Вожатый - это человек, который всегда поймет, поддержит, сделает жизнь ученика интереснее, веселее и даст почувствовать себя значимой частичкой общества. Красота этой профессии в том, что, выбрав ее, никогда не расстаешься с детством. Люди, посвятившие себя работе вожатого, «обречены» быть примером для сотен мальчишек и девчонок, чувствовать ответственность за их будущее. Они беспокоятся не меньше родителей, кто вырастет из их воспитанников.

Именно такие вожатые с большой буквы, вкладывающие в свое дело всю душу, собрались 26 января в актовом зале гимназии №13 Махачкалы, где проходила финальная часть республиканского конкурса «Вожатый года-2007».

Марафон проводится в республике с 1999 года в рамках Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования и, как показало время, очень востребован. Для конкурсантов это возможность показать свои достижения и наработки, научиться чему-то новому. Для членов жюри - оценить работу вожатых республики, открыть новые таланты и наблюдать за их ростом. Необходим конкурс и самим ребятам, потому что сегодня, как никогда, им нужны грамотные, творческие и неравнодушные лидеры, которые любят детей и с удовольствием с ними работают.

Конкурс «Вожатый года» проводится по инициативе Министерства образования, науки и молодежной политики РД, Федерации детских и подростковых организаций «Юность Дагестана» при поддержке республиканской организации Профсоюза работников народного образования и науки и Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров.

Соревнование продолжалось два дня.

25 января состоялся первый этап, в котором приняли участие вожатые почти из всех городов и районов Дагестана. В этот день конкурсантам предстояло состязаться в пяти номинациях: «Оформительское мастерство», «Теоретическая», «Творческая», «Общество и мы», «Защита программы деятельности детского общественного объединения». Напутствуя конкурсантов, руководители творческих мастерских коротко изложили, в чем заключается работа каждой из них.

О мастерской «Защита программы деятельности ДОО» рассказала Л.Ботвина, член номинационного жюри, директор Центра дополнительного образования Кировского района Махачкалы: «Наша станция - один из самых трудных участков. Свою программу деятельности каждый вожатый должен определить сам. Самое главное при этом - суметь сплотить вокруг себя коллектив детей и занять их такими делами, как уход за ветеранами и пожилыми людьми, охрана природы и так далее. Критериями оценки при защите программ являются актуальность, востребованность детьми, присутствие регионального компонента, грамотность оформления материала, наглядность».

А.Абдурахманова, методист Центра детского творчества Ленинского района Махачкалы, объяснила суть номинации «Творческая»: «В нашей мастерской можно наблюдать, как вожатый овладел методикой проведения коллективных творческих дел. Он приходит к абсолютно незнакомым детям и разрабатывает определенное мероприятие. Оцениваются оригинальность, выбранная тема, способы привлечения детей к творческому процессу, взаимодействие с ними, направленность на ребенка, альтернативность заданий, материальное обеспечение, ясность, четкость, реальность целей КТД».

О «Теоретической» номинации рассказала О.Мусанабиева, методист Дома детского творчества Каспийска: «На нашей станции вожатым задается три вопроса по работе и один - философского характера. Мы стремимся не уличить вожатого в незнании, а помочь ему раскрыться».

М.Алиев, директор республиканского Центра научно-технического творчества учащихся, поведал о номинации «Оформительское мастерство»: «К нам конкурсанты приходят с готовыми рисунками, по которым мы судим о них, об их интересах и представлениях. Оценивается внешнее оформление, умение преподнести информацию, использование цветовых и композиционных решений».

Наконец, методист республиканского Эколого-биологического центра Г.Олейник раскрыл секреты номинации «Общество и мы».

В результате прохождения конкурсной эстафеты определились 13 финалистов: Лидия Заикина (Кизляр), Эсмира Мансурова (Гунибский район), Хадижат Алибахмудова (Каспийск), Назиля Лачинова (Магарамкентский район), Саида Шавгараева (Ногайский район), Айшат Магомедова (Новолакский район), Зарема Арифова (Табасаранский район), Синамгюль Махмудова (Кизлярский район), Хадижат Махаева (Чародинский район), Арипат Манилова (Махачкала), Светлана Кулиева (Махачкала), Патимат Атавова (Бабаюртовский район), Антонина Тагирова (город Избербаш).

26 января в зале царил переполох. Все суетились, предвкушая интересный конкурсный день. Право открыть праздник было предоставлено Муслимат Халимбековне Халимбековой - председателю Федерации детских и подростковых организаций «Юность Дагестана». Она поделилась впечатлениями о прошедшем марафоне: «Вчерашний день был очень напряженным. Вожатые продемонстрировали действительно настоящее мужество, талант, прекрасные знания, смекалку, задор, то есть все те качества, которые необходимы для эффективной работы с детьми. Мы, в общем-то, предполагали, что в республике есть сильные дома детского творчества, соответственно будут и сильные вожатые, но то, что могут быть очень талантливые вожатые, которые работают самостоятельно, стало для нас открытием.

Прекрасно, что наш конкурс из года в год набирает обороты, география расширяется. Вожатые, которые прибывают на этот конкурс, с каждым годом показывают все лучшие результаты, более высокую подготовку: даже по программам детских общественных объединений видно, что опыт накапливается».

На долю финалистов выпало три испытания. Первое - «Представление». Каждый участник в импровизированной форме показал работу своей организации с песнями, танцами и сценками. Оценивались отражение деятельности общественного объединения, творческая форма подачи материала, оригинальность, наличие символики, атрибутики, девиза, национального компонента. Вожатым помогали их воспитанники, которые прибыли на конкурс, чтобы поддержать своих наставников.

В ходе самопрезентации «Мое кредо» участники рассказывали о своей работе, объясняли, почему они выбрали именно этот путь в жизни, демонстрировали широту профессиональных и общекультурных интересов, личные и деловые качества. Также оценивалось умение держаться на сцене, раскованность, артистичность.

Но наиболее ярко эти качества проявились на третьем этапе под названием «Импровизированный конкурс». Финалисты буквально растормошили зал, заставляя зрителей кричать детские кричалки, петь пионерские песни, хлопать, играть в различные игры. Это был самый веселый, интересный и шумный конкурс, который стал достойным завершением всего марафона. Зрители, болельщики и конкурсанты словно сплотились в одну большую пионерскую организацию.

Оценивало заключительный этап конкурса Большое жюри под председательством Муслимат Халимбековой. Наблюдало за финалистами и Малое, в прямом смысле этого слова, жюри - представители детского парламента из гимназии №38 Махачкалы.

По итогам всех пройденных этапов были определены победители и призеры. Первое место заняла Хадижат Алибахмудова из Каспийска, второе - разделили Антонина Тагирова из города Избербаша и Патимат Атавова из Бабаюртовского района, третье - Светлана Кулиева из школы №7 Махачкалы, Арипат Манилова из 8-й школы города и Саида Шавгараева - представитель Ногайского района. Они награждены дипломами Министерства образования, науки и молодежной политики РД, почетными грамотами Федерации детских и подростковых организаций «Юность Дагестана» и денежными премиями.

Магомед Магомедсаидович Амиродинов, председатель республиканской организации Профсоюза работников народного образования и науки, член Большого жюри конкурса, вручил всем призерам денежные премии от рескома и отдельную премию от редакции газеты «Голос профсоюза образования».

Каждый член жюри выделил и поощрил специальным призом одного из финалистов. Кроме того, всем конкурсантам были вручены удостоверения Министерства образования, науки и молодежной политики РД об участии в конкурсе «Вожатый года-2007».

Конкурс, как всегда, оказался праздником общения единомышленников, хорошей возможностью «себя показать и на других посмотреть». И каждый участник доказал, что выбранный им путь - не ошибка и не случайность, а он сам - яркая личность, способная заинтересовать детей своим делом.