- Для студентов характерно стремление к самовыражению и самореализации. Способы самореализации напрямую зависят от потребностей и мотивации человека, а также от наличия у него способностей к определенному виду деятельности (организаторских, художественных, спортивных и так далее). Наиболее очевидным, хотя не самым распространенным среди студентов, способом самореализации становится научная деятельность: от эпизодического участия в студенческих конференциях до систематической исследовательской работы, написания научных статей и так далее.

Довольно часто студенты, ориентированные на общественное признание, находят себя в сферах, напрямую не связанных с обучением, например, в спорте или общественной деятельности, и в случае достижения определенных успехов строят профессиональную карьеру уже в этих направлениях. Наконец в среде вузовской молодежи широко распространено участие в самодеятельных коллективах и командах КВН, занятия в секциях и кружках, организация различных мероприятий.

Не будучи «отягощенной грузом прошлого», молодежь обладает некоторыми преимуществами по сравнению с поколением старших. Старших не только по возрасту, но и по чину, званию, то есть по социальным позициям. Все студенты занимают одинаковое положение в социальной структуре общества - они учащиеся вуза.

Расширение возможностей студенчества для участия в развитии общества предполагает осознание молодежью стоящих перед ней целей и поиск эффективных путей их достижения. Необходимо быстрее реагировать на возникающие проблемы и быть более гибкими в оценке происходящих событий. Однако большинство студентов еще не готово брать на себя ответственность за будущее науки и общества.

Но именно студенты - будущее общества. Если многие люди живут по принципу «здесь и сегодня», то им придется жить «там и завтра». Это должна учитывать сама молодежь.

Понимание защиты студентов как своеобразного социального кредита должно утвердиться в сознании всех.

Для студентов крайне актуальна социализация, аспекты которой:

- социальное взаимодействие, в результате которого индивиды приводят свои действия в соответствие с ожиданиями других;

- влияние среды, которое приобщает индивидуума к участию в общественной жизни, учит его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей;

- выбор пути жизненного самоопределения.

Часто студенты находят выход в создании «организации под себя», демонстрируя свою «непринадлежность» к обществу. Человек может вводить собственные правила и создавать свой мир, свое пространство для удовлетворения своих потребностей и реализации своих стремлений к развитию. Так появляются рэперы, жители виртуального мира и так далее. Тип приспособления индивида, при котором он существует в обществе и не принадлежит ему, называется эскапизмом. Что делать в подобных случаях? Как решать данную проблему взаимоотношений студента и общества?

На мой взгляд, очень важна роль администрации и преподавательского состава вузов. Необходимо вести диалог со студентами, дать им возможность выражать свою точку зрения, не боясь при этом, что они скажут что-то не то. Администрации нужно устраивать встречи, собрания, организовывать творческие конкурсы, конференции и «круглые столы». Ведь очень важно не просто выслушать мнения студентов, но еще и услышать, а исходя из этого попытаться посодействовать самореализации студенчества.

Ценности подростков в значительной мере формируются под влиянием тех стандартов, которые преподносят СМИ. Очевидна проблема авторитета личности воспитателя: родителя в семье, преподавателя - в вузе.

Содержание и структура жизненных представлений в студенческой среде довольно адекватно отражает общечеловеческие взгляды на жизнь в современных условиях. Система достаточно устойчивых жизненных ориентиров подрастающего поколения и его социальное настроение - фактор прогноза, показатель того, что можно ожидать от молодежи в первой половине ХХI века.

В учебных заведениях различного уровня необходимо формировать гражданственность молодежи. От поведения молодежи в обществе, от возможности реализации ее важнейших функций зависит стабильность и устойчивое развитие общества. Таким образом, в рамках вузовской системы существуют возможности самореализации студентов, связанные с учебной, профессиональной, а также досуговой деятельностью.