оплаты труда, за счет средств бюджета мы планируем поднять с 1 сентября зарплату всем педагогам на 15 процентов. Деньги на это в областном бюджете предусмотрены.

- Скажите, а какова у вас динамика участия школ и учителей в нацпроекте? По сравнению с прошлым годом увеличилось количество желающих участвовать в конкурсах?

- Количество претендентов на одно место увеличилось как по инновационным школам, так и по лучшим учителям примерно в 1,3 раза. Среди победителей есть те, кто в прошлом году подал документы, но не прошел по конкурсу.

- В этом году новое направление нацпроекта связано с начальным и средним профобразованием? У вас есть победители среди НПО и СПО?

- Да. Причем два - это Таганрогский авиационный колледж имени В.М.Петлякова и металлургический профессиональный лицей №25. Я считаю, что это хороший результат, если учесть, что победителями стали 44 региона, причем 15 из них имеют лишь по одному победителю. Конечно, нас радует, что эти два учреждения получат из федерального бюджета по 20-30 миллионов рублей, правда, и мы с учетом софинансирования должны найти такую же сумму.

- Игорь Александрович, сейчас в образовании слово «эксперимент» стало привычным. Тем более что самих экспериментов, и федеральных, и региональных, сейчас много, в первую очередь, конечно, это ЕГЭ, профильное обучение, управляющие советы. Как вы ко всему этому относитесь?

- Если честно, мне не нравится слово «эксперимент». Оно за последние годы приобрело негативный, ругательный оттенок. Но если говорить о конкретных направлениях, таких как ЕГЭ, профильное обучение, управляющие советы, то к этим нововведениям я отношусь как к положительной перспективе. Так, в Ростовской области порядка 25 процентов образовательных учреждений имеют ту или иную профилизацию. Профили востребованы и развиваются. Причем для нас это никакой не эксперимент, а наша образовательная практика. По перспективному плану профилизации количество таких учреждений в области будет увеличиваться. Что касается ЕГЭ, то мы работаем по этому направлению с 2001 года, когда в нем участвовали всего лишь 7 субъектов. За это время мы, разумеется, накопили солидный опыт и потому спокойно относимся к введению штатного режима ЕГЭ в 2009 году.

- Я знаю, что вы были директором частной школы в Волгодонске, пережили в свое время немало трудностей, связанных со становлением системы негосударственного образования в России. Как вы вообще относитесь к частным школам. Есть ли у них будущее?

- Во-первых, ни в коем случае нельзя ставить знак равенства: негосударственный - значит плохой, или, наоборот, если школа государственная, то обязательно хорошая. И хорошие и плохие учебные заведения бывают и государственными, и частными. Могу сказать, что за эти годы негосударственная система выкристаллизовала качественные образовательные учреждения. Если честно, то там в какой-то степени легче добиться качества. Если родитель не удовлетворен уровнем обучения своего ребенка, он перестает платить, и школа сама по себе умирает. Если же оплачивает обучение, значит, его устраивает качество обучения. Так что самая лучшая оценка качества работы НОУ - это родительские деньги. Как вы и предполагаете, мое отношение к негосударственному образованию положительное, я считаю, что оно должно быть и создавать здоровую конкуренцию, подстегивать государственные школы, дабы они создавали у себя комфортные условия, гарантировали высокий уровень обучения и знали, что если всего этого не будет, то дети просто уйдут в негосударственные школы. Это, на мой взгляд, необходимый стимул, мотивация для общеобразовательных государственных школ. Правда, процент негосударственных школ у нас в стране ничтожно мал. Это прежде всего говорит о том, что государство вначале заявило о своей поддержке негосударственного образования, а потом поменяло к нему отношение.

Сегодня же снова заговорили о создании автономных образовательных учреждений, а ведь это нечто среднее между государственной и негосударственной формой собственности. Думаю, у таких учреждений вполне положительная перспектива.

- Как вы относитесь к интернатам, считаете ли вы, что они изжили себя и на смену им должны прийти семейные формы воспитания?

- Если честно, мне очень хотелось бы, чтобы все детдома и интернаты в Ростовской области закрылись, каждый ребенок должен иметь семью, где его любят и о нем заботятся. Мы развиваем самые разные формы семейного воспитания - это и приемная семья, и опека, и семейный детский дом. Есть у нас и определенные результаты. Так, количество приемных семей с начала 2007 года у нас увеличилось в 2 раза. В областном бюджете мы предусмотрели выплату при создании приемной семьи 30 тысяч рублей. Сейчас мы делаем ставку на небольшие приемные семьи, где 2-3 приемных ребенка. Хотя ранее в приемной семье могли воспитываться более 10 человек. А это практически семейный детский дом. Согласитесь, что в такой семье трудно уделить внимание каждому ребенку. За первый квартал 2007 года мы дополнительно создали 22 приемные семьи. И с сентября появятся еще 30 таких семей.

- Вы знаете, бывают, к сожалению, и такие случаи, когда приемные родители возвращают усыновленных детей, нанося им тем самым непоправимую психологическую травму.

- А это уже недоработки органов опеки, еще на этапе отбора приемных родителей специалисты опеки и попечительства должны определить готовность будущих пап и мам нести эту непростую ношу.

- Игорь Александрович, а как быть с коррекционными учебными заведениями различных видов, ведь, к сожалению, детей, которые нуждаются в них, меньше не становится.

- Это уже совсем другой разговор. Эта сеть, безусловно, должна сохраняться, так как она является базой для таких форм, как инклюзивное и интегрированное специальное образование. Сейчас для нас актуально совершенствование материально-технической базы этих заведений, а также проведение в них капитального ремонта.

- Ваш регион - особый, многонациональный, какие проблемы в связи с этим возникают перед образованием?

- Территория нашей области входила в состав Всевеликого войска Донского. На Дону всегда было терпимое отношение к людям другой веры, здесь мирно сосуществовали мечети, православные храмы и синагоги. И сегодня в Ростовской области живут люди более 100 различных национальностей. Это и армяне, и греки, украинцы, белорусы, евреи. Знаете, у нас даже проживает такая древняя народность, как ассирийцы, имеющие свою культурную автономию и изучающие язык, быт и традиции своих предков... В сложное время 90-х годов, когда во многих регионах России были межэтнические конфликты, у нас все прошло достаточно ровно и спокойно. Однако для этого администрация области провела серьезные исследования с привлечением ученых пединститута, особенно тщательно проанализировали ситуацию в восточных и юго-восточных регионах, где компактно проживают выходцы из Чечни и Дагестана. Там возникали напряженные конфликтные ситуации, однако благодаря мудрым, взвешенным действиям властей и позиции губернатора Владимира Федоровича Чуба их удалось урегулировать. В составе администрации области есть подразделение, которое взаимодействует с общественными организациями и национально-культурными автономиями. Из областного бюджета выделяются деньги для проведения различных фестивалей культур народов, проживающих на Дону. Выпускаются книги, отражающие быт и традиции народов Дона. У нас есть также районы компактного проживания турок-месхитинцев, там тоже периодически возникают сложные ситуации, однако областные власти и органы местного самоуправления никогда не дают им перерасти во что-то более серьезное, регулярно туда выезжают, общаются с советом старейшин и находят решения. Мы очень серьезно подходим к обучению всех проживающих на нашей территории народностей, в том числе мигрантов, приехавших из-за границы. Разумеется, с ними приходится работать по другим методикам, затрачивать больше усилий и средств, но это необходимо, чтобы приехавшие люди смогли стать своими на донской земле. Впитали в себя ее язык, культуру, обычаи и традиции. Поэтому всем, кто к нам приезжает, говорим: мы поможем вам развить и сохранить обычаи и традиции вашего народа, но при этом вы должны знать и уважать обычаи коренных жителей донской земли.

- Я знаю, что Ростовская область - лидер по реализации программы «Школьный автобус».

- Да, программа «Дорога к школе» была у нас начата по инициативе губернатора еще в 1999 году. В прошлом году в Ростовской области на школьных маршрутах работали 734 автобуса с учетом выделенных Федерацией 63. В 2007 же году губернатор выделил 155 миллионов рублей дополнительно, и мы купили еще 200 автобусов. Таким образом, в 2008 году с учетом 89 автобусов, приобретенных за счет национальных грантов, у нас будет почти 1000 автобусов на все школьные маршруты донской земли. Полностью решить проблему доставки детей, я думаю, удастся в 2007 году. Благодаря этой программе мы, во-первых, можем создать филиалы более чем в 300 малокомплектных школ.

- А как у вас идет подключение к интернету?

- Мы идем с опережением графика, и до конца 2007 года все школы области будут подключены к Всемирной сети. Кстати, обеспеченность компьютерами у нас в целом выше, чем по России: 1 компьютер приходится на 34 человека. Подводя итог нашей беседе, могу сказать - задачи, которые мы сегодня решаем, многоплановые и подчас непростые. Они требуют творческого подхода и умения видеть перспективу. Однако благодаря реальной помощи со стороны Федерации, глубокому пониманию областного руководства и поддержке муниципальных и местных органов самоуправления мы с уверенностью и оптимизмом смотрим в будущее. При таком комплексном подходе к решению образовательных задач, я уверен, позитивный результат обязательно будет.