Историческая справка

Сто лет назад по инициативе группы деятелей бывших комитетов грамотности, распущенных царским правительством в 1895 году, была создана Лига образования.

В марте 1906 года организационный комитет Лиги, в состав которого входили В.Абрамов, Н.Бекетов, И.Бодуэн де Куртенэ, С.Венгеров, И.Герд, Л.Пантелеев, М.Стоюнина, Г.Фальборк, А.Философова, А.Философова, В.Чарнолуский и другие, провел в Петербурге учредительное собрание. На собрании был принят проект устава Лиги, который утвердили в 1907 году.

Целью Лиги были объявлены объединение и координация деятельности педагогических и просветительских обществ в России. Ее основными задачами стали теоретическая и практическая разработка вопросов образования, основание научных и просветительских учреждений.

Сфера деятельности Лиги включала все ступени школьного, а также внешкольного образования.

Лига замышлялась как централизованное общество с местными отделами и со своей платформой по теоретическим и практическим вопросам. По уставу она превратилась в союз просветительских обществ и учреждений, объединенных общими съездами и избираемым правлением.

Лига объединяла уже существовавшие общества и организации, открывала новые.

Провинциальные общества пользовались автономией, имели собственный устав, который составлялся по рекомендованному образцу, перечисляли Лиге средства.

Среди областных отделов особенно выделялся Московский (1906-1907), объединивший просветительские организации Москвы и прилегающих районов. Отдел открыл летние курсы для учителей, лекционное бюро, создал комиссию для выработки положения об организации начальной школы на демократических началах, издавал журнал «Просвещение», который выходил два раза в месяц под редакцией В.Вахтерова и В.Соколова. Деятельность отдела была запрещена в 1907 году по приказу столичного градоначальника.

В 1907-1908 годах при Лиге были образованы 5 всероссийских обществ.

Общество школьного просвещения ставило задачу выработки новых идеалов школьного образования и нового типа единой школы.

Общество содействия внешкольному просвещению было основано для объединения сил общественности в деле организации библиотек, музеев, народных университетов, вечерних курсов и лекций. Из него выделилось Общество изящных искусств, которое занималось организацией художественных выставок, малых галерей, народных театров и так далее. В числе его членов были Б.Кустодиев, Е.Лансере, С.Маковский, Н.Рерих и другие видные деятели культуры.

Университетское общество было организовано для теоретической и практической разрабокти вопросов высшего образования и открытия частных вольных высших школ и университетов. В обществе состояли В.Бехтерев, В.Верховский, И.Гревс, О.Добиаш, А.Добиаш, А.Лаппо-Данилевский, Ф.Левинсон-Лессинг, П.Лесгафт, С.Ольденбург.

Всероссийское общество образования и воспитания ненормальных детей было предтечей нынешних объединений дефектологов и психологов.

В 1907 году была основана Педагогическая академия.

При Лиге образования создавались комиссии для решения отдельных педагогических проблем: по выработке школьной программы, по вопросу о взаимоотношениях семьи и школы, по изучению постановки учебно-воспитательной работы в учебных заведениях мариинского ведомства, по организации Центральной педагогической библиотеки и музея.

Состоявшийся 28-31 декабря 1908 года первый общий съезд Лиги образования потребовал отмены правительственных ограничений на устройство просветительских обществ и учреждений, народных чтений, публичных лекций, народных театров и многого другого. Съезд наметил издание печатного органа вместо закрытой газеты «Жизнь и школа», выпуск ежегодников и библиографических изданий по вопросам образования, организацию педагогических областных, всероссийских и международных выставок и съездов, создание справочно-педагогических бюро.

Кроме того, съезд одобрил подготовленный специальной комиссией Лиги проект школьного закона с финансовым планом введения всеобщего обучения. Проект был представлен для рассмотрения во вторую Государственную Думу, однако думское большинство его отклонило. Также Лига обратилась в Государственную Думу с ходатайством о прекращении преследований учителей по политическим мотивам и возвращении репрессированных педагогов в школы.

Мероприятия, намечаемые и проводимые Лигой, встречали постоянное противодействие официальных властей: запрещались съезды, выставки, публичные обсуждения проектов Лиги.

В 1913 году правительство изменило устав Лиги для ограничения ее деятельности и организующей роли.

После 1917 года Лига прекратила свою деятельность.

Теперь, спустя 100 лет, Лига образования возрождается, ее презентация состоится в ноябре в Санкт-Петербурге.

Позиция

Чтобы влиять на образовательную политику, общество должно объединиться

Галина МЕРКУЛОВА, председатель правления Лиги образования:

- Лига образования - для нас новое дело, к которому мы долго шли, долго все обдумывали. Сама идея не очень нова. Изучив историю, мы выяснили, что как раз в 2006 году исполняется сто лет со дня создания дореволюционной Лиги образования, объединявшей лучших представителей российской интеллигенции. Так совпало, что в день столетия мы решили учредить нашу Лигу образования. Будем надеяться, что нам удастся объединить неравнодушных людей, которые хорошо представляют, что сегодня происходит в отрасли. Мы искренне заинтересованы в том, чтобы образование в России развивалось, чтобы оно отвечало потребностям общества.

Учитывая, что наша страна активно вступает в мировое образовательное сообщество, мы понимаем, что школа должна меняться, весь вопрос в том, как. Нам важно слышать друг друга, понимать друг друга и вместе нарабатывать подходы к реформированию образования.

Сегодня в обществе есть осознание необходимости формирования гражданских институтов. Исторически сложившийся институт гражданского общества - это профсоюз. К числу таких институтов можно отнести и школы, ведь там работают коллективы, имеющие свое мнение. Есть и другие объединения, но говорить о том, что они могут насаждаться сверху с помощью каких-то административных ресурсов, бессмысленно.

Любое объединение может появиться только тогда, когда в нем испытывают потребность те люди, которые в него вступают. Мы знаем, как складывается ситуация, когда приближаются выборы. Все политические лидеры сразу вспоминают о том, что нужно заботиться об образовании, много говорят о его проблемах, создают программы, но как только пора выборов проходит, страсти утихают, и люди, которых на этом этапе пытались объединить, становятся политикам неинтересны.

Пока что создание гражданских институтов - это очень робкий процесс. Мы знаем, как непросто и долго формировались такие объединения, как Ассоциация лучших школ, которая входит в состав учредителей нашей Лиги, объединение лучших учителей России. Но эти организации не навязывались сверху, допустим, оргкомитетом конкурса «Учитель года России», в рамках которого они появились. Это было искреннее желание самих учителей.

Людям хочется высказать свое отношение к образовательной политике, поделиться опытом, новациями, рассказать о том, к чему им удалось прийти в ходе своей практической деятельности. Но понятно, что как бы ни была важна та миссия, которую они выполняют, их голос не слышен и никакого влияния на образовательную политику они оказать не могут. Их предложения никто не воспринимает всерьез. Живя в условии перманентных реформ и попыток модернизировать систему образования, мы, как правило, получаем предложения сверху.

В документах той Лиги, что была создана 100 лет назад, есть один абзац, который в полной мере отражает нынешнюю ситуацию: «Все мероприятия бюрократии к распространению образования терпели неудачу, поддерживая невозможность добиваться приказом прогресса в образовании, и превращались в конечном итоге в преследование частного почина в области образования». Это слова одного из организаторов Лиги. Как видим, те проблемы, которые мы переживаем сегодня, вполне идентичны ситуации 1906 года. Поэтому одна из первых задач, которую мы перед собой ставим, - помочь формированию и развитию общественных институтов, объединить их усилия, чтобы оказывать влияние на образовательную политику.

Мы понимаем, что консолидации сил образовательного сообщества недостаточно, нужно включить в этот процесс и другие силы, искренне заинтересованные в развитии образования. Это и родительская общественность, и бизнес, то есть все стороны общества.

Мы видим, как сегодня начинают появляться и развиваться первые ростки меценатства. Есть громкие фамилии, о которых мы знаем: Ходорковский (Федерация Интернет Образования), Потанин (Фонд Потанина), Дерипаска (вузовские программы кредитования студентов) и так далее. Образование нуждается в поддержке, поэтому в рамках одного из проектов мы планируем проанализировать, как развивается меценатство, и способствовать его популяризации. Мы предполагаем учредить грамоты, премии и другие награды, которыми будем отмечать не только тех людей, что на виду, но и тех, кого удастся выявить в процессе анализа ситуации.

У профсоюза очень много направлений работы, но мы чувствуем, что не можем стоять в стороне. У нас есть силы и возможности для того, чтобы участвовать в работе Лиги, содействовать консолидации общества в интересах образования и его работников.

Большой интерес к нашим планам проявила крупнейшая международная организация профсоюзов - Интернационал образования, мы уже провели переговоры о возможностях нашего взаимодействия. Интернационал высказал готовность принимать участие в работе Лиги.

Как возникла идея?

Директора московской школы «Класс-центр» Сергея КАЗАРНОВСКОГО пригласила прочитать лекции на выставке в Париже французская Лига образования. Вот как рассказывает об этой поездке сам Сергей Зиновьевич:

- Я находился в Париже четыре дня, и все это время, с 9 утра до позднего вечера, проводил на выставке, которую организовала и провела французская Лига образования. Там был буквально весь Париж! На выставку шли толпы людей, афиш о ней было больше, чем афиш о выступлении самых популярных артистов и коллективов.

Я был потрясен и профессионализмом, с которым была организована выставка, и ее масштабами - она занимала площадь, равную территории трех стадионов. На первом этаже можно было посмотреть, как устроен тот или иной школьный класс. Или, например, как собирают машину «Рено», потому что это имеет отношение к техническому образованию. На втором этаже работало бесконечное количество ассоциаций, которые помогают классному руководителю. Там были представлены банки, работающие с учителями, и страховые компании, предлагающие свои услуги школам. В центре зала - сцена, на которой играют два суперпрофессиональных теннисиста. Дальше - еще одна площадка, приезжает сборная Франции по вольной борьбе (это лучшая команда в мире), которая показывает свое мастерство и приглашает желающих попробовать свои силы. Потом на площадке, где только что играли теннисисты, появляются актеры и разыгрывают ситуации из школьной жизни, из жизни детей и родителей. Любой желающий может стать действующим лицом в любой сцене. Все это безумно интересно. Но есть еще и третий этаж, где школьников ориентируют на будущие профессии. К людям, которые сидели за многочисленными компьютерами, стояли очереди родителей с детьми.

Словом, когда я вернулся в Москву, то нашел Сергея Сафронова, исполнительного директора Фонда поддержки российского учительства, и стал лоббировать идею создания Лиги образования в России. Нам нужно научиться решать свои проблемы. Например, в марте этого года ввели обязательный единый государственный экзамен по истории. Но все знали, что до этого тысячи людей готовились совсем к другому, некоторые вузы отказались от проведения экзамена в форме ЕГЭ. Их можно понять. Но я хотел бы, чтобы сообщество сказало: так делать нельзя, это живые люди, живые дети, живые родители. Когда я об этом говорю, на следующий день мне звонит чиновник и упрекает: «Мы к тебе так хорошо относимся, а ты так поступаешь!». Чей-то голос должен быть возвышен в этом случае?!

Позиция

Бизнес не будет стоять в стороне

Ольга БОРОДИНА, вице-президент Лиги образования:

- Как представителю бизнес-сообщества мне бы хотелось, чтобы в Лиге образования бизнес был представлен наилучшим образом. Ведь бизнес бизнесу рознь. Есть бизнес, который выступает как спонсор и готов помочь образованию, финансируя отдельные проекты. А есть социально значимый бизнес, который я и представляю: издательство «Владос» выпускает учебную литературу, мы работаем на благо образования и обслуживаем образование. Задача Лиги - объединить и тот и другой бизнес, те и другие интересы.

Я всю жизнь работаю в образовании, преподаю в Московском государственном техническом университете имени Н.Э.Баумана, поэтому знаю все проблемы отрасли изнутри.

Проблемы образования всегда волновали российское общество, причем все его слои - от правительства до родителей и учеников. На каждом этапе своей жизни мы сталкиваемся с этими проблемами не раз, потому что учимся сами, потом заботимся о том, чтобы хорошее образование получили наши дети, внуки, правнуки. Тысячи российских семей обсуждают дома и на работе проблемы образования, будучи в курсе того, что происходит в этой сфере. Как только мы сталкиваемся с тем, что нужно отправлять детей в школу, сразу возникает вопрос о качестве обучения. Например, мой сын в этом году пошел в подготовительный класс. Целый год я искала подходящую школу и с волнением думаю, какие будут учителя в этой подмосковной частной гимназии, что я буду делать, если обучение окажется не таким качественным, как я ожидаю?

Мы постоянно задаемся вопросом, какая школа нужна нам, нашим детям и внукам. Конечно, все мы строим себе какую-то идеальную модель, а потом, когда начинается процесс обучения, сталкиваемся с такими серьезными проблемами, которых даже не ожидали.

В XIX веке лучшие умы России тоже строили модель идеальной школы. Им хотелось, чтобы школа была лучше, и это совершенно закономерное желание. В 1906 году оно вылилось в создание Лиги образования, в которой было несколько основных направлений: просвещение, высшая школа, культура, дополнительное воспитание и образование для детей с проблемами развития. Политические события в конце концов прервали работу Лиги, но общество не может не участвовать в процессах образования, и сегодня, спустя сто лет, мы создаем новую Лигу.

Нас по-прежнему волнует, что будет со школой, что происходит с вузовским образованием, какие проблемы возникают в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, что ожидает детей, когда они выходят за стены школы, не останутся ли они на улице без присмотра и не совершат ли такие ошибки, которые потом невозможно будет исправить. Всеми этими проблемами и призвана заниматься Лига образования. Мы хотим объединить всех, кто заинтересован в том, чтобы помогать государству в разрешении проблем, существующих сегодня в системе образования.

Сегодня создается огромное количество различных объединений: есть маленькие, есть очень большие, есть уже работающие, есть те, что находятся пока в зачаточном состоянии и только желают сделать что-то полезное. Есть бизнес, который хочет вложить деньги в образование, есть люди, которые занимаются социально значимым бизнесом и хотят расширить его масштабы. Наконец, есть родители, которые хотят, чтобы школа стала лучше.

Мы уже встречались с некоторыми руководителями и представителями различных общественных организаций в России и в других странах. В частности, провели встречу с руководством французской Лиги образования, которой уже 140 лет, и долго обменивались опытом, говорили о тех целях и задачах, которые мы перед собой ставим. Мы понимаем, что работаем в одном пространстве, задачи и проблемы у нас одни и те же, что можем плодотворно сотрудничать, применяя опыт французских коллег к российским условиям.

Сегодня даже есть европейская платформа, которая объединяет подобные общественные структуры, идет процесс интеграции и в области образования. Европейские общественные организации готовы встречаться, делиться своим опытом и помогать в объединении всех заинтересованных россиян.

Далеко идущие планы

Создавая Лигу образования, ее учредители исходят из общественной необходимости появления переговорной площадки для всех, кто проектирует образование, партнерства общества и государства в деле модернизации отрасли, а также отработки современной модели некоммерческого партнерства.

Это означает, что учредители

- объединились ради позитивных изменений в образовании, направленных на успех и благополучие детей;

- открыты к диалогу со всеми, кто бескорыстно заинтересован в поддержке российского образования и тех, кто в нем работает и учится;

- будут изучать лучший опыт образовательных достижений как в России, так и в мире;

- заинтересованы в выработке долгосрочных, стратегических целей российского образования, способных принести стабильность и обеспечить серьезный рынок;

- будут предлагать решения для развития институтов образования, способных консолидировать общество;

- будут реализовывать проекты, направленные на конкретные и понятные результаты;

- станут популяризировать возможности образования, его важную социальную функцию;

- предложат консультации всем, от кого зависит правовое и финансовое положение отрасли;

- станут привлекать внимание общества к тем людям и организациям, которые обеспечивают выдающиеся изменения в образовании;

- найдут адекватные формы поощрения лучших эталонов российского образования и тех, кто их создает.

В планах Лиги:

1) Исследование перспектив развития школьного образования на 20 лет вперед и общенациональная дискуссия «Какая школа мне нужна?».

2) Поиск стартовых возможностей для создания общественных объединений в образовании, способных продуцировать новые идеи.

3) Учреждение премий непедагогическим деятелям, внесшим особый вклад в развитие образования.

4) Определение ежегодных содержательных приоритетов для стимулирования их реализации на практике.