Во-первых, это согласованная с профсоюзами новая редакция Трудового кодекса, которая дает нам реальную возможность вести свою деятельность на каждом конкретном предприятии, на каждом уровне. А, во-вторых, это практика социального партнерства, когда в Государственной Думе ни один социально-трудовой закон не рассматривается без консультации с профессиональными союзами, когда крупнейшая думская фракция обращается к профсоюзам, как к своему основному партнеру, когда в нашем съезде участвует Президент Российской Федерации, когда органы государственной власти считаются с позицией и взглядами профсоюзов. Это хороший плацдарм для того, чтобы с него начать наступление, которое по целому ряду тактических соображений лучше всего приурочить к 2007-2008 году. В чем, на мой взгляд, должно заключаться это наступление?

Профсоюзное движение решает много задач. Но практика планирования деятельности больших корпораций показывает, что результат бывает, когда на год-два определяются одна-две крупные задачи, выставляются на первый план, и на их решение бросаются все основные ресурсы и силы организации. Это не значит, что мы не должны заниматься другими делами. Просто мы должны сказать, что в ближайшее время профсоюзы добьются конкретных вещей, и по тому, насколько нам удается эти задачи реализовать, судить, успешно ли мы работаем.

Какими, на мой взгляд, могли бы стать две важнейшие задачи на 2007-2008 год? Первая - принятие на государственном уровне и реализация национального проекта «Достойный труд», вторая - восстановление нормальной системы социального страхования. Почему, я считаю, нам необходимо акцентировать внимание на проекте «Достойный труд»? Национальный проект в принципе дает возможность системного подхода. Все проблемы, которые здесь поднимались, мы можем обобщить, прописать необходимые законы, нормативные, правовые акты, которые должно принять Правительство, решения региональных органов власти, наконец, свои собственные действия. Наша задача - добиться того, чтобы проект «Достойный труд» стал главным, центральным национальным проектом. Потому что невозможно решить ни одной социальной проблемы, не обеспечив комфортное существование человека труда, усилиями которого создается валовый внутренний продукт. Проект «Достойный труд» должен включать в себя несколько программ. Первая программа - повышение и легализация заработной платы, вывод ее из «тени». Большой радости от повышения минимального размера оплаты труда в следующем году до 2 тысяч рублей нет. Это чуть больше того, что предлагало Правительство. Весь смысл как раз в других статьях законопроекта, против которого выступают наши партнеры в Российской трехсторонней комиссии - и работодатели и, отчасти, Правительство. Этот проект, если он будет принят в целом, откроет реальную возможность в 2008 году приравнять минимальный размер оплаты труда к прожиточному минимуму. Кроме установления планки МРОТ на уровне 2 тысяч рублей, он предполагает также предоставление субъектам Федерации возможности своими законами устанавливать более высокую минимальную зарплату для внебюджетного сектора экономики. Решение этого вопроса позволит резко увеличить налоговую базу, пополнить бюджеты субъектов РФ и, значит, создаст базу для того, чтобы следующим шагом стало повышение заработной платы бюджетникам. Также необходимо убрать МРОТ из всех остальных законов, кроме трудового законодательства. Хватит мерить в МРОТах пени, штрафы, хватит дурачить население двумя разными цифрами. И проект закона твердо говорит, что до 1 сентября следующего года из всех остальных законов МРОТ должен быть изъят.

Наконец, он устанавливает административную ответственность. Что произойдет в том случае, если мы установим минимальный размер оплаты труда на определенном уровне, а работодатель не будет его выплачивать? Закон дает на это ответ - административная ответственность, включая приостановку деятельности организации для юридического лица, или дисквалификацию, то есть лишение права заниматься предпринимательской и руководящей деятельностью, для физического лица. Кроме минимального размера оплаты труда, важным фактором, который должен регулировать и поднимать вверх заработную плату, могут быть только действия профсоюзов. Необходимо ввести уголовную ответственность работодателей за выплату заработной платы «черным налом». Сегодня вроде бы существует ответственность, связанная с налоговыми преступлениями, но она мало кого останавливает. Такая ответственность должна быть введена, поскольку работодатель, выплачивающий «черным налом» заработную плату, совершает два преступления: против государства, против нынешних пенсионеров и стариков, которым не доплачивают единый социальный налог, и против собственных работников, которых он лишает пенсий и социальных гарантий в будущем.

Важная тема, которую нужно развить в рамках национального проекта «Достойный труд», - это участие работника в управлении организацией. В Трудовом кодексе только глава, где сказано несколько общих слов. Нужно готовить и принимать федеральный закон, с одним «но»: никаких советов трудовых коллективов. Главным представителем работников по участию в управлении производством должны быть профессиональные союзы.

Для решения многих задач нам, безусловно, необходимо активно использовать политический ресурс профсоюзов. Профсоюз - надпартийная сила, но сегодня опять появилась политическая партия, которая объявила себя левоцентристской и считает, что профсоюзы должны ей подчиниться и поклониться. Такого никогда не было и не будет. С подобным опытом мы сталкиваемся уже не первый раз. Уже не первый раз создаются политические образования, которые требуют подчинения профсоюзов себе. Многие из них прекратили свое существование, а профсоюзы нормально работали, работают и будут работать. Но для того, чтобы эта работа была осознанной и системной, я поддерживаю предложение создать в Федерации Независимых Профсоюзов России, а также в региональных профобъединениях комитеты политического анализа и действий.

Раньше у нас была структура Союза Труда. К сожалению или к счастью, политическая система меняется, и сегодня подобным общественно-политическим движениям нет места. В силу этого деятельность Союза Труда прекращена Министерством юстиции, мы просто не вписывались в федеральный закон. Но это не значит, что задачи исчезли. Профсоюзы должны иметь собственную структуру, которая бы отслеживала ситуацию на политическом поле, вела бы переговоры с остальными субъектами, в том числе добивалась включения профсоюзных представителей в списки вменяемых политических партий. Группы, аналогичные группе «Солидарность» в Госдуме РФ, должны быть сформированы в законодательном собрании каждого субъекта Федерации, в органах местного самоуправления. Всюду должны быть проводники наших позиций и интересов, тогда мы добьемся всех целей, которые ставим перед собой.