На днях об этом шла речь на заседании рабочей группы по социальным вопросам бюджетной сферы под председательством первого заместителя губернатора Ивана Позднякова. В заседании приняли участие профсоюзные лидеры, в том числе председатель обкома профсоюза работников образования Олег Димони, а также начальники соответствующих департаментов.

По медицинской отрасли обмена мнениями не было. Просто начальник Департамента здравоохранения Александр Колинько доложил, что концепция модернизации отрасли и новая система оплаты труда будут готовы и представлены на рассмотрение в правительство области уже в ближайшее время.

В сфере образования все гораздо сложнее: вариантов несколько, и специалисты пока не пришли к единому мнению о том, какой из них более приемлем.

Департамент образования проработал системы оплаты труда (СОТ) других регионов и пришел к выводу, что все варианты дублируют друг друга, кроме тюменского и санкт-петербургского - эти принципиально разные. «Тюменский наиболее отвечает требованиям, предъявляемым конкурсными материалами нацпроекта, так как оплата труда носит стимулирующий характер - привязана к нормативу подушевого финансирования учреждения, то есть зависит от наполняемости классов, - пояснила начальник Департамента образования Ирина Макарцева. - Тюменский вариант не требует значительного повышения фонда оплаты труда, но он разработан только для учителей, а для обсуживающего персонала по-прежнему действует единая тарифная сетка (ЕТС)».

Как выяснилось, санкт-петербургский вариант потребует увеличения фонда оплаты труда бюджетников Вологодчины в два раза - минимальный оклад должен быть равен прожиточному минимуму трудоспособного населения региона (в Вологодской области этот показатель сегодня - почти 4 тысячи рублей).

Но руководству Департамента образования не нравится ни один из рассмотренных вариантов. По мнению Ирины Макарцевой, лучший путь - сохранить ЕТС и систематически индексировать зарплату. «Единственное, что нужно сделать, - высказала свои предложения Макарцева, - провести оптимизацию сети учреждений, привести их к нормативному подушевому финансированию и высвободившиеся средства снова пустить на увеличение фонда оплаты труда». Иными словами, существенное повышение зарплаты работникам возможно за счет серьезного сокращения штатов.

Но по большому счету суть вопроса в том, на какие же средства необходимо рассчитывать при разработке новых систем оплаты труда? На этом заострил внимание начальник Департамента труда и соцразвития Евгений Артемов. По его мнению, санкт-петербургский вариант - хороший пример для подражания, причем он разработан для работников всей бюджетной сферы. Но этот вариант приемлем только в случае увеличения фонда оплаты труда бюджетников с 9 нынешних миллиардов до 18 требуемых. А планировать новые СОТ, рассчитывая на средства 2006 года, все равно что толочь воду в ступе.

Однако Иван Поздняков на этот вопрос не ответил - он предложил пригласить на следующее заседание рабочей группы начальников департаментов финансов и экономики Сергея Тугарина и Леонида Иогмана.

Вологодская область