Тема №3 - автономное «плавание»

О прохождении в Государственной Думе проекта федерального закона №286563-4 «Об автономных учреждениях»

Проект федерального закона «Об автономных учреждениях», принятый Государственной Думой в первом чтении 9 июня 2006 года, несмотря на неоднократно высказанные нашим и другими общероссийскими профсоюзами непроизводственной сферы аргументированные возражения, в соответствии с программой законопроектной работы должен был рассматриваться во втором чтении в сентябре 2006 года.

Получив информацию о переносе второго чтения проекта федерального закона на 8 июля, ЦК Профсоюза в предельно сжатые сроки - в течение 5 и 6 июля - предпринял ряд мер, чтобы предотвратить нарушение установленного порядка прохождения законопроекта и обеспечить учет мнения социальных партнеров при работе над его текстом.

5 июля ЦК Профсоюза направил обращение к депутатам Государственной Думы, письма председателю Государственной Думы Б.В.Грызлову, председателям комитетов - соисполнителей по законопроекту (Н.И. Булаеву, А.К Исаеву и другим), организовал направление более двух тысяч телеграмм депутатам от территориальных организаций профсоюза, была начата подготовка к пикету в намеченный день внепланового рассмотрения.

Благодаря скоординированной работе в рамках нашего профсоюза, активному участию ФНПР, Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ, а также проведенным переговорам с руководителями Государственной Думы и председателями ряда заинтересованных комитетов удалось решить вопрос в интересах педагогической общественности и профсоюзов, которые настаивают на более широком и предметном обсуждении предлагаемых изменений в бюджетной сфере, прежде всего в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, и рассмотрении законопроекта в плановом режиме в сентябре 2006 года.

ЦК Профсоюза выразил благодарность тем территориальным организациям, которые смогли оперативно откликнуться на призыв и организовали направление телеграмм депутатам Государственной Думы с требованиями о снятии проекта федерального закона с внепланового рассмотрения во втором чтении, а также провели соответствующую работу с депутатами от территорий.

Можно констатировать, что очередная попытка властей летом, в разгар отпускной поры, принять без широкой огласки непопулярный документ не удалась прежде всего благодаря твердой позиции профсоюзов по принципиальным вопросам проведения социальной политики.

В связи с намеченным на 13 сентября т.г. рассмотрением проекта федерального закона во втором чтении члены Президиума ЦК Профсоюза предлагают повторно провести акцию, организованную в июле, чтобы настоять на учете мнения профсоюза, педагогического сообщества депутатами Государственной Думы.

Тема №4 - коммунальные льготы

О ситуации с предоставлением льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)

В субъектах Российской Федерации за последние 1-2 года приняты нормативные правовые акты по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), однако условия и порядок их предоставления порой существенно различаются по регионам.

Принятые в целом ряде субъектов Российской Федерации нормативные правовые акты наряду с сохранением действовавших ранее условий и порядка предоставления льгот предусматривают ограничения прав педагогических работников.

Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением ограничивается в региональных нормативных правовых актах следующими условиями:

осуществляется замена натуральных льгот на денежную компенсацию (Ивановская область – 330 рублей в месяц, Тамбовская - 1500 рублей в год, Вологодская - 400 рублей в месяц, Липецкая - 200 в месяц, Воронежская - 215 в месяц, Оренбургская - 120 в месяц, Пермский край - 1740 рублей в год);

льготы предоставляются только в пределах социальной нормы площади жилья, установленной в субъекте РФ (Республика Марий Эл, Ростовская, Читинская, Иркутская, Томская области и др.);

при предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам исключаются члены семьи (Республика Дагестан, Республика Марий Эл, Тамбовская, Вологодская, Оренбургская области и др.);

меры социальной поддержки не предоставляются пенсионерам, за которыми сохраняется право на льготы (Республика Дагестан, Астраханская область и др.);

меры социальной поддержки предоставляются только работающим и проживающим в сельской местности педагогическим работникам, исключая лиц, проживающих в городе, но работающих на селе (Алтайский край и др.);

меры социальной поддержки предоставляются работникам системы образования, проживающим только в сельской местности, за исключением рабочих поселков (поселков городского типа) (Астраханская, Оренбургская области);

меры социальной поддержки предоставляются работникам, для которых работа является основным местом работы, и устанавливаются требования к рабочему времени: работа в объеме не менее 0,75 ставки (Республика Адыгея, Воронежская область, Оренбургская область, Алтайский край);

меры социальной поддержки предоставляются только работникам, имеющим постоянную регистрацию на территории субъекта РФ, следовательно, гражданин, имеющий временную регистрацию, лишен этого права (Тамбовская область);

меры социальной поддержки устанавливаются только для педагогических работников государственных образовательных учреждений, исключая муниципальные образовательные учреждения (Ставропольский край, Оренбургская область, Краснодарский край);

при предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам предъявляются обязательные требования к наличию высшего или среднего профессионального образования (Нижегородская, Белгородская области);

меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг гарантируются лишь педагогическим работникам, проживающим в жилых помещениях, предоставленных по договору социального найма в государственном или муниципальном жилищном фонде (Мурманская, Томская области), тогда как федеральное законодательство предусматривает предоставление мер социальной поддержки независимо от формы собственности жилищного фонда.

Наряду с этим, по имеющейся в ЦК Профсоюза информации из территориальных организаций, в субъектах РФ, в которых неправомерно введена денежная компенсация взамен предоставления натуральных льгот, педагогические работники, проживающие в сельской местности, не обращаются за получением субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Право педагогических работников на жилищно-коммунальные льготы на селе и поселках городского типа (рабочих поселках) является правом, установленным законами федерального уровня. Это один из вопросов обеспечения социальной защиты населения, который находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Следовательно, законодательство субъектов Российской Федерации по этому вопросу не должно противоречить федеральному законодательству и призвано обеспечивать единообразное применение федеральных правовых норм о порядке предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг специалистам в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Иное означало бы нарушение конституционных норм о равенстве прав граждан (статья 19) и запрете издания законов, отменяющих или умаляющих права гражданина (статья 55).

Закон Российской Федерации «Об образовании» в пункте 5 статьи 55 предусматривает, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Таким образом, Закон РФ «Об образовании» не предусматривает никаких ограничений указанного права педагогических работников в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а педагогические работники в случае нарушения этого права могут в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за его защитой.

Расширяется судебная практика по обжалованию региональных нормативных правовых актов, устанавливающих ограничения по реализации права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.

Педагогические работники при правовой поддержке профсоюзных организаций, а в ряде регионов и прокуроры, обжалуют в республиканских, краевых, областных судах региональные законы и подзаконные нормативные правовые акты, которые заменяют натуральные льготы педагогам денежной компенсацией, устанавливают нормы социальной площади жилья и нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению и освещению, а также другие ограничения.

Только на уровне Верховного Суда РФ юристы правового отдела аппарата ЦК Профсоюза за период с июня 2005-го по июнь 2006 года принимали участие в 8 судебных заседаниях, на которых рассматривались дела по обжалованию нормативных правовых актов Алтайского края, Кировской, Тверской, Сахалинской, Псковской, Владимирской, Архангельской областей, Республики Бурятия.

ЦК Профсоюза проанализировал ситуацию в субъектах РФ и обобщил всю информацию по этому вопросу, в том числе и судебную практику (прежде всего на уровне Верховного Суда РФ), что нашло отражение в материалах информационного бюллетеня №18 (апрель 2006 года), составленного в четырех частях (материал содержится на сайте профсоюза).

Тема №5 -

закрытие школ

О фактах нарушения действующего порядка реорганизации и ликвидации образовательных учреждений

В настоящее время на региональном и местном уровнях ускорился процесс ликвидации и реорганизации общеобразовательных учреждений в рамках общей политики оптимизации школьной сети. В связи с этим необходимо разъяснить некоторые принципиальные моменты, связанные с действующим порядком реорганизации и ликвидации образовательных учреждений.

Процесс реорганизации образовательных учреждений, в том числе муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждений, регулируется гражданским законодательством на федеральном уровне, Законом РФ «Об образовании», рядом специальных федеральных законов и нормативных правовых актов, а также законодательством субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Исходя из общих положений гражданского законодательства, реорганизация и ликвидация образовательного учреждения осуществляется по решению его учредителя.

Однако в соответствии с частью 3 статьи 120 Гражданского кодекса РФ особенности правового положения отдельных видов учреждений могут определяться другими законами или иными правовыми актами. Такие особенности в отношении правового статуса образовательных учреждений, их ликвидации или реорганизации установлены в Законе «Об образовании» РФ и в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ.

В соответствии со статьей 34 Закона РФ «Об образовании» порядок реорганизации федеральных государственных образовательных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации, государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений - органом местного самоуправления.

Таким образом, любая реорганизация образовательных учреждений должна проводиться в строгом соответствии со специальным порядком, установленным органом власти, в чьем ведении находится то или иное образовательное учреждение.

Ликвидация образовательного учреждения может осуществляться только:

- в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном Правительством РФ порядке для федеральных государственных образовательных учреждений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ, органами местного самоуправления - для муниципальных образовательных учреждений;

- по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.

Ликвидация сельского дошкольного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.

В соответствии с пунктом 82 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. №196, ликвидация общеобразовательного учреждения осуществляется, как правило, по окончании учебного года, а учредитель берет на себя ответственность за перевод обучающихся в другие общеобразовательные учреждения по согласованию с их родителями (законными представителями).

Обращаем внимание, что Федеральный закон «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» утратил силу в 2004 году, в связи с принятием Федерального закона №122-ФЗ.

Если учредитель нарушил установленный законодательством порядок реорганизации и ликвидации образовательных учреждений, то коллектив, родительский комитет, администрация, профсоюзный орган, отдельные родители учащихся школы вправе обратиться в суд общей юрисдикции по месту нахождения общеобразовательного учреждения с заявлением о признании решения учредителя незаконным и недействительным с момента его издания.

Кроме того, администрация образовательного учреждения как юридическое лицо вправе подать аналогичное заявление в Арбитражный суд с требованием признать незаконными действия и решения учредителя. Также у администрации образовательного учреждения, профсоюзного органа, педагогических работников и родителей обучающихся есть право обратиться в органы прокуратуры за защитой своих прав при ликвидации, реорганизации образовательного учреждения.

Тема №6 - национальный проект

О ходе национального проекта «Образование» и практике участия профсоюза в реализации поставленных целей

Как на федеральном, так и на региональном уровне профсоюз активно участвовал в оперативном мониторинге выплат вознаграждения педагогическим работникам за выполнение функций классного руководителя. Во многом благодаря этому удалось обосновать необходимость увеличения средств, выделяемых из федерального бюджета, для обеспечения полного финансирования предусмотренной выплаты по образовательным учреждениям, на которые распространялось действие постановления Правительства РФ от 30.12.2005 г. №854. Сумма увеличения составила 3 миллиарда 128,8 миллиона рублей (по информации Минобрнауки России, представленной в Комитет по образованию и науке Госдумы 26.06.2006 г.).

Благодаря участию профсоюза, его территориальных организаций в подготовке предложений по расширению Перечня типов образовательных учреждений, педагогические работники которых имеют право на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя, вышеназванный Перечень дополнен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.06.2006 г. №366. В результате 59 тысяч педагогических работников получили право на выплату такого вознаграждения. Для финансирования расходов на эти цели из федерального бюджета предложено выделить дополнительные средства в размере 990 миллионов рублей (по информации Минобрнауки России, представленной в Комитет по образованию и науке Госдумы 26.06.2006 г.).

Соответствующие изменения должны быть внесены в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год» с целью увеличения бюджетных ассигнований на реализацию данного направления национального проекта и перечисления необходимых средств в субъекты РФ.

Специалисты ЦК Профсоюза подготовили и своевременно направили в территории «Рекомендации по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя». Позже Министерство образования и науки РФ предложило региональным органам управления образованием рассмотреть их совместно с профсоюзными органами и использовать на практике. Это имело важное значение для обеспечения своевременного и полного финансирования выплаты вознаграждения педагогическим работникам, а также упорядочения этой выплаты.

3 июля 2006 года в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему: «О ходе реализации и перспективах развития приоритетного национального проекта «Образование», в которых приняли участие и представители профсоюза. Кроме того, в ходе подготовки парламентских слушаний ЦК Профсоюза направил предложения по реализации и дальнейшему развитию национального проекта, многие из которых нашли отражение в принятых рекомендациях. В том числе - по включению в национальный проект учреждений дошкольного, дополнительного, начального профессионального и среднего профессионального образования.

Учитывая крайне низкий уровень оплаты труда в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), полагаем, что в ходе августовских совещаний территориальным организациям необходимо поддержать предложение ЦК Профсоюза о дополнении национального проекта «Образование» еще одним направлением в части повышения уровня социальной поддержки работников этих учреждений, развития их кадрового потенциала.

К числу наиболее актуальных предложений профсоюза относятся:

1. Снижение для воспитателей ДОУ, работающих в группах общего назначения, нормы часов педагогической работы за ставку до 30 часов, для уравнивания их в правах с воспитателями групп продленного дня, воспитателями школ-интернатов и детских домов.

Справочно: Снижение нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы может не потребовать дополнительных средств, особенно при режиме работы ДОУ в течение 12 часов при 5-дневной рабочей неделе. При таком режиме имеет место недоработка каждым из двух предусмотренных на группу воспитателей по 6 часов в неделю, из-за чего практикуется их ежедневная совместная работа при пересменке по 1 часу в день. Если исключить совместную работу воспитателей, то для снижения до 30 часов нормы часов их педагогической работы в неделю дополнительных средств не потребуется.

Следует отметить, что рядом субъектов РФ данная проблема решена собственными нормативными правовыми актами, тогда как в соответствии со статьей 333 ТК РФ продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяются Правительством РФ.

2. Приравнивание воспитателей ДОУ по продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска к воспитателям групп продленного дня и воспитателям школ-интернатов и детских домов, установление им отпуска продолжительностью 56 календарных дней.

Справочно: Увеличение продолжительности отпуска воспитателей, в том числе старших, других педагогических работников, заведующих и их заместителей исключит неправомерные вынужденные отпуска без сохранения заработной платы или использование их на работе не по специальности.

3. Восстановление для заведующих ДОУ права на досрочное назначение трудовой пенсии.

4. Установление воспитателям за работу с родителями и лицами, их заменяющими, стимулирующей надбавки в размере 50% ставки заработной платы.

5. Выделение бюджетных ассигнований в размере не менее 10% планового фонда оплаты труда на премирование работников ДОУ за снижение заболеваемости детей.

По результатам мониторинга хода реализации национального проекта в субъектах РФ, проведенного Министерством образования и науки РФ, отмечено, что среди институтов гражданского общества самое активное участие в работе по созданию и реализации гласной и справедливой процедуры конкурсного отбора лучших учителей и школ, внедряющих инновационные образовательные программы, а также по выработке предложений о дополнительных мерах их поддержки из региональных и муниципальных бюджетов приняли торгово-промышленные палаты регионов, родительские и профсоюзные объединения, советы ректоров и директоров техникумов.

Учитывая, что ЦК Профсоюза был одним из инициаторов выделения бюджетных ассигнований на 2006 год из федерального бюджета для обеспечения общеобразовательных школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием, территориальные организации профсоюза не могут остаться в стороне от мониторинга использования выделяемых средств,

Необходимо оценивать качество учебно-наглядных пособий и оборудования, направляемых в школы, соответствие их современным требованиям. Для этого целесообразно использовать такие методы, как тематические опросы учителей, директоров, социологические исследования и т.д.

Тема №7 - поддержка вузов

О ситуации в сфере профессионального образования и некоторых мероприятиях ЦК Профсоюза

17 марта 2006 года на очередной встрече президиума Координационного совета председателей профсоюзных организаций работников вузов с руководителем Федерального агентства по образованию Григорием Балыхиным был поднят вопрос о необходимости принятия неотложных мер по социальной поддержке работников учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Рособразованию.

В качестве обоснования была предложена записка о материальном положении работников вузов, уровне обеспеченности жильем, уровне медицинского обслуживания, санаторно-курортного лечения, условиях труда и т.д.

В результате распоряжением Г.А.Балыхина была создана рабочая группа по подготовке проекта ведомственной программы социальной защиты работников вузов. В настоящее время подготовка проекта находится в стадии завершения, его рассмотрение будет вынесено на заседание рабочей группы, намеченное на начало сентября.

В рамках соглашения Координационного совета с Федеральным агентством по образованию в мае 2006 года во второй раз проведено совместное совещание ректоров и председателей профсоюзных организаций вузов, в работе которого приняли участие руководители Рособразования и Профсоюза, а также председатели территориальных профсоюзных организаций, специалисты аппаратов Федерального агентства и ЦК Профсоюза. Обсуждены вопросы социального партнерства, ход реформирования системы высшего образования, условия труда, опыт социальной поддержки работников вузов и студентов.

По итогам совещания его участники приняли рекомендации в адрес депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Минобрнауки и Рособразования РФ, администраций и председателей профсоюзных организаций вузов, которые направлены по электронной почте в территориальные организации Профсоюза и профсоюзные организации вузов.

Напоминаем, что 8-9 июня состоялся VIII съезд Российского Союза ректоров. В работе съезда приняли участие 55 представителей Профсоюза, в том числе председатели территориальных организаций и первичных профсоюзных организаций работников и студентов вузов. На съезде выступил заместитель председателя Профсоюза Вадим Дудин, проведена работа в рамках «круглого стола» на тему «Социальные программы вузов в условиях интернационализации высшего образования», в котором приняли участие лидеры российского Профсоюза и представители Евразийской ассоциации профорганизаций университетов. Участники «круглого стола», обсудив выступление Президента РФ Владимира Путина, отчетный доклад Виктора Садовничего, выступление Вадима Дудина и других участников съезда, приняли рекомендации (размещены на интернет-сайте Профсоюза).

Накануне съезда ректоров состоялась встреча президиума Студенческого координационного совета (СКС) Профсоюза работников народного образования и науки РФ с президентом Российского Союза ректоров, ректором МГУ имени М.В.Ломоносова, академиком РАН Виктором Садовничим. Подписано Соглашение о сотрудничестве между Российским Союзом ректоров и СКС Профсоюза.

Цель подписания Соглашения - координация действий и объединение усилий в реализации государственной молодежной политики, совершенствование законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы социально-экономической поддержки студентов. Соглашением определены основные цели и принципы сотрудничества, установлен порядок взаимодействия.

Сегодня ситуация в сфере профессионального образования характеризуется ускорением процессов реструктуризации и оптимизации сети учреждений, в том числе находящихся в ведении Рособразования. В частности, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 9 марта 2006 г. №306-р начата работа по реорганизации путем присоединения значительного количества федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Рособразования.

Продолжается активная работа по оценке потенциальной возможности перевода в иные организационно-правовые формы учреждений профессионального образования, в первую очередь высшего.

Система повышения квалификации требует существенных изменений и увеличения финансирования. Даже с привлечением внебюджетных средств данное направление обеспечено в вузах на 60%, в СПО - на 61%, в НПО - на 57%. Именно поэтому особого внимания требует разработка и реализация перспективных планов повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава с учетом возрастающих требований к уровню подготовки.

Среди проблемных вопросов: отсутствие средств, выделенных целевым назначением, на финансирование командировочных расходов, расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг. Также недостаточно средств на проведение производственной практики, санаторно-курортное лечение и отдых студентов. Сложным и до конца не решенным остается вопрос уплаты земельного налога и налога на имущество.

Уровень бюджетного финансирования учреждений профессионального образования характеризуется следующими показателями: государственные вузы обеспечены бюджетным финансированием в среднем на 45% от потребности, учреждения среднего профессионального образования – на 69%, учреждения начального профессионального образования – на 80%.

Доля доходов от реализации коммерческих образовательных программ в общем объеме доходов вузов составляет от 30 до 60%, в учреждениях СПО – от 16 до 70%, в учреждениях НПО - 4,6%. Спонсорские средства получают менее 50% учебных заведений: среди учреждений высшего и среднего профессионального образования - 32%, среди учреждений начального профессионального образования – чуть более 40%.

Главной причиной медленного развития кадрового потенциала учреждений профессионального образования остается низкий уровень зарплаты преподавателей. Несмотря на то, что на зарплату тратится 40% бюджета учреждений, даже на региональном уровне она становится уже не конкурентоспособной. Доплаты и премии вообще не выплачивают работникам в 15% учебных заведений. В половине вузов и 2/3 учреждений начального и среднего профессионального образования работникам установлены небольшие доплаты, в 19% учебных заведений размер доплат составляет 10% от базового уровня зарплаты. Более высокие надбавки – 100-200% от базовой зарплаты - выплачиваются в каждом четвертом вузе, каждом пятом техникуме и каждом шестом ПТУ.

Вместе с тем, к сожалению, до настоящего времени Министерство образования и науки РФ не высказало официальной позиции по вопросу о сроках и порядке перехода работников федеральных государственных учреждений образования на новую систему оплаты труда.

Тема №8 -

охрана труда

О задачах по созданию здоровых и безопасных условий труда в образовательных учреждениях

Благодаря тому, что органы управления и учреждения образования, профсоюзные организации стали уделять больше внимания контролю над созданием здоровых и безопасных условий труда, в 2005 году уровень производственного травматизма, особенно со смертельным исходом, снизился на 25%, что позволило сохранить жизнь 15 работникам образования только за один год.

Следовательно, необходимо и дальше настойчиво требовать выполнения законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда на всех уровнях управления образованием.

Органы управления и учреждения образования в целях сохранения жизни и здоровья работников и обучающихся должны:

1. Исходить из главного принципа – если нормативно-правовая база требует выполнения мероприятия, направленного на обеспечение здоровых и безопасных условий труда и обучения, то работодатель или должностное лицо обязаны изыскать средства на его финансирование.

2. Продолжить работу по формированию служб охраны труда на всех уровнях структуры управления образованием, что позволит создать систему управления охраной труда и организовать постоянный ведомственный контроль за соблюдением выполнения действующего законодательства.

3. В связи с разграничением полномочий между федеральными и региональными органами власти вопросами охраны труда теперь должны заниматься соответствующие структуры субъекта РФ. Поэтому органам управления следует начать формировать региональную отраслевую нормативную базу по охране труда.

4. Бюджетные средства выделяются только на выполнение мероприятий, предусмотренных программами: либо «Безопасность образовательного учреждения», либо «Улучшения условий и охраны труда». Следовательно, необходимо их иметь и следить за выполнением.

Очень важно добиваться выделения средств на выполнение мероприятий указанных программ отдельной строкой в расходной части бюджета субъекта Федерации при рассмотрении его проекта в законодательном собрании, как это уже сделано в ряде регионов России.

5. Активизировать работу по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с целью выяснения, какие опасные и вредные факторы действуют на рабочем месте и к каким последствиям для здоровья они могут привести. Зачастую аттестацию рабочих мест проводят формально, дабы получить лицензию на образовательную деятельность или снять надбавку к зарплате за работу во вредных и опасных условиях труда. Такой подход к аттестации рабочих мест в 2006-2007 годах необходимо исключить. Профсоюз будет обращаться в органы государственного контроля или в суд в случае выявления подобных фактов.

6. Принимать заинтересованное участие в дальнейшем развитии форм социального партнерства, чтобы повысить эффективность совместной работы по обеспечению прав работников на здоровые и безопасные условия труда на всех уровнях профсоюзной структуры.

7. Необходимо восстановить в органах управления каждого образовательного учреждения административно-общественный контроль за состоянием охраны труда, выполнением мероприятий коллективных договоров и соглашений по охране труда, активизировать работу совместных комитетов (комиссий) по охране труда, а где их нет – создать совместными усилиями.

Профсоюзным органам и первичным профсоюзным организациям следует оказать необходимую помощь внештатным техническим инспекторам труда и уполномоченным профкомов, обеспечив их методическими пособиями по охране труда, по организации квалифицированной проверки учреждений образования.

С уважением председатель Профсоюза Г.И. Меркулова