На наш взгляд, необходимо проанализировать и систематизировать существующее проблемное поле в студенческой среде, определить приоритеты в работе со студенческой молодежью, выработать довольно конкретные рекомендации, которые позволят на качественно ином уровне участвовать в решении студенческих проблем и таким образом создавать условия для полноценного включения студенчества в процесс формирования гражданского общества. Это тем более актуально, учитывая тот факт, что конференция проводится в преддверии III Всероссийского студенческого форума, на котором тоже будут обсуждаться вопросы, касающиеся определения форм участия студентов в управлении вузом, возможных рисков при введении многоуровневой системы подготовки специалистов в учреждениях высшего образования, участия студентов в реализации государственной молодежной политики, соблюдения их прав и гарантий, содействия оздоровлению и занятости, организации досуга и отдыха.

Поэтому я расценил бы конференцию как своеобразную экспериментальную площадку, которая позволит подойти к проведению Форума в ноябре 2007 года с единым пониманием необходимости активизации усилий и федеральных органов власти, и общественных организаций, участвующих в реализации государственной молодежной политики, и самих студентов в решении многих проблем.

Мы уверены, что искренняя заинтересованность органов федеральной исполнительной власти в решении проблем, стоящих перед современной студенческой молодежью, непосредственная включенность в их решение, сформирует ситуацию, когда студенчество вместо рутинного, каждодневного участия в решении собственных узкоспециализированных проблем, затрагивающих быт, стабильность учебного процесса, социальную, правовую, экономическую защищенность, прочно займет активную гражданскую позицию в отношении важных процессов реформирования гражданского общества, проистекающих в современной России.

Гражданское общество - термин, употребляемый в разных значениях, был введен Аристотелем, который называл гражданским обществом сообщества свободных и равных граждан, связанных между собой определенной формой политического устройства. В современном значении гражданское общество - это совокупность отношений в сфере экономики, культуры и других областях, развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства. Гражданское общество предполагает существование широкого круга демократических прав и свобод его членов.

Включенность студенчества в процесс формирования гражданского общества возможен только при участии самого общества, которое в нашей стране, к сожалению, пока не сформировалось. Даже партии, как институты гражданского общества, еще только формируются и обращают внимание на студенчество только в период выборных кампаний. В этой связи я позволю себе еще раз упомянуть об уникальности нашего профсоюза. В нем состоят миллион шестьсот тысяч студентов. То есть именно это количество молодых людей, находящихся на этапе получения профессиональных знаний, составляют часть такого института гражданского общества, каким стал профсоюз. Часть общественного объединения, хорошо структурированного как на муниципальном, так и на региональном, федеральном уровнях и имеющего своей целью представление интересов, защиту своих членов и их активное включение как в общественную, так и в профессиональную жизнь.

По нашему мнению, только совместные, скоординированные действия государства, профсоюза, других общественных организаций могут существенно ускорить процесс самореализации студентов. Примером именно такого позитивного взаимодействия может служить совместная работа Рособразования и Студенческого координационного совета профсоюза, осуществляемая уже на протяжении девяти лет.

Кроме того, представляется крайне важной роль, которую может сыграть в этих процессах ректорский корпус. Ректоры вузов, директора учреждений среднего профессионального образования, организуя работу профессиональных коллективов, направленную на решение основной задачи образовательного учреждения - подготовку высококлассных специалистов, решают в своих учебных заведениях и задачи воспитания активных граждан общества. Необходимо усиливать эту роль как на региональном, так и на федеральном уровнях. В то же время настораживает неэффективность предпринимаемых усилий общегосударственного подхода к системе воспитания. До сих пор прямое воспитательное воздействие осуществляется только в семье, которая, однако, в трети случаев не справляется со своими функциями. Косвенное же воспитательное воздействие, особенно со стороны системы образования, СМИ, политических партий и движений, весьма неопределенно в своей основе и исходит в основном из их собственных интересов, а не из проблематики молодежи.

В последние годы российское студенчество - одна из самых активных, но в то же время самых слабо защищенных в социальном плане групп населения. Сегодня существует довольно много различных структур, так или иначе связанных в своей деятельности с молодежью, но они охватывают лишь незначительную долю студенчества. К сожалению, до сих пор не предпринимаются попытки изучить даже самые насущные проблемы студентов. Сейчас о них рассуждают в основном умозрительно, основываясь на собственном опыте и отдельных наблюдениях студенческой жизни. Ослабление регулирующей функции государства отражается на ценностных ориентациях молодежи. В последние годы наблюдается распространение пессимистических настроений, напрямую влияющих на социальную активность студентов.

Убежден, что уровень социальной пассивности студенческой молодежи находится в прямой зависимости от степени заинтересованности государства, органов федеральной исполнительной власти, представителей работодателя в учреждениях высшего, среднего профессионального образования в реализации студенческих инициатив и реальной поддержке студенческих коллективов, то есть людей, от которых зависит дальнейшее развитие институтов гражданского общества в России.

Опыт последних лет свидетельствует о том, что попытки, предпринимаемые государством и обществом в области формирования молодежной политики без участия общественных молодежных объединений, не могут считаться достаточно эффективными. Тем не менее, усилия студенческих организаций, направленные на совершенствование механизмов участия студенчества в развитии гражданского общества и молодежной политики, по-прежнему недостаточно востребованы.

Существует необходимость в совместных действиях государства в лице федеральных, региональных органов исполнительной и законодательной власти, профсоюза, ректорского корпуса, студенческих объединений, устранения противоречий в этой работе.

Одна из обязанностей студенческих общественных организаций - поддержка студенческих инициатив, но, к сожалению, приходится констатировать, что некоторые инициативы не рождаются в студенческой среде, а привносятся в нее. Студенческое самоуправление, создаваемое по указанию сверху, может привести к имитации реальной работы, созданию «карманных студенческих советов», тем самым породив в молодых людях неверие в общественные организации и в эффективность их работы. Мы должны учитывать, что молодежь, в отличие от старшего поколения, более восприимчива к демократическим идеям и ценностям. Поэтому студенчество остро и часто крайне негативно воспринимает администрирование в тех сферах, где оно не на пользу, а во вред. Нам всем необходимо понимать, что только студенческие общественные объединения, созданные по инициативе самих студентов, - реальный инструмент самоуправления.

Считаю крайне важным не допустить взаимного столкновения интересов существующих и создаваемых организаций внутри вузов. Студенческие общественные организации не должны стать предметом раздора внутри студенческого сообщества. И если удастся преодолеть возможные риски, развитие системы студенческого самоуправления получит позитивный импульс, результатом чего видится формирование кадрового резерва грамотных и компетентных управленцев.

Сегодня необходимо определить механизм привлечения представителей студенческих общественных организаций (в том числе и профсоюзных) к решению основных задач государственного и общественного развития студенческого молодежного движения и усиления общественной составляющей молодежной политики через проведение регулярных консультативных встреч с лидерами студенческих объединений. Еще один важный вопрос, на который необходимо найти ответ, - насколько эта политика выразительна, насколько она эффективна для молодежи и общества.

При всем многообразии общественных организаций, занимающихся проблемами детей и молодежи, до сих пор не было практики, когда бы студенчество выделялось как отдельный социальный слой, требующий повышенного внимания со стороны органов власти. Между тем существует настоятельная необходимость исправить подобное положение вещей. К студенчеству не применимы формы и методы работы, которые справедливы по отношению к детям или к тому слою молодежи, который не находится на этапе получения профессионального образования. Уровень подготовки квалифицированных специалистов находится в прямой зависимости от того, на каком уровне будут решаться проблемы, сопровождающие студенческую жизнь. Поэтому задачей государства должно стать не только решение вопросов, связанных с доступностью и качеством образования.

Необходимо на уровне государства признать студенчество как относительно самостоятельную общественную группу, которой присущи специфические проблемы, требующие незамедлительного решения. Это будет способствовать росту социальной активности студентов, уровня жизни российского студенчества, снижению социальной напряженности в студенческой среде, обеспечению адресного подхода к решению студенческих проблем. Мы считаем, что государство должно открыто заявить о своей позиции по отношению к студенческой молодежи, о заинтересованности в использовании ее потенциала, который в настоящее время реализуется не в полной мере.

Заинтересованное и компетентное участие органов власти и широкой общественности должно сыграть решающую роль в становлении и развитии студенчества, способного ответственно брать на себя обязательства в области строительства гражданского общества новой России.