Регионы не готовы к введению новой системы оплаты труда

Если говорить в целом, то сегодня социальное партнерство развивается. По нашим сведениям, более 90% организаций имеют и соглашения, и коллективные договоры. Там, где работает команда, где люди пытаются находить взаимоприемлемые пути решения проблем, социальное партнерство складывается успешно. К сожалению, мы пока еще не везде и не всегда хотим слышать и слушать друг друга, поэтому нам очень важен краснодарский опыт - образец того, как надо все организовывать.

Что касается социального партнерства на федеральном уровне, то здесь ситуация усложнилась после принятия постановления №500, когда практически все федеральные ведомства лишились права заключать какие-либо соглашения. Конечно, бюджетная сфера сразу воспротивилась такому положению вещей, но постановление было принято, и нам пришлось искать выход из этой ситуации. Отраслевое соглашение в части, касающейся федеральных учреждений, мы заключаем, и я должна сказать, что с Рособразованием у нас складывается очень эффективное социальное партнерство. Что касается Министерства образования и науки РФ, то с ним мы заключили соглашение о взаимодействии - своеобразную декларацию о намерениях. В целом, потеряв свои полномочия по заключению отраслевого соглашения, министерство утратило некий охранный зонтик, который мог бы обеспечивать защиту отрасли, когда оно вырабатывает стратегию развития образования. Мы понимаем, что нужно сотрудничать с другими ведомствами в интересах работников образования и науки. Поэтому мы заключили соглашения с Рособрнадзором и Рострудом.

Мы провели с привлечением Роструда общепрофсоюзную проверку по соблюдению трудового законодательства, выявили очень много нарушений. И дело не только в контроле как таковом, но и в том, что параллельно шло повышение квалификации специалистов. Мы провели около 4000 проверок, территориальные отделения Роструда и профсоюза тоже включились в эту работу.

В конечном счете, социальное партнерство - залог социального равновесия в любой организации, в любой отрасли, в обществе в целом. Оно позволяет держать руку на пульсе, заранее прогнозировать, каким образом можно изменить ситуацию, что нужно провести в коллективе.

Предыдущий год был непростым. Появление приоритетного национального проекта стало серьезным импульсом для развития системы образования, повышения внимания государства и общества к ней. Профсоюз принял активное участие в экспертизе работ, он стоял рядом с исполнительной властью и оказал помощь в сопровождении проекта, это помогло повысить эффективность, прозрачность его реализации. Наша организация проявила себя как наиболее компетентная, профессионально подготовленная и знающая деятельность школ и учителей.

В ходе реализации нацпроекта мы пытались внести свой вклад: провести мониторинг происходящих процессов. Благодаря тому, что у нас есть организации в субъектах РФ, мы постоянно анализируем ситуацию, складывающуюся в разных территориях и в целом по России. Можно отметить, что практически в каждой территории были приняты дополнительные меры, расширяющие круг национальных проектов: увеличивающие число грантов для лучших учителей и школ, поощряющие те категории работников, которые изначально были упущены (НПО, СПО, дошкольное образование и так далее).

Сегодня «дошкольники» - наша боль. Мы второй год вносим предложения об улучшении положения работников этой ступени образования. Реакции со стороны исполнительной власти нет. Особенно острой стала ситуация, когда был принят национальный проект по увеличению рождаемости. По-моему, если мы говорим о комплексе мер в области улучшения демографической политики, то нужно заботиться и о дошкольном образовании. Понятно, что сегодня нам не хватает детских садов, идет активное строительство новых зданий, так как за последние 10 лет мы потеряли 50% дошкольных учреждений. Но через полтора года будет потребность не только в зданиях, но и в работниках для дошкольного образования. Если мы хотим решить эту проблему, то должны уже сегодня уделять серьезное внимание их поддержке. Мы встречались с политиками, которые обещают всех детей в начальной школе поить молоком, освободить бедные семьи от платы за детский сад, и говорили им: вы занимаетесь популизмом в предвыборную пору, но не думаете о будущем. Поэтому сегодня мы снова вносим свои предложения по поддержке работников дошкольного образования.

Профсоюз - своеобразный общественный адвокат, который постоянно думает, чем он может помочь и территориальным профсоюзным организациям, и органам управления образования в регионах. Мы направляем свои рекомендации, предложения, документы. И я благодарна министру Андрею Александровичу Фурсенко, который, ознакомившись с нашими рекомендациями по осуществлению доплат за классное руководство, по режиму работы в образовательных учреждениях, поддержал их и направил в регионы письмо, адресованное руководителям органов управления образованием. Сегодня можно надеяться, что после того как прошла отшлифовка механизма реализации нацпроектов, все пойдет легче, чем в прошлом году.

В этом году появилось новое направление в рамках нацпроекта - конкурс регионов, уже определены победители. Если честно, то я не очень завидую этим территориям. Когда пройдет радость от победы, нужно будет решить большой объем проблем, которые были поименованы в заявках на конкурс. Каждый регион-победитель будет работать в очень сложных условиях, кроме того, за ними установят жесткий контроль. У нас была возможность проанализировать все заявки, так как представители профсоюза входили в экспертные группы. Больше всего нас интересовали, конечно, новые системы оплаты труда и нормативно-подушевое финансирование.

Мы привыкли к тому, что всегда была единая система оплаты труда. Мне до сих пор больно слушать, когда говорят, что Единая тарифная сетка себя изжила. Так говорят те, кто не начинал введение ЕТС. Эта система оплаты труда потом была заимствована во многих странах мира, так как она учитывала особенности практически каждого работника образования, каждого учреждения. В прошлом десятилетии Международная организация труда одобряла введение ЕТС, поскольку она позволяла нам по сути говорить о том, что представляет собой система оплаты труда. Позже мы ЕТС изуродовали, искорежили, и она действительно стала иной. Хотя, с другой стороны, Москва базирует систему оплаты труда на Единой тарифной сетке, и это не мешает ей по два раза в год повышать зарплату педагогам, то есть дело совсем не в плохой ЕТС.

Другая система - Санкт-Петербургская, третья - Тюменская или, как ее называют, министерская. Это системы, которые проявились сейчас в конкурсных проектах модернизации. Есть и четвертая - штатно-окладная, которую в регионах устанавливают, хотя для этого нет никаких законных оснований.

Что показал конкурс? Что органы управления образованием не готовы к разработке и введению новой системы оплаты труда. Когда читаешь заявки, становится ясно, что основной механизм - это реорганизация, реструктуризация, оптимизация системы, сокращение штатов и затем учебных заведений. Разве нужно было придумывать новые системы оплаты труда, чтобы реализовывать эти идеи? Идея-то, не будем лукавить, в основном сводится к тому, чтобы сэкономить бюджетные средства. Учителя думают, что нормативное финансирование удушает школу, поскольку его введение связано с сокращением образовательных учреждений. Экономия средств сильно осложняет реализацию нормативного финансирования.

Проанализировав все заявки, я пришла к выводу, что сейчас мониторинга победителей конкурса в режиме «да - нет» недостаточно. Регионам необходимо методическое сопровождение, им нужно помочь, и мы такую помощь готовы оказать.

Дело не в том, что мы ностальгируем по старому времени, дело в том, что мы еще и еще раз убеждаемся: да, хорошо, когда мы проводим эксперименты, но то, что касается системы оплаты труда, нельзя назвать экспериментом, если это распространяется на всю территорию. Мы не согласны с тем, как строятся базовые ставки, и по-прежнему считаем, что это может иметь очень неприятные последствия. Мы за то, чтобы искать новое. Но внедрять новое нужно обдуманно. Мне нравится, что в Краснодарском крае продвигаются вперед, понимая, что многое еще нужно отшлифовать, отработать, отрегулировать.

Как складывается сегодня ситуация с оплатой труда в регионах? У нас появилась минимальная зарплата, в которую входят компенсационные и стимулирующие выплаты. То есть практически реального повышения зарплаты не будет, но снизится мотивация труда обслуживающего персонала, работающего в разных условиях, может появиться дополнительная потребность в кадрах учебно-вспомогательного персонала.

Правительство РФ должно устанавливать базовые ставки и оклады, есть проект постановления Правительства РФ о системах оплаты труда бюджетных учреждений. Минфин знает, что сейчас у работников образования минимальная заработная плата 2300 рублей, что нужно устанавливать базовые ставки-оклады (а мы настаиваем на том, чтобы это было сделано в соответствии с квалификационными требованиями), и не хочет вести согласования. Но дело не только в этом. Сложилась сложная ситуация: с одной стороны, мы настаиваем на том, что надо готовить отраслевую систему оплаты труда, быстро принимать постановление Правительства РФ об установлении базовых ставок-окладов, а с другой стороны, мы с Минобрнауки РФ еще не подготовили свои предложения. В результате создана рабочая комиссия, и мы начинаем заниматься этой работой.