Такие жалобы слышал любой, кто хоть раз проходил мимо учительской. Сейчас руководители российского образования обсуждают, как исправить эту несправедливость. Обзор предложений был сделан на заседании Межрегиональной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование».

Новые комплексные проекты модернизации образования предлагают введение для педагогов «двухслойной» зарплаты. У нее будет базовая часть, в которую нужно ввести те виды деятельности, которые доселе не оплачивались, и стимулирующая часть, учитывающая успехи в работе учителя. Придется от тарифной системы оплаты перейти к другой - отраслевой.

Каждому субъекту Российской Федерации в этом случае понадобится свой закон «Об отраслевой системе оплаты труда работников учреждений образования», постановление правительства «О переходе на новую отраслевую систему оплаты труда» и приказ государственного органа управления образованием, который утвердит методические рекомендации по введению новой системы и по оценке качества труда педагогов. На федеральном уровне предлагается, в частности, ввести в Типовое положение об общеобразовательном учреждении нормирование труда учителей (аналогичное нормированию труда вузовских преподавателей) и признать утратившими силу подпункты «е» и «з» пункта 2 постановления Минтруда от 30.06. 2003 №41, которые утверждают, будто педагогическая нагрузка сверх нормы не является совместительством и не требует заключения трудового договора.

Группы, категории...

- Единая тарифная сетка исчерпала себя, - сказал на заседании Александр Сафонов, директор Департамента трудовых отношений Министерства здравоохранения и социального развития РФ. - В свое время она выполнила задачу - сумела стабилизировать занятость в бюджетном секторе, удержать персонал в кризисной ситуации. Но ЕТС не позволяет гибко реагировать на ситуацию на рынке труда. По мере перехода к рыночной экономике нужно выстраивать бизнес-процессы и в бюджетной сфере.

Минздравсоцразвития совместно с Министерством образования и науки РФ и рядом других ведомств сейчас рассматривают проект перехода к новой системе оплаты труда для всех работников бюджетной сферы (она охватывает 22 отрасли). Предлагается установить базовый уровень оплаты труда по профессионально-квалификационным группам. Поделить профессии работников и должности служащих на четыре категории, в зависимости от того, что нужно для исполнения трудовых функций: небольшой инструктаж, начальное или среднее профессиональное образование, высшее профобразование или университетский диплом плюс «бонусы» вроде ученой степени, ученого звания, стажа.

В новой системе оплаты труда должно быть две составляющих. Первая зависит от формальной должности, на которую поступает работник. А вторая - от реального выполнения трудовых функций и их объема. Работнику на год или полгода устанавливается квалификационный коэффициент.

- Он отражает реальное содержание трудовой функции, то, что человек на самом деле делает, - поясняет Александр Львович. - Если в течение этого года или полугода человек переходит к исполнению функций, требующих более низкого уровня квалификации, то и его коэффициент может быть пересмотрен. Либо по согласию работника и работодателя, либо в результате аттестации.

Новая система оплаты труда позволила бы обмануть инфляцию. Ведь повышать зарплату можно будет не во всех бюджетных отраслях (а в них работают четырнадцать миллионов человек, четверть нынешнего российского рынка труда), а лишь в тех, «которые в рамках национального проекта готовы перейти к более эффективным методам управления».

- Новая система даст больше полномочий работодателю, - продолжает Александр Сафонов. - Фонд оплаты труда перестанет зависеть от количества работников. Допустим, в рамках оптимизационных мероприятий руководитель принял решение о сокращении какого-то количества людей и передаче их функций на аутсорс (то есть на сторону). Объем средств, предоставленный главному распорядителю, не должен уменьшиться. Тогда руководитель подумает, нужен ли ему тот или иной специалист на постоянной основе занятости или лучше пригласить другого, из другой организации, для выполнения временной функции.

Кто привезет больше картошки?

Идея, что штаты нынешних школ можно было бы «почистить», нашла в зале отклик.

- Я знаю одну школу, где у директора двадцать пять заместителей, - поделился Ефим Рачевский, директор образовательного центра №548 «Царицыно».

- А в новых условиях директор школы будет заинтересован в сокращении всех тех, кто реально не работает на учебно-воспитательный процесс, - подхватил Роман Стронгин, ректор Нижегородского государственного университета.

Но не все предложения были встречены столь одобрительно. Владимир Лившиц, секретарь ЦК Профсоюза работников народного образования и науки, предсказывает, что проводить переаттестацию бюджетников даже один раз в год, как предлагает Сафонов, будет невозможно. Очень все непросто и со «стимулирующей частью» зарплаты. Ее дают учителю за достижения, но как их оценивать? Если ученик хорошо сдал ЕГЭ, то кому это записать в заслугу: учителю одиннадцатого класса или пятого? И кто будет оценивать? Директор?

- Не завидую я этому директору, - обронил один из участников дискуссии. - Не оберешься слухов, кто ему сколько картошки за это привез...

А так ли все ясно с «профессионально-квалификационными группами»? По словам Игоря Реморенко, заместителя директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ, до семидесяти процентов учителей начальных классов не имеют высшего образования. Что же, согласиться, что у них категория ниже, чем у коллег из средней и старшей школы? А сколько путаницы обещает принести переход на Болонскую систему! Бакалавр - он равен специалисту или нет?

- Единой тарифной сеткой никто не доволен, - подвел итог министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. - Но раздавать деньги «по понятиям» мы точно не сможем.

Дело за тем, чтобы вместо «понятий» выработать грамотные критерии.