Эффективность усилий профсоюза зависит от его лидеров, тех людей, которые возглавляют профорганизации. Не зря говорят: «Кадры решают все». В этом я абсолютно убеждена на основании своего более чем 25-летнего опыта работы в профсоюзе.

После поездки в 2006 году в Казань, познакомившись с опытом татарских коллег, мы поняли, что нужно серьезно работать над подбором профсоюзного актива. Обсудили эти вопросы с руководителями образовательных учреждений, добились взаимопонимания. Теперь перед отчетно-выборными собраниями совместно обговариваем предложенные коллективами кандидатуры.

Для обеспечения гласности и оперативности информации разработали план. Больше стали рассказывать о деятельности профсоюзной организации в городских СМИ, используем местные радио и телевидение. Выписываем центральные издания «Мой профсоюз» и «Солидарность», местную газету «Мой город». Очень помогают в работе методические и информационные сборники, выпускаемые республиканским комитетом профсоюза для каждой первички.

Для того чтобы профсоюзная организация имела весомый авторитет в глазах администрации и коллектива в целом, прежде всего необходимо ответственно относиться к выполнению своих обязанностей, а этому надо учиться, поскольку сегодня жизнь предъявляет особые требования к профсоюзному лидеру. Он должен много знать и уметь для решения многоплановых задач. Для обучения профактива мы используем как традиционные, так и новые формы:

- первый уровень - введение в профсоюзную деятельность для вновь избранных председателей ПК (с каждым работаем индивидуально);

- второй уровень - обучение председателей, проработавших от года до двух лет, по своему перспективному плану работы;

- третий уровень - повышение квалификации по темам.

Проводим семинары, посвященные принципам и методам работы профсоюзной организации, на базе образовательных учреждений. Эта форма обучения очень эффективна: во-первых, профком совместно с администрацией готовятся, доделывают все, что не успели, стараются показать лучшее. Во-вторых, в ходе семинара они делятся своими наработками, и опыт таким образом распространяется.

Интересна, на наш взгляд, и такая форма обучения, как профсоюзные кружки. Правда, мы работаем в этом направлении только второй год. Пока у нас два подобных объединения: внештатный правовой инспектор ведет кружок правовых знаний, а председатель профкома гимназии №14 - кружок «Улучшение жизни и образования».

Широко используем «круглые столы», где идет откровенный разговор о проблемах и вырабатываются планы совместных действий. Темы самые разные: «Социальное партнерство. Наш арсенал от соглашения до забастовки», «Равнодушие - главный враг», «Защита социально-трудовых и экономических прав и интересов членов профсоюза» и другие.

Профсоюз из школы коммунизма, как считали раньше, давно перерос в школу социального партнерства. Поэтому начиная с 1990 года свои защитные функции мы реализуем путем конструктивного диалога с властью. Пока финансирование было из местного бюджета, составляли трехстороннее соглашение. Сейчас городская организация профсоюза заключает соглашение с Управлением образования администрации Глазова. Оно содержит целый ряд реально действующих льгот. Например, учителя физического воспитания получают 12% доплаты за работу на улице в период лыжной подготовки. В целях стимулирования руководителей образовательных учреждений мы нашли способ повысить зарплату на 100-180%. Учителям химии и лаборантам кроме 12% доплаты за вредные условия труда выдаем в течение учебного года молоко. Закладываем значительные средства на поздравления и доплаты к юбилейным датам. Кроме того, в обязательном порядке выплачиваются премии к Дню учителя, по итогам года, по результатам подготовки образовательных учреждений к началу нового учебного года. В общей сложности благодаря Соглашению образование дополнительно получает до 6 миллионов рублей в год. В период его разработки мы составляем служебную справку, где просчитываем все суммы и доказываем их необходимость. Роль социального партнерства сейчас становится все более значимой, так как преодолеть социальную несправедливость и конфликты в одиночку не может ни одна из сторон.

Чтобы человек чувствовал себя комфортно, ему многое надо: хорошая зарплата, нормальные условия труда, материальная поддержка в трудную минуту, возможность для оздоровления и культурного досуга, внимание к его детям. Программой такой всесторонней заботы о работниках и ветеранах педагогического труда являются наши коллективные договоры, которые заключены во всех образовательных учреждениях. В них закладываются дополнительные гарантии и льготы. Например:

- молодые специалисты, работающие по углубленным программам, учителя, подготовившие победителей городских и республиканских конкурсов, педагоги, ведущие подготовку к ЕГЭ, имеют право на дополнительно оплачиваемый день в каникулярное время;

- предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска за большую общественную работу в коллективе (до 10 дней), в связи со свадьбой работника или его детей (2 дня), в связи с проводами на службу в армию (2 дня);

- бесплатно выделяется школьный автотранспорт на похороны близких родственников и хозяйственные нужды;

- учителям, имеющим нагрузку до 21 часа в неделю, предоставляется 1 свободный день в неделю для методической работы и повышения квалификации;

- ежемесячно производятся доплаты в размере 20% молодым специалистам и младшему обслуживающему персоналу из фонда экономии заработной платы;

- работникам предоставляются скидки в размере 100% при получении их детьми платных образовательных услуг;

- при наличии фонда экономии заработной платы нуждающимся 2 раза в год выплачивается материальная помощь согласно Положению о порядке оказания материальной помощи работникам образования Глазова.

Большое значение мы придаем улучшению условий труда. В Соглашении и коллективных договорах на эти цели закладываются значительные средства: только за 2005 год было израсходовано 268866 рублей, в 2006 году - 5992297 рублей. 2006 год в Удмуртии был объявлен Годом охраны труда, в его рамках прошло множество смотров и конкурсов - от городских до республиканских.

Ежегодно свыше 140 наших работников семьями отдыхают у Черного моря. База «Строитель» в Анапе - это не только волны, солнце и ветер, шум прибоя, но и отличное питание, прекрасное обслуживание. По этим путевкам могут отдохнуть только члены профсоюза.

Наши педагоги очень талантливы, и проявить себя им дают возможность смотры художественной самодеятельности. Смотру предшествует большая подготовка на уровне городов и районов. Это яркие, красочные представления, в которых участвует огромное количество работников - более двух тысяч. Мы проводим встречи трех поколений, педагогические гостиные, осенний кросс, лыжные гонки, туристические слеты. Для пенсионеров создан Клуб здоровья, а работающие педагоги занимаются в группах здоровья. У нас есть и база, и люди, которые могут вести эту работу.

И последнее. Наверное, как и везде, профсоюзные организации в районе в основном возглавляют люди среднего и предпенсионного возраста. Последние два года мы работаем, и не безуспешно, с молодыми педагогами. Сначала привлекаем активных молодых людей к работе в профкоме, а затем растим их до председателей первичных профсоюзных организаций. Тесно сотрудничаем с советом молодых специалистов, составляем общие планы мероприятий. Ведь дальнейшая деятельность и совершенствование работы профсоюза напрямую зависит от преемственности поколений, передачи опыта молодому поколению.

Галина МОРДВИНА, председатель Глазовской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, председатель Координационного совета профсоюзных организаций Глазова, Республика Удмуртия