АССОЦИАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ РАБОТНИКОВ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Уважаемый ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ!

Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ внимательно ознакомился с основными характеристиками проекта федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года, подготовленными федеральными органами исполнительной власти для рассмотрения на заседании Правительства РФ 22 марта т.г., и выражает поддержку намерениям руководства страны увеличить бюджетные расходы социальной направленности, в том числе ориентированные на финансовое обеспечение реализации приоритетных национальных проектов, начатой в 2006 году, нового проекта, предусматривающего меры по демографическому развитию страны и увеличению рождаемости.

Совет Ассоциации в полной мере осознает и необходимость повышения уровня государственной поддержки наиболее социально незащищенных групп населения с ограниченными возможностями, а также военнослужащих и членов их семей.

Понимая важность повышения эффективности бюджетных расходов в условиях накопившихся социальных проблем, Совет Ассоциации как институт гражданского общества, представляющий интересы 10 млн. работников непроизводственной сферы, вместе с тем не может признать экономически и политически продуманными и целесообразными предложенные Правительству РФ экономическим блоком федеральных министерств порядок и размер индексации заработной платы работников федеральных государственных учреждений на предстоящие 3 года (2008 г. – 7%, 2009 г. - 6,8%, 2010 г. – 6,5%, всего – 21,7%), и это – без резервирования определенного объема бюджетных ассигнований на поэтапное введение новых условий оплаты труда в бюджетной сфере.

Это свидетельствует, по мнению Совета Ассоциации, о нежелании экономического блока Правительства РФ проводить начиная с 2008 года последовательное повышение заработной платы бюджетников в системном, массовом порядке. Реализация такой политики в сфере оплаты труда бюджетников грозит переходом большей их части в группу наименее социально защищенного населения, нуждающегося в социальных трансфертах государства, то есть умножением отряда работающих «бедных».

В настоящее время заработная плата всех неостепененных преподавателей вузов, финансируемых из бюджетных средств, представляющих 45% профессорско-преподавательского состава, а также учебно-вспомогательного персонала находится на уровне или ниже прожиточного минимума.

При осуществлении индексации в ближайшие 3 года только на уровне ожидаемой годовой инфляции преподавательский корпус вузов перестанет пополняться сильными, квалифицированными выпускниками, что неизбежно приведет к резкому обострению кадровых проблем в абсолютном большинстве учреждений. Справочно: уже сейчас по данным Рособразования в составе ассистентского корпуса 70,3%, а в составе старших преподавателей 71,2% работающих составляют женщины, что свидетельствует о дальнейшем снижении престижа преподавательского труда, определяемого в первую очередь низкой заработной платой.

Аналогичная ситуация складывается с оплатой труда большинства работников основных профессий в федеральных государственных учреждениях в сфере здравоохранения и культуры.

Очевидно, что в большинстве дотационных регионов России в этих условиях работникам государственных и муниципальных учреждений бюджетной сферы не приходится надеяться на реальное повышение заработной платы в ближайшие 3 года.

Совет Ассоциации считает, что предложения экономического блока Правительства РФ, направленные фактически на «замораживание» оплаты труда в бюджетных учреждениях, а также на отмену самостоятельного использования бюджетными учреждениями внебюджетных средств, содержащиеся в очередном законопроекте по внесению изменений в Бюджетный кодекс РФ, при отсутствии обоснованных прогнозов сокращения сети этих учреждений и численности работающих в зависимости от потребностей населения в услугах бюджетных учреждений, заставляют сделать вывод о намерении создать условия для вынужденного перехода бюджетных учреждений в иной тип учреждений - в автономные учреждения с целью существенного снижения объема субсидиарной ответственности государства в социальной сфере.

При этом, по мнению Совета Ассоциации, игнорируется тот факт, что установление нового типа учреждений – автономных в настоящее время может быть признано более эффективным по сравнению с ныне действующим лишь не более чем для 10% вузов крупных культурных центров и других учреждений.

Профсоюзы работников непроизводственной сферы адекватно оценивают существование прямой зависимости качества жизни работающих от качества предоставляемых населению услуг в сфере здравоохранения, образования, культуры, от уровня эффективности работы каждого учреждения, конкретного работника. Вместе с тем, профсоюзы полагают, что для реализации этих взаимообусловленных задач необходимо постоянное совершенствование организации заработной платы, условий оплаты труда, направленное на повышение мотивации к качественному, эффективному труду.

В связи с этим обоснованную озабоченность профсоюзов работников образования, здравоохранения и культуры вызвали предстоящие изменения трудового законодательства, предусмотренные проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и законодательные акты Российской Федерации», который предстоит рассмотреть Государственной Думе в третьем чтении.

В частности, в условиях, когда ЕТС является базовой системой оплаты труда большинства работников бюджетной сферы, отмена прямой зависимости размера тарифной ставки 1 разряда ЕТС от величины МРОТ приведет уже в сентябре т.г. в связи с установлением МРОТ на уровне 2300 рублей и предусмотренной индексацией всех других ставок заработной платы (окладов) по ЕТС на 15% к сокращению дифференциации в оплате между простым трудом, не требующим квалификации (1 разряд ЕТС) и трудом высшей квалификации (18 разряд ЕТС) с 4,5 до 2,7 раза.

Предусмотренное изменение структуры МРОТ или, иными словами, приравнивание МРОТ к понятию минимальной заработной платы, включающему в себя помимо тарифа компенсационные и стимулирующие выплаты, приведет в условиях повышения размера МРОТ практически к ликвидации дифференциации в оплате труда работников, тарифицируемых по первым шести разрядам ЕТС, в зависимости от условий труда и места проживания и, следовательно, к резкому снижению мотивации труда в условиях, отличающихся от нормальных. Очевидно, что по мере увеличения размера МРОТ диапазон ставок (окладов) крайних разрядов ЕТС будет продолжать сокращаться.

Понятно, что вышеперечисленные изменения в трудовом законодательстве станут дополнительным основанием для ускорения перехода на новые системы оплаты труда в бюджетной сфере, основанные на принципах, уже заложенных в Трудовом кодексе РФ – на установлении Правительством РФ базовых ставок (окладов) по профессиональным квалификационным группам профессий работников бюджетных учреждений, что должно создать, как ожидается, реальную возможность значительного повышения заработной платы работников федеральных государственных учреждений, а также государственных (подведомственных субъектам РФ) и муниципальных учреждений.

Совет Ассоциации выражает большую обеспокоенность в связи с отсутствием фактической, а не декларируемой заинтересованности федеральных органов исполнительной власти в ускорении работы по нахождению согласованных решений в рамках Правительства РФ и с соответствующими общероссийскими профсоюзами с целью доработки и принятия постановления Правительства РФ «О совершенствовании системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений», которым предполагается утвердить Положение о формировании систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, основанное на принципах, заложенных в Трудовом кодексе РФ.

Совет Ассоциации считает недопустимым и экономически неоправданным затягивание процесса формирования нормативной правовой базы для разработки новых (отраслевых) систем оплаты труда по основным видам деятельности в бюджетной сфере, основой которых должно стать в том числе и указанное выше постановление Правительства РФ, принятие которого намечено на апрель т.г. Планом действий Правительства РФ по реализации в 2007 году основных положений Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.).

Полагаем необходимым в 2007 году осуществить в полном объеме подготовку нормативного правового обеспечения поэтапного перехода на новые системы оплаты труда в бюджетной сфере, начиная с 2008 года.

В связи с вышеизложенным, Совет Ассоциации обращается к Вам, уважаемый ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ, с просьбой оказать личное содействие осуществлению безотлагательных мер по принятию нормативных правовых актов, необходимых для формирования новых систем оплаты труда в бюджетной сфере, а также по выделению дополнительных бюджетных ассигнований в федеральном бюджете на 2008 год и последующие два года для поэтапного их введения в федеральных государственных учреждениях образования, здравоохранения, культуры.

Президент Совета Ассоциации, председатель Профсоюза работников здравоохранения РФ

М.М. Кузьменко;

председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Г.И. Меркулова;

председатель Российского профсоюза работников культуры

Г.П. Парошин