Труд педагога связан с эмоциональным и физическим напряжением, высокой концентрацией внимания, постоянным возникновением стресс-факторов, а потому, как это ни кажется странным, нередко опасен для жизни и здоровья. Но в большинстве образовательных учреждений и даже муниципальных органов управления образованием вопросами охраны труда занимаются работники, как правило, не имеющие специальной подготовки, для которых эта деятельность - лишь один из пунктов в длинном списке функциональных обязанностей. В результате создание безопасных условий труда полностью зависит от грамотности, настойчивости и мудрости руководителя конкретного образовательного учреждения. Он единственный, чьи обязанности как работодателя подробно прописаны в статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации. Именно руководители образовательных учреждений своим здоровьем, а нередко и личными деньгами расплачиваются за несовершенство системы управления охраной труда в отрасли. Такое положение не может не тревожить профессиональный союз. В 2000 году ЦК Профсоюза работников народного образования и науки принял решение возродить техническую инспекцию труда. (Кстати, в штате Челябинского обкома технический инспектор появился одним из первых.) Профсоюзные инспектора всех уровней, осуществляя контроль в соответствии со статьей 370 Трудового кодекса РФ, оказывают практическую помощь руководителям образовательных учреждений в организации работы по охране труда, своевременно выявляют нарушения в эксплуатации технологического оборудования, разъясняют педагогам требования законодательства, тем самым защищая права рядовых членов профсоюза (в том числе и руководителей) на охрану труда.

Связующим звеном, объединяющим усилия администрации и профсоюзного комитета, является социальное партнерство. Вопросы условий и охраны труда решаются через отраслевые соглашения на областном, территориальном уровнях и через коллективные договоры на местах. В них отражаются обязательства социальных партнеров по решению проблем охраны труда. Одним из важнейших документов сотрудничества в регионе выступает отраслевое Соглашение между Министерством образования и науки Челябинской области и областным комитетом Профсоюза работников народного образования и науки. Территориальные соглашения, аналогичные областному, заключены в 34 (75%) городах и районах. У обкома есть положительные примеры такого сотрудничества. Это совместные с Госинспекцией труда проверки образовательных учреждений, проведение обучающих семинаров на базе Учебно-методического центра Федерации профсоюзов Челябинской области.

С 2005 года специалисты обкома включаются в состав комиссий областного Министерства образования и науки во время плановых фронтальных проверок. Состоялись выезды в 20 территорий области с посещением более 150 образовательных учреждений, выявлено более 700 нарушений в сфере охраны труда, выдано более 100 представлений работодателям. В пользу работников разрешено несколько трудовых споров по вопросам охраны труда.

С 2005 года проходит областной конкурс на звание «Лучший уполномоченный по охране труда первичной профсоюзной организации». Уполномоченный детского сада №12 города Коркина Татьяна Макарик заняла в этом конкурсе первое место среди представителей дошкольных образовательных учреждений. Постановлением президиума областного комитета профсоюза опыт ее работы рекомендован для распространения в детских садах Челябинской области. Нельзя не отметить, что, пусть и по своей инициативе, но занималась Татьяна Петровна тем, что законодательство вменяет в обязанности работодателя.

А весь секрет ее работы, как рассказала она сама с трибуны пленума, состоял в... систематизации. Была сделана подборка основных законодательных документов, разработаны локальные нормативные акты, составлен комплексный план всей работы по охране труда. В детском саду создана комиссия по охране труда, которая получила доступ ко всей документации, могла давать предписания о приостановке работы отдельных участков, требовать отстранения от работы отдельных лиц, нарушающих технику безопасности. Так, например, был отстранен от работы младший воспитатель, не прошедший инструктаж на рабочем месте.

Вместе с тем целый ряд проблем остается сегодня нерешенным. Прежде всего это отсутствие целевого финансирования мероприятий по охране труда. Это достаточно высокий уровень травматизма среди работников образовательных учреждений. Ни один год, к сожалению, не обходится без смертельных случаев на производстве.

Неразрешимой проблемой для образовательных учреждений остается аттестация рабочих мест по условиям труда. Положительный опыт этой работы есть только в вузах области, в частности, в Южно-Уральском государственном университете и Магнитогорском государственном техническом университете, о чем на пленуме рассказал председатель профсоюзного комитета работников МГТУ Виктор Устюжанин. Немало образовательных учреждений, особенно в сельских районах, слабо используют возможности общественного контроля.

Все это нашло отражение в постановлении пленума. В нем сформулированы конкретные предложения в адрес обкома профсоюза и профсоюзных организаций всех уровней, а также в адрес Министерства образования и науки Челябинской области, муниципальных органов управления образованием, руководителей учреждений. В частности, обком профсоюза собирается обратиться в правительство Челябинской области с предложением внести изменения в норматив финансирования образовательных учреждений в части введения должности специалиста по охране труда и выделения средств на мероприятия по улучшению условий труда в соответствии с новой редакцией Трудового кодекса РФ. Кроме того, для повышения эффективности работы в этой сфере предложено создать совместную координационную комиссию из специалистов областного Министерства образования и науки, обкома профсоюза и Государственной инспекции труда.

Только совместными усилиями сторон социального партнерства можно добиться, чтобы работники образования трудились в условиях, отвечающих требованиям законодательства.

Павел КОЗИН, главный технический инспектор труда Челябинского обкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ