Большой интерес участников семинара вызвали выступления Жанны Осипцовой, заведующей правовым отделом ЦК профсоюза, которая повела речь о проблеме перехода государственных и муниципальных учреждений образования в статус автономных учреждений (эта тема весьма горяча, но не проработана чиновниками), и эксперта ЦК профсоюза Веры Понкратовой, которая посвятила свой доклад совершенствованию организации оплаты труда работников системы общего образования. Вера Николаевна подробно проанализировала отраслевые системы оплаты труда, представленные регионами в ходе конкурса комплексных проектов модернизации образования, и участники форума вместе с ней откровенно удивлялись тем казусам, которые возникают при практическом применении этих систем.

Темы, заявленные в выступлениях специалистов ЦК профсоюза, были развиты на четырех секциях, которые работали в образовательных учреждениях Краснодарского края. Темы, предложенные для дискуссий, были такими:

- «Совершенствование организации оплаты труда работников системы общего образования и связь оплаты труда с механизмами нормативно-подушевого финансирования образовательных учреждений»;

- «Правовой статус государственных и муниципальных учреждений в условиях модернизации системы образования»;

- «Методическое обеспечение совершенствования труда учителя: использование потенциала учителей - победителей конкурса ПНПО»;

- «Пути дальнейшего развития механизмов общественного участия в управлении образованием».

Итоги работы секций были подведены на пленарном заседании, прошедшем в заключительный день форума под председательством Исаака Калины и Галины Меркуловой. К тому времени Галина Ивановна уже выступила с докладом «Об участии профсоюза в реализации основных направлений модернизации российского образования и развитие взаимодействия с органами управления образованием». Исаак Калина поразмышлял об «Основных направлениях совместной деятельности органов управления образованием и Профсоюза работников народного образования и науки РФ по достижению основных результатов модернизации», сделав особый акцент на взаимоотношениях общества и системы образования.

По программе участникам семинара предстоял еще открытый диалог на тему «Взаимообусловленность качества работы и качества жизни учителя как фактор развития образования», но диалог на эту важную тему не состоялся. Почему-то Исаак Калина закрыл семинар-совещание раньше, чем это предусматривалось. Региональные министры и профсоюзные лидеры перенесли дискуссию за стены актового зала и провели ее, можно сказать, в неофициальной обстановке. Хотя, наверное, чиновникам федерального уровня было бы полезно выслушать их мнения и предложения по улучшению жизни учителя.

Семинар еще раз подтвердил, что социальное партнерство только тогда приносит реальную пользу, когда партнеры сверяют курс, вместе обсуждают насущные проблемы, вместе принимают какие-то судьбоносные решения. Пока трудно сказать, каким будет документ, окончательно принятый по итогам форума, но можно надеяться, что рекомендации, внесенные в него, помогут дальнейшему сотрудничеству профсоюза и органов исполнительной власти всех уровней.