1 сентября Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений должны быть утверждены Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2007 год. Этого требует 135-я статья Трудового кодекса РФ. Кроме того, нужно учитывать предложение Президента РФ Владимира Путина о принятии закона «О федеральном бюджете на 2007 год» не позднее октября.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ Единые рекомендации должны быть приняты РТК до внесения проекта федерального бюджета в Государственную Думу РФ.

Для подготовки Единых рекомендаций, по мнению профсоюзной стороны, должны быть экстренно подготовлены согласованные решения всех сторон РТК по крайней мере по трем основным вопросам.

Проблема первая. Будет ли предусмотрен переход федеральных государственных учреждений бюджетной сферы, в частности, в таких крупнейших отраслях, как образование, здравоохранение и культура, на новые системы оплаты труда в 2007 году и будет ли рекомендован такой переход для региональных и муниципальных учреждений бюджетной сферы? Какие бюджетные лимиты по фондам оплаты труда работников федеральных учреждений будут предусмотрены в федеральном бюджете на 2007 год в случае принятия подобного решения, а также в каком объеме будут увеличены размеры трансфертов субъектам РФ на реализацию соответствующих мер?

В рамках подготовки проекта постановления правительства «О совершенствовании организации заработной платы работников федеральных государственных учреждений» в Минздравсоцразвития РФ с участием Ассоциации Профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ и ФНПР проводится трудная работа по формированию единых общефедеральных подходов к формированию систем оплаты труда работников бюджетной сферы.

Однако, несмотря на определенные подвижки по выработке согласованных решений, нет уверенности в том, что соответствующее постановление будет принято ранее конца текущего года. Кроме того, чтобы начать работу по переходу на новые отраслевые системы оплаты труда, соответствующим федеральным министерствам и ведомствам предстоит выполнить целый ряд поручений правительства.

Если говорить более конкретно, то необходимо разработать и утвердить пакет из более 10 нормативных актов - все они сегодня в работе:

- профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих федеральных государственных учреждений (ФГУ) к профессиональным квалификационным группам;

- квалификационные уровни указанных профессиональных групп;

- перечни выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных государственных учреждениях;

- порядок аттестации работников в связи с переходом на новые условия оплаты труда;

- профессиональные стандарты;

- системы оплаты труда ФГУ, виды, порядок и условия оплаты труда руководителей, стимулирующих выплат;

- порядок определения бюджетных лимитов по фондам оплаты труда работников ФГУ в связи с введением новой системы, а также порядок увеличения размеров трансфертов субъектам РФ на осуществление соответствующих мер.

Очевидно, что к началу нового календарного года, скорее всего, не успеть с выполнением этих задач. К тому же, учитывая высокую социальную цену вероятных ошибок, неизбежных при излишне поспешном процессе реформирования, профсоюзная сторона считает, что необходимо организовать постепенный переход на новую систему оплаты труда учреждений по отдельным видам деятельности и проводить экспериментальную работу в режиме пилотных проектов по крайней мере в течение года на основе общефедеральных принципов организации оплаты труда в учреждениях, финансируемых из бюджетов всех уровней.

О цене вопроса. Понятно, что реформированию оплаты труда будут предшествовать меры по реструктуризации учреждений, направленные на повышение эффективности их деятельности. Цель, безусловно, понятная и заслуживающая поддержки. Но предлагаемые средства ее достижения - сокращение сети учреждений и численности работающих - не представляются профсоюзам исчерпывающими и бесспорными.

Убеждены, что для повышения эффективности и качества работы в бюджетной сфере не менее важно принять срочные меры, которые позволят обеспечить работникам доступность повышения квалификации, чтобы они овладевали новыми образовательными, медицинскими и другими технологиями, приобретали способность работать на современном оборудовании.

Сегодняшнее положение дел с финансированием этих необходимых затрат учредителями бюджетных учреждений не позволяет решать эту задачу. Известно, что многие годы на повышение квалификации, например, учителей в отдельных регионах бюджетные средства практически не выделялись и даже не планировались.

Возвращаясь к объему необходимых финансовых средств на введение новой системы оплаты труда, а также к источнику их появления, нужно напомнить следующее. По экспертным оценкам в результате реструктуризации сети учреждений бюджетной сферы по отдельным видам деятельности и разным территориям могут быть высвобождены от 10 до 20% средств, а по некоторым секторам - и вовсе ничего, учитывая, что реструктуризация в социальной сфере идет уже несколько лет. А пешеходные «прогулки» детей 8-10-летнего возраста за знаниями - дважды в день по 10 километров в один конец - даже для финансовых гениев регионального пошива представляются излишними.

С учетом предлагаемой Минфином РФ 15-процентной индексации в сентябре 2007 года ресурсов для введения новой системы оплаты труда хватит лишь для 10-13% работающих сегодня в бюджетной сфере. Значит, нужны большие дополнительные бюджетные ассигнования для проведения реформы оплаты труда, реально ориентированной на повышение результативности и качества труда. Напомним, что по оценке, проведенной в наших трех сферах деятельности, для введения более или менее удачной ОСОТ, способной создать условия для начала реализации поставленных задач, потребуется как минимум удвоение размера фонда оплаты труда.

Проблема вторая. Если решение о массовом переходе в 2007 году учреждений бюджетной сферы на новую систему оплаты труда не состоится, то, по-видимому, базовой системой останется единая тарифная сетка. В этом случае необходимо определить согласованные меры по индексации зарплаты работников бюджетной сферы на 2007 год, ее сроки и размеры, особенно учитывая поручение президента о повышении реальных доходов работников бюджетной сферы в 1,5 раза за 3 года (2005-2007).

Поскольку в 2005-2006 годах рост зарплаты бюджетников в реальном среднегодовом исчислении будет не столь существенным, как надеялись работники образования, здравоохранения и культуры, а уровень инфляции, как представляется профсоюзной стороне, превысит запланированный, то по нашим расчетам в 2007 году индексацию необходимо закладывать на уровне 30%.

В этой связи профсоюзная сторона считает крайне необходимым, чтобы рабочая группа №2 РТК предметно занялась изучением всех существующих методик расчета реальной зарплаты и выбрала согласованный вариант, который мы могли бы использовать в ходе переговоров и консультаций.

А пока нельзя надеяться, что рядовой учитель, преподаватель, врач, медсестра, работник культуры согласится все 8 месяцев 2007 года радоваться тому, что с 1 сентября его зарплата по предложению Минфина России будет увеличена на 15%, то есть на 300-400 рублей в месяц.

Предложенный размер индексаций на 2007 год приведет к крайне негативным социальным последствиям. Соотношение зарплаты работников бюджетной сферы с ее средним показателем по всем видам экономической деятельности ухудшится не менее чем на 10 пунктов: с 63-64% (2005 год и I квартал 2006 года) до 53%, а по сравнению с соответствующим показателем в промышленности это соотношение составит уже лишь порядка 45%.

По мнению профсоюзной стороны, такая политика приведет к углублению расслоения населения по уровню доходов, что не в полной мере корреспондируется с поручениями Президента РФ правительству в части первоочередных шагов, направленных на улучшение ситуации с оплатой труда в бюджетной сфере.

Третья проблема. В Единых рекомендациях на 2007 год необходимо отразить принятые изменения и дополнения в Трудовой кодекс РФ в части включения норм, закрепляющих право Правительства РФ на установление базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников государственных и муниципальных учреждений. По мнению профсоюзной стороны, это стало важным этапом создания системы государственных социальных стандартов в сфере оплаты труда, что было подтверждено в рекомендациях «круглого стола», проведенного 4 июля 2006 года в Государственной Думе РФ на тему «О проекте единых рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) по установлению в 2007 году на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов».

Важно, чтобы базовые ставки и оклады по всем профессиональным квалификационным группам, начиная с первой, были определены в размере не ниже прожиточного минимума.

Еще об одном вопросе. Существуют предложения прописать в Единых рекомендациях уже на 2007 год определенные различия в степени участия государства в регулировании вопросов организации оплаты труда работников различных типов учреждений бюджетной сферы в зависимости от доли внебюджетных доходов в общем объеме доходов учреждений, а также от организационно-правовых форм организаций.

Такие инициативы до законодательного формирования соответствующей нормативной базы профсоюзной стороне представляются преждевременными и довольно опасными для включения в Единые рекомендации. Мы имеем в виду очевидные негативные социальные последствия, а также предназначение большей части учреждений бюджетной сферы, призванных реализовать конституционные гарантии граждан в сфере образования, здравоохранения, культуры.

Вообще говоря, участники «круглого стола», состоявшегося в Государственной Думе, пришли к выводу, что новая практика реализации бюджетного процесса на основе составления трехлетнего финансового плана отражает намерения проводить более долговременную, устойчивую социально-экономическую государственную политику. Профсоюзная сторона поддерживает идею применять этот подход при формировании политики в сфере оплаты труда работников, в частности, бюджетной сферы, и следовательно, при формировании ежегодных Единых рекомендаций РТК. То есть устанавливать на трехлетний период основные бюджетные показатели по срокам и размерам повышения заработной платы.

Тогда, возможно, у людей, не посвященных в тайны прогнозных методик Минэкономразвития РФ, не будут возникать вполне закономерные вопросы: почему в «социальном» по Конституции государстве при прогнозируемом ускорении темпов роста прожиточного минимума всех групп населения предполагается замедление темпов роста заработной платы в бюджетной сфере начиная с 2008 года, стремящееся к нулю.