Мы должны отдавать себе отчет в том, что современная Россия идет по капиталистическому пути, на котором неизбежны противоречия между трудом и капиталом. В современном мире эти противоречия должны находить цивилизованное разрешение, и зависящие от нас изменения к лучшему должны происходить более быстрыми темпами, с еще большим эффектом для трудящихся и членов их семей. Обеспечивать решение этих задач - наш профессиональный долг. Профсоюзы предлагают обществу в качестве вектора развития, и, если хотите, национальной идеи, выверенный жизнью девиз: «Единство. Солидарность. Справедливость».

Многие из осуществляемых в стране и важных для общества реформ, к сожалению, не подкреплены в должной мере адекватными действиями в сфере роста трудовых доходов населения. Парадокс в том, что российское общество до сих пор не знает стратегических намерений правительства в таком важном вопросе. А без этого невозможно обеспечить справедливое распределение социальной ответственности между государством, бизнесом, работником и, как следствие, - обеспечить устойчивый экономический рост и укрепить социальную безопасность каждого человека и страны в целом.

Между тем, в обществе имеется апробированный механизм для решения таких важнейших социальных проблем - это, прежде всего, институт социального партнерства. В настоящее время в целом социальное партнерство превращается из механизма разрешения конфликтных ситуаций в механизм цивилизованной выработки совместных решений актуальных проблем и стратегии экономического и социального развития страны. Иногда мы слышим, что профсоюзы - это соглашатели. Однако грамотные, умные «соглашатели», действуют гораздо эффективнее, чем бездумные ниспровергатели и разрушители. Профсоюзы никогда не согласятся с чем-то вредным для трудящихся. Они настойчиво ищут и находят пути реализации интересов своих членов, в том числе с помощью компромисса, но при отсутствии понимания идут на жесткие меры.

Профсоюзы все эти годы последовательно настаивали, чтобы все решения правительственных структур в экономической области учитывали социальную «цену вопроса», чтобы рост экономики трансформировался в реальное улучшение жизни, становился заметным для людей. Вот почему политику сдерживания роста заработной платы мы считаем безнравственной и антигосударственной политикой. Борьба за повышение зарплаты наемным работникам всегда в перечне основных задач ФНПР и ее членских организаций.

Мы обязаны добиваться увеличения заработной платы в течение ближайших лет в 2-3 раза, чтобы средняя зарплата в России была сопоставима со средней зарплатой в развитых странах Европы. На сегодняшний день уровень прожиточного минимума в среднем по России составляет примерно 3,5 тысячи рублей, а к 2009 году по прогнозам должен составить 4-5 тысяч, то есть показатель минимального размера оплаты труда надо повысить не менее чем в 4 раза в течение 1,5-2 лет. Мы предложили Правительству РФ рассмотреть график поэтапного увеличения МРОТ до прожиточного минимума, а также изыскать возможность его реализации, внеся соответствующие коррективы в проект федерального закона «О внесении дополнения в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и в проект федерального закона о федеральном бюджете на 2007 год. Намеченное в проекте бюджета повышение заработной платы федеральных бюджетников на 15% с 1 сентября 2007 года практически не улучшит материального положения этой категории работников. Эта мера не обеспечивает, по нашим расчетам, выполнения задачи, поставленной Президентом Российской Федерации по увеличению заработной платы бюджетников в 1,5 раза в реальном выражении в течение 2005-2007 годов. По мнению ФНПР, для того чтобы выйти на эту цифру, учитывая реальные темпы инфляции, необходимо предусмотреть повышение заработной платы работников бюджетной сферы не менее чем на 20%, а лучше на 30% в течение 2007 года.

По законам рынка рост зарплаты в непроизводственной сфере должен стимулировать работодателей повышать оплату труда и в реальном секторе экономики. Сегодня, например, заработная плата в нефтегазовой отрасли страны считается высокой лишь по российским меркам. На таких же рабочих местах в других странах за точно такой же труд люди получают гораздо больше.

Одним из путей повышения эффективности трехстороннего партнерства стала предложенная ФНПР система единой переговорной кампании. Увязав едиными сроками заключение коллективных договоров и соглашений, выдвижение единых профсоюзных требований и проведение единых действий в их поддержку, мы сделали мощный шаг вперед в повышении организованности наших собственных действий. И первые результаты налицо. За последние годы почти в два раза сократилось количество предприятий с нашими первичными профсоюзными организациями, не имеющих коллективных договоров. Сегодня этот показатель не превышает 10%.

Ключевая роль в защите интересов наемных работников принадлежит коллективному договору конкретной организации. Важно, чтобы общепрофсоюзная позиция по решению тех или иных задач находила отражение в договорах, заключаемых непосредственно на предприятиях. Вертикаль социального партнерства должна стать как объединяющим фактором, так и гарантом реализации коллективных договоров - фундамента всей системы трипартизма.

Известно, что для некоторых мировых экономических моделей характерно стремление отделить государство от системы социального партнерства, сузить число партнеров до двух - работников и предпринимателей. Но даже в таких странах имеются министерства труда, занимающиеся регулированием трудовых отношений и социального партнерства. Упразднение Министерства труда России, утрата другими министерствами полномочий на переговоры, по нашему мнению, отрицательно сказывается на уровне развития социального диалога.

Министерство здравоохранения и социального развития, которому были переданы определенные функции бывшего Минтруда, прямо скажем, не до конца справляется с задачами основного инструмента власти по выработке стратегических решений в области социальной политики, миграционной политики, политики доходов и контролю за их реализацией. Поэтому одно из важных требований ФНПР - восстановление Министерства труда и социального развития в структуре органов исполнительной власти Российской Федерации.

Социальная политика государства в отчетный период во многом характеризовалась стремлением перенести бремя социальной защиты граждан с федерального на региональный уровень, с государства - на плечи самого работника. Достаточно напомнить, к каким серьезным последствиям привели действия правительства по сокращению объемов Единого социального налога, внедрению 122-го Федерального закона, кардинально изменивших условия и степень социальной защищенности многих категорий населения России, а также издержки пенсионной реформы. В ходе острых дискуссий профсоюзы постоянно требовали, чтобы процесс реформирования шел на основе выработки целостной социальной политики, с тщательным, буквально математическим расчетом возможных негативных последствий. Однако еще и сегодня правительство не имеет такой стратегии.

Главными задачами кадровой политики профсоюзов на сегодняшний день остаются воспитание осознанного профсоюзного членства, активного участия каждого члена профсоюза в деятельности своей организации, выдвижение на руководящие профсоюзные должности подготовленных молодых активистов. Только решив эти задачи, мы сможем добиться повышения массовости и эффективности наших коллективных действий, обеспечить единство и солидарность профсоюзного движения.

Путь к достижению наших целей - в демократизации профсоюзной жизни, обеспечении активного непосредственного участия членов профсоюзов в решении всех вопросов деятельности профсоюзных организаций.

ФНПР решительно поддержала идею объединения Международной конфедерации свободных профсоюзов (МКСП) и Всемирной конфедерации труда (ВКТ) как новый шаг на пути укрепления международного профдвижения. Как вы знаете, две недели назад этот процесс завершился образованием новой Международной профсоюзной конфедерации, Генерального секретаря которой - Гая Райдера - мы имеем удовольствие видеть среди гостей нашего съезда.

ФНПР активно участвует в переговорах по созданию в ближайшем будущем Всеевропейского регионального совета, в состав которого предполагается вхождение всех профцентров Европы. В результате сбудется давняя надежда профсоюзов об окончательной ликвидации разделительных барьеров в Европе - на континенте, где зародилось профсоюзное движение.

Существенно укрепились наши связи с Международной Организацией Труда (МОТ). Следует отметить, что МОТ принимала, в той или иной форме, участие в реализации многих проектов и мероприятий, о которых я говорил выше. Новый импульс развитию наших отношений, я надеюсь, даст подписанный в июне 2006 года в Женеве уже четвертый по счету Договор о сотрудничестве между МОТ и Российской Федерацией, на сей раз на период 2006-2009 годов.

ФНПР прилагает максимум усилий для активизации и совершенствования деятельности Всеобщей конфедерации профсоюзов в области защиты интересов и прав трудящихся и профсоюзов стран Содружества независимых государств, разработки модельного трудового законодательства, оказания консультативной помощи ее членским организациям.

Нам нужно совершенно четко признать, что в условиях объективных противоречий между трудом и капиталом, непрекращающегося наступления на права трудящихся и профсоюзов во многих странах мира нашей Федерации необходимо продолжать следовать принципу международной профсоюзной солидарности в качестве важнейшего фактора поддержки борьбы трудящихся за свои законные права и интересы.

Хочу подчеркнуть, что примеры единства действий профсоюзов на международной арене, когда профсоюзы добиваются более широкого участия трудящихся в международных массовых акциях в защиту профсоюзных прав и свобод, трудовых и социально-экономических интересов людей наемного труда, в защиту мира, против развязывания новых войн, против любых форм насилия и терроризма, становятся для нас хорошим стимулом.

Весь ход исторического развития и изменения общественно-трудовых отношений в России и в мире показывает, что коренные задачи и цели профсоюзов - защита прав и социально-экономических интересов человека труда, борьба с социальной несправедливостью, как на предприятии, так и в обществе в целом - остаются неизменными. Меняются лишь условия этой борьбы вслед за изменениями в общей структуре экономических, торговых и производственных отношений. Причем, из факторов национального масштаба эти отношения уже перешли на глобальный, межнациональный уровень.

Для решения этих задач надо меняться самим профсоюзам: нам нужно наращивать боевитость, придавая новые импульсы идеям единства действий и корпоративной профсоюзной солидарности.

Ведь только сильные и авторитетные профессиональные организации трудящихся, действующие сообща ради достижения единых целей, способны заставить и работодателей, и властные структуры считаться с нашими законными требованиями.

Уверен, что, следуя по этому пути, мы придем к гармонизации социально-трудовых отношений, сможем укрепить основы гражданского общества и социального государства, оправдать надежды всех членов профсоюзов!