Уважаемый АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ!

В ходе рассмотрения на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 21 июля т.г. вопроса «О подготовке Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2007 год» Вы имели возможность убедиться в заинтересованности Профсоюза работников народного образования и науки РФ, как и двух других профсоюзов, объединенных в Ассоциацию профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ, ускорить подготовку Единых рекомендаций по данному вопросу, а также в стремлении последовательно и профессионально работать во взаимодействии с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами для подготовки необходимой нормативной правовой базы, уточнения и формирования необходимых организационно-методических и финансовых условий для перехода работников организаций образования, здравоохранения и культуры, финансируемых из бюджетов всех уровней, на новую систему оплаты труда в целях повышения качества и эффективности оказываемых социальных услуг, роста квалификации, профессионализма и доходов работающих в этих сферах.

В связи с этим мы выражаем удовлетворение принятием согласованного решения РТК, отражающего понимание всеми сторонами социального партнерства необходимости предусмотреть единые принципы и подходы при совершенствовании организации оплаты труда работников бюджетной сферы в целях сохранения единого социального пространства, стабильности правового регулирования на всей территории Российской Федерации, имея в виду доступ населения к социальным услугам, гарантированным Конституцией Российской Федерации, а также намерение усилить взаимодействие между профсоюзной и правительственной сторонами Комиссии в ходе подготовки нормативной правовой базы, организационно-методического и финансового обеспечения для перехода на новую систему оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, в том числе в ходе подготовки и проведения пилотного эксперимента в ряде субъектов Российской Федерации.

Считаем необходимым подтвердить высказанное представителем Совета Ассоциации на заседании РТК мнение о наличии сложившегося в последние месяцы конструктивного диалога между Минздравсоцразвития России, как главным федеральным органом исполнительной власти, формирующим предложения по государственной политике в области оплаты труда, в том числе в рамках межведомственной рабочей группы РТК, и общероссийским Профсоюзом работников образования при разработке проекта постановления Правительства Российской Федерации по вопросу совершенствования организации оплаты труда работников федеральных государственных учреждений бюджетной сферы с учетом внесенных изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации.

Вместе с тем серьезную озабоченность и тревогу вызывает сложившаяся в настоящее время непонятная ситуация вокруг формирования на федеральном уровне рекомендаций субъектам Российской Федерации по разработке новых систем оплаты труда работников образовательных учреждений, финансируемых из региональных и местных бюджетов, которая объективно приводит к дезориентации региональных органов государственной власти, органов управления образованием, коллективов образовательных учреждений в связи с некоторыми действиями Министерства образования и науки РФ, осуществляемыми с нарушением установленного федеральным законодательством порядка подготовки нормативных правовых актов, затрагивающих существенные условия труда работников образования, и, по мнению Профсоюза, имеющими цель настоятельно рекомендовать государственным органам власти субъектов Российской Федерации методики, не учитывающие установленные Трудовым кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами гарантии оплаты и норм труда работников образования.

В частности, мотивируя необходимостью обеспечения финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации российского образования, включающие новую систему оплаты труда и повышение доходов учителей, Министерство образования и науки России разработало определенный пакет проектов нормативных правовых актов, а также проект приказа для организации и проведения конкурса среди субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты, и направило их на обсуждение в субъекты Российской Федерации. В течение ряда месяцев проекты этих документов обсуждаются представителями Министерства с региональными руководителями органов управления образованием, проводятся семинары, в ходе которых обсуждаются преимущества введения новой системы оплаты труда и стимулирования, предусматривающей расчет тарифной заработной платы педагогов на основании стоимости педагогической услуги и т.д.

По информации, поступающей из территориальных организаций Профсоюза, в регионах широко обсуждаются с целью последующей доработки в Минобрнауки РФ две тесно увязываемые методики: формирования расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования на основе принципа нормативного подушевого финансирования, а также формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений. Вышеназванные методики по всем принципиальным положениям совпадают с аналогичными документами, используемыми уже более года в Тюменской области.

Общероссийский Профсоюз работников образования неоднократно высказывал несогласие с рядом наиболее принципиальных положений, содержащихся в этих методиках, и направлял аргументированные заключения специалистов ЦК Профсоюза во все заинтересованные федеральные государственные органы исполнительной власти, в том числе и в Минобрнауки РФ.

Полагаем необходимым, уважаемый АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ, обратить Ваше внимание на причины несогласия Профсоюза с указанными выше методиками, разрабатываемыми Министерством образования и науки РФ, в нарушение действующего федерального законодательства в области социального партнерства без участия представителей Профсоюза, а также в нарушение обязательств, содержащихся в подписанном Соглашении о взаимодействии.

1. Отсутствие в методике фиксированных размеров ставок заработной платы для учителей нарушает положения статьи 333 Трудового кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений», постановления Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» (с последующими изменениями и дополнениями), предусматривающие зависимость между законодательно установленными для учителей нормами часов педагогической работы и ставками заработной платы, исходя из которых за превышение установленных норм производится соответствующая оплата труда.

2. Установленная в методике прямая зависимость оплаты труда учителей за каждый час преподавательской работы от количества учеников в каждом классе фактически является модификацией сдельной оплаты, тогда как в соответствии со сложившимся порядком регулирования этих вопросов в общеобразовательных учреждениях учитель обучает не индивидуально каждого ученика, а ведет преподавательскую работу по предмету для всего класса в пределах установленного количества часов по учебному плану независимо от наполняемости каждого класса. Таким образом, данная система ориентирована на оплату за количественные показатели, на которые работник повлиять не может.

3. Методика устанавливает прямую зависимость стоимости «педагогической услуги» (руб./ученико-час) от количества учебных часов в учебном плане учреждения. Так, для увеличения стоимости педагогической услуги - 1 ученико-часа, от которого зависит средняя заработная плата учителя (и в свою очередь зарплата руководителя), учреждение заинтересовано сокращать количество часов по учебному плану. Такая зависимость приводит к искусственному сокращению учебного плана.

Таким образом, предусмотренные методикой нововведения в организации оплаты труда учителей в зависимости от стоимости 1 ученико-часа ведут к значительным негативным последствиям, поскольку для общеобразовательного учреждения становится невыгодным:

- формирование количества классов в общеобразовательном учреждении с наполняемостью 25 и менее учащихся;

- сохранение количества часов по учебному плану в каждом классе с учетом регионального и школьного компонента;

- осуществление деления классов на подгруппы при изучении отдельных предметов, поскольку это приводит к увеличению количества часов,

- обучение детей с хроническими заболеваниями на дому, наличие других педагогических работников, которые наряду с учителями призваны обеспечивать образовательный процесс;

- нахождение работника на курсах повышения квалификации, в командировке и в других случаях его отсутствия с сохранением средней заработной платы.

Все перечисленное, а также необходимость оплаты первых 2 дней нетрудоспособности за счет работодателя влекут за собой снижение стоимости педагогической услуги (1 ученико-часа), а отсюда - уменьшение размера оплаты труда учителя.

Следовательно, появляются дополнительные основания для ускорения процесса замены гарантированного, в объеме государственного стандарта, бесплатного для граждан общего образования дополнительными платными образовательными услугами, что неизбежно приведет к сокращению возможностей получения в дальнейшем профессионального образования гражданами из семей с низкими доходами.

4. Предлагается дифференциация стоимости педагогической услуги в зависимости от сложности преподаваемого предмета. Обращает на себя внимание тот факт, что подобной, не имеющей какой либо серьезной аргументации практики, нет ни в одной стране мира.

5. В методике отсутствуют указания на соблюдение установленных федеральным законодательством норм рабочего времени учителей (норм часов за ставку заработной платы) наряду с отсутствием и гарантированных размеров ставок заработной платы за установленную норму рабочего времени. Вместе с тем, введены понятия аудиторной и неаудиторной занятости педагогических работников, а также произведено разделение различных видов работ, осуществляемых педагогическими работниками по этим видам занятости. Это свидетельствует о намерении разработчиков обеспечить возможность регулирования по усмотрению работодателя минимального объема учебной нагрузки, а также создаст ситуацию неопределенности в вопросах порядка регулирования рабочего времени учителей, функциональных обязанностей, а, следовательно, и порядка оплаты труда.

6. Переход на новую систему оплаты труда увязан с одновременным внедрением предлагаемой методики формирования нормативов финансирования, аналогичной применяемой в Тюменскому области и являющейся по сути методикой формирования только лишь фонда оплаты труда (рекомендуемая доля ФОТ в нормативе - до 95%), в основе которой – применение показателей фактически сложившихся затрат, определенных в расчете на одного обучающегося, при отсутствии серьезной проработки адаптационных механизмов на период перехода к нормативному подушевому финансированию, столь необходимых для малочисленных школ, расположенных в сельской местности, в малых и средних городах России.

Этот подход к формированию норматива финансирования может быть применим на практике, по мнению экспертов, лишь для определения объема субвенций, направляемых из бюджета субъекта Российской Федерации в местные бюджеты, то есть для осуществления межбюджетных перечислений. Введение новой системы оплаты труда на основе применения подобной методики формирования нормативов финансирования или даже проведение экспериментов на этой базе будет иметь неизбежные серьезные социальные и экономические риски. В конечном счете, это неизбежно приведет к снижению качества образования в массовой школе.

Считаем необходимым обратить внимание на тот факт, что практически одновременно (29 июня т.г.) Министерством образования и науки РФ направлены в регионы Методические рекомендации, в которых представлена модель расчета базовых нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в общеобразовательных учреждениях, - подушевой норматив в образовании, разработанная специалистами в рамках НФПК и уже прошедшая апробацию во многих субъектах РФ.

И, наконец, принципиально важным, с точки зрения Профсоюза, недостатком проводимой Минобрнауки РФ деятельности по ориентированию регионов на применение подобных методик является отсутствие каких-либо согласованных решений по поводу финансово-экономического обеспечения реализации соответствующих проектов, поскольку очевидно, что, опираясь только на поиск внутренних резервов в системе, в том числе надеясь на ускоренное решение вопроса об увеличении норм рабочего времени учителей и резкое сокращение их количества, не предполагая дополнительного существенного увеличения бюджетных ассигнований на эти цели, а также на создание основательной социальной программы материальной поддержки и переобучения высвобождаемых работников, решить поставленную задачу увеличения доходов учителей и других педагогических работников при введении новой системы оплаты труда невозможно.

Уважаемый АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ!

Убедительно просим Вас как координатора РТК оказать содействие в обеспечении скоординированной работы всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Профсоюза по формированию новой системы оплаты труда в сфере образования с учетом принятого решения РТК о необходимости соблюдения единых подходов и принципов организации оплаты труда работников бюджетной сферы в целях обеспечения стабильности правового регулирования на всей территории Российской Федерации с учетом специфики вида деятельности, а также в ускорении принятия Правительством Российской Федерации постановления «О совершенствовании организации заработной платы работников федеральных государственных учреждений».

Председатель профсоюза Г.И. Меркулова