Тема №1 - зарплата

О подготовке Единых рекомендаций РТК по установлению в 2007 году на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов

Начиная с весны текущего года, представители ЦК Профсоюза участвуют в работе межведомственной рабочей группы РТК, созданной для подготовки Единых рекомендаций по системам оплаты труда на 2007 год, проводят регулярные консультации с Минздравсоцразвития России по проблемам формирования и введения новой системы оплаты труда в сфере образования, сроков и размеров индексации заработной платы в 2007 году.

В течение полугода продолжалась конструктивная работа представителей ЦК Профсоюза в рамках рабочей группы со специалистами Минздравсоцразвития России по подготовке проекта постановления Правительства РФ «О совершенствовании организации заработной платы работников федеральных государственных учреждений». С трудом, но определились согласованные подходы к формированию единых принципов организации оплаты труда работников бюджетной сферы.

В апреле Министерство образования и науки РФ и ЦК Профсоюза провели в Санкт-Петербурге совместный семинар по проблемам перехода на новую отраслевую систему оплаты труда, на который был приглашен один из основных разработчиков проекта постановления Правительства РФ, зам. начальника отдела Минздравсоцразвития РФ, выступивший с сообщением о принципах формирования системы оплаты труда работников федеральных образовательных учреждений на основе базовых окладов, ставок, а также установления единых квалификационных требований для соответствующих категорий работников.

Министерством здравоохранения и социального развития РФ при активном участии представителей ЦК Профсоюза проводится работа по формированию системы оплаты труда работников государственных федеральных учреждений бюджетной сферы, которую предполагается рекомендовать для применения в субъектах РФ и муниципалитетах.

Проект постановления Правительства РФ, подготовленный Минздравсоцразвития, неоднократно направлялся в федеральные органы власти для замечаний и предложений, обсуждался в рабочей группе с постоянным участием специалистов ЦК Профсоюза и уже существенно переработан.

Следует отметить, что многие принципиальные замечания и предложения, выработанные специалистами профсоюза и Мин-

обрнауки РФ, учтены Министерством здравоохранения и социального развития РФ при дальнейшей доработке проекта. В том числе - предложение о создании дополнительной (высшей) профессионально-квалификационной группы для лиц и числа профессорско-преподавательского состава вузов, к которым предъявляются требования к квалификации, связанные с наличием ученой степени кандидата или доктора наук. Создание такой группы, по мнению профсоюза, позволит установить для них базовый гарантированный оклад в значительно большем размере, поскольку размеры гарантируемых на федеральном уровне базовых окладов, ставок заработной платы предусмотрено определять в зависимости от того, к какой профессионально-квалификационной группе будет отнесена та или иная должность с учетом требований к квалификации (уровню профессионального образования, профессиональной подготовки), необходимой для соответствующей профессиональной деятельности.

Проектом постановления предусматриваются различные подходы к регулированию оплаты труда работников на основе базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы. В зависимости от организационно-правовой формы учреждения, возможности или невозможности вести предпринимательскую деятельность руководителю образовательного учреждения предполагается предоставить большие или меньшие полномочия по регулированию конкретной оплаты труда работников.

Одновременно предполагается провести унификацию надтарифных и стимулирующих выплат и определить порядок их применения, сохраняя при этом самостоятельность учреждений бюджетной сферы по их установлению в пределах средств, предусмотренных на оплату труда с учетом норм действующего законодательства.

В последнее время представители Минздравсоцразвития России проводили консультации с администрациями некоторых регионов по поводу апробирования с 2007 года в ряде учреждений здравоохранения и образования системы оплаты труда, разрабатываемой министерством для федеральных государственных учреждений.

Одновременно начиная с мая ЦК Профсоюза проводил регулярные консультации с руководителями комитетов по труду и социальной политике, по образованию и науке Государственной Думы по перспективам введения в 2007 году новой системы оплаты труда в сфере образования, а также срокам и размерам индексации зарплаты работников бюджетной сферы в предстоящем году.

В результате достигнутой договоренности о необходимости широкого обсуждения вышеперечисленных проблем 4 июля 2006 года Комитет по труду и социальной политике Государственной Думы организовал «круглый стол» на тему «О проекте Единых рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по установлению в 2007 году на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов». На заседании с докладом выступил председатель комитета А.К.Исаев, содоклады сделали директор Департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития РФ А.Л.Сафонов и заместитель председателя профсоюза Т.В.Куприянова. В ходе обсуждения участники «круглого стола» внесли содержательные предложения, включенные в текст принятых рекомендаций.

Вместе с тем до середины июля отсутствовала официальная позиция Правительства РФ по вопросам условий и сроков введения новых систем оплаты труда работников в бюджетных отраслях, сроков и размеров индексации их зарплаты в 2007 году. Стала очевидной перспектива нарушения Трудового кодекса РФ в части сроков принятия Единых рекомендаций РТК по системам оплаты труда. В связи с этим Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ при поддержке ФНПР настоял на рассмотрении вышеназванного вопроса на заседании РТК 21 июля. Позицию Совета Ассоциации на заседании изложил его вице-президент, председатель Российского Профсоюза работников культуры Г.П. Парошин. По итогам рассмотрения данного вопроса принято решение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (опубликовано в газете «Мой профсоюз» №32, 10 августа 2006 года).

Обращаем внимание на то, что в соответствии с решением РТК от 21 июля в качестве базовой системы оплаты труда на 2007 год будет рекомендована Единая тарифная сетка, учитывая неготовность – ни организационно, ни методически, ни финансово – к массовому переходу на новые системы оплаты труда учреждений бюджетной сферы. В то же время в 2007 году в ряде регионов России предполагается провести эксперимент в форме реализации пилотных проектов по внедрению новых систем оплаты труда в сфере здравоохранения и образования.

В ходе подготовки к заседанию РТК ЦК Профсоюза провел ряд совещаний с ответственными работниками Минздравсоцразвития РФ, чтобы обсудить возможность присоединения образовательных учреждений ряда регионов России к пилотному проекту по введению новой системы оплаты труда, который на 2007 год будет объявлен по учреждениям здравоохранения, на принципах, сформулированных в проекте постановления Правительства России, разрабатываемом при активном участии специалистов ЦК Профсоюза работников народного образования и науки.

Это позволяло надеяться на проведение в 2007 году экспериментов по введению новой системы оплаты труда в сфере образования и здравоохранения в одних и тех же регионах, на основе единых принципов и с опорой на организационно-методическое обеспечение, осуществляемое Минздравсоцразвития России как главным федеральным органом исполнительной власти, ответственным за выработку предложений по определению государственной политики в сфере оплаты труда.

По имеющейся информации, Министерство здравоохранения и социального развития РФ обратилось с просьбой в Правительство РФ о переносе срока доработки проекта постановления «О совершенствовании организации заработной платы работников федеральных государственных учреждений» на ноябрь 2006 года.

Вместе с тем Министерство образования и науки РФ, не поставив ЦК Профсоюза в известность о своей инициативе, разработало и направило на согласование во все заинтересованные федеральные министерства и ведомства проект постановления Правительства РФ «О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, включающие изменение системы оплаты труда и повышение доходов учителей». Данный проект предусматривает проведение начиная с 2006 года конкурсного отбора регионов в соответствии с утверждаемыми правилами предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ в течение трех лет (2007-2009 гг.) на основе достигнутых с ними соглашений.

Кроме того, из целого ряда территориальных организаций профсоюза поступает информация о некоторых действиях Министерства образования и науки РФ и его представителей, цель которых настоятельно рекомендовать государственным органам власти субъектов РФ при принятии решения о введении новых систем оплаты труда использовать методики, не учитывающие установленные Трудовым кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами гарантии оплаты и нормы труда работников образования. Учитывая все эти факты, ЦК Профсоюза обратился к координатору РТК, заместителю председателя Правительства РФ А.Д.Жукову с просьбой о проведении в срочном порядке совещания по этому вопросу.

Совещание с участием председателя профсоюза Г.И.Меркуловой, ее заместителя Т.В.Куприяновой, заместителя председателя ФНПР В.И.Бутько состоялось 4 августа. По итогам обсуждения проблем были даны поручения Минздравсоцразвития РФ, Минобрнауки РФ и Минфину РФ рассмотреть обращение профсоюза с целью определения единых принципов в работе по введению новых систем оплаты труда. ЦК Профсоюза намерен добиваться реализации поручений координатора РТК в полной мере.

На заседании президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, состоявшемся 4 августа в Калуге, министр образования и науки РФ А.А.Фурсенко представил предложения по государственной поддержке субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, а также основные показатели, по которым будет осуществляться конкурсный отбор. Среди этих показателей - введение новой системы оплаты труда учителей, предполагающей как учет результатов деятельности работников, рост объема стимулирующих надбавок в фонде оплаты труда образовательных учреждений, так и эффективный учет и рациональное распределение в базовой части ФОТ различных видов труда педагогических работников, а также оптимизацию соотношения между оплатой за почасовую аудиторную нагрузку, оплатой за сложность учебных предметов, оплатой за число обучаемых, оплатой за внеурочную работу, а также положительную динамику наполняемости классов.

Согласно представленным на президиум Совета материалам федеральную поддержку регионов, внедряющих комплексные проекты и ставших победителями конкурса, предполагается осуществлять в течение 3 лет: первый год – порядка 50% от объема трехлетней поддержки (в среднем по 400 миллионов рублей на регион); второй год – в случае успешного выполнения обязательств за первый год - еще порядка 30% (в среднем по 200 миллионов рублей на регион); третий год – порядка 20% (в среднем по 100 миллионов рублей на регион).

С 2007 года предполагается начать государственную финансовую поддержку 20 регионов, с 2008 года – дополнительно еще 10 регионов, с 2009-го – еще 10. В целом к 2010 году таких регионов должно быть порядка сорока.

Государственную поддержку субъектов РФ, прошедших конкурсный отбор, планируется осуществлять путем предоставления субсидий бюджетам соответствующих субъектов РФ (то есть на условиях софинансирования проектов) и направлять эти средства на развитие материально-технической базы и организационную инфраструктуру региональных образовательных систем.

Повышение качества образовательных услуг для населения и эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на образование, определены в предложениях Министерства образования и науки РФ в качестве стратегической задачи поддержки субъектов Российской Федерации в рамках предполагаемых пилотных проектов.

Обращает на себя внимание поставленное учредителями конкурса условие участия субъектов РФ в конкурсном отборе: описание уже имеющегося опыта модернизации образования, уже достигнутых изменений (задела), планируемых мероприятий по каждому направлению проекта со сроками, ресурсами, показателями выполнения и ожидаемыми результатами с разбивкой по годам, а также обоснование планируемых расходов и социально-экономической эффективности проекта.

Сами учредители конкурса ожидают, что реализация регионами всего комплекса мероприятий проекта должна за 3 года обеспечить повышение ежегодных ассигнований на учебные расходы в расчете на

1 класс не менее чем на 20%, повышение заработной платы учителей за счет внутренних резервов отрасли на 20-25%, повышение охвата дошкольным образованием не менее чем на 20%, повышение уровня предметной обученности выпускников общего образования не менее чем на 10% (по результатам итоговой аттестации).

Как стало известно, предложения Министерства образования и науки РФ, внесенные на обсуждение президиума Совета при Президенте РФ по национальным проектам, были в основном поддержаны.

Этот факт подтверждает размещенная на официальном сайте Президента России информация о состоявшейся 8 августа рабочей встрече В.В.Путина с первым заместителем председателя правительства Д.А. Медведевым, который проинформировал президента о рассмотрении пилотных проектов в области здравоохранения и образования на президиуме Совета и отметил: «Первый проект – это образование. Мы хотели бы выйти на принципиально новую систему формирования бюджета образования, имея в виду более эффективный характер затрат, и, соответственно, выйти на новые условия труда. В конечном счете это должно привести к более качественному состоянию образования и, соответственно, к другим материальным условиям работы педагогов. Здесь работа должна вестись по линии нормативно-подушевого финансирования, которое было апробировано в ряде регионов – и достаточно удачно. Ряд регионов внедряет у себя эту систему. Это и Петербург, и Тюменская область, и некоторые другие. В результате этой работы общее количество образовательных учреждений должно измениться, но, естественно, не за счет ухудшения качества образовательных услуг… В конечном счете мы должны выйти на то, что по образовательному проекту порядка 20 регионов в следующем году и по 10 регионов в 2008 и 2009 годах перейдут на новую систему оплаты труда и работы, а по медицинскому проекту 10 регионов – в следующем году и 10 регионов – в 2008 году.

При этом есть серьезная уверенность в том, что реформы, которые мы планируем, пройдут за счет внутренних источников, которые содержатся в самой системе… И это такая рационализация работы, которая на пользу всем: и самим работникам, которые в результате этого смогут получить лучшие условия труда, и государству».

Также было сказано, что эти реформы пройдут за рамками формальных границ национальных проектов и будут направлены на «создание более оптимальной системы бюджетных расходов в стране и за счет этого - достижение результата нового качества и в здравоохранении, и в образовании. То есть это не просто новая трата денег, а именно путь совершенствования бюджетной сети образования и здравоохранения».

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

В связи с избранным Правительством РФ и активно поддерживаемым в Администрации Президента путем повышения заработной платы работников образования и здравоохранения преимущественно за счет внутренних резервов, в том числе за счет реструктуризации учреждений, оптимизации сети и численности работающих, интенсификации труда, территориальным организациям профсоюза, учитывая, что пилотные проекты будут проводиться на основе соглашений с руководителями субъектов РФ, необходимо выработать систему первоочередных мер с учетом специфики ситуации в каждом конкретном регионе. Это позволит способствовать формированию в субъектах РФ осознанного выбора пути решения острейшей проблемы повышения заработной платы работников образования:

- на основе объективной оценки имеющихся финансовых ресурсов («стартовых» условий);

- с учетом необходимости соблюдения условия адекватного повышения заработной платы в случае роста интенсификации труда;

- с учетом кадрового обеспечения региональной системы образования, реальных возможностей одновременной реализации дорогостоящих социальных программ, в том числе направленных на переобучение и переподготовку высвобождаемых работников в трудоспособном возрасте;

- с учетом необходимости обеспечения материальной поддержки работников, в том числе оставляющих работу в связи с достижением пенсионного возраста, в результате намеченной реорганизации сети и конкретных образовательных учреждений.

Сообщаем, что переговоры, консультации ЦК Профсоюза по вопросу о сроках и размерах индексации зарплаты работников бюджетной сферы в 2007 году будут продолжаться как в рамках РТК, так и в Государственной Думе.

Мы намерены добиваться максимального учета аргументированных предложений профсоюза при решении перечисленных выше вопросов.

Тема №2 - новшества Трудового кодекса

О совершенствовании Трудового кодекса Российской Федерации

Спустя три года с момента принятия в первом чтении проекта федерального закона о внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс РФ принят Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ).

Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ вносит изменения в более чем 300 статей Трудового кодекса РФ, дополняет его новыми тринадцатью статьями. Указанный закон официально опубликован в «Российской газете» 7 июля 2006 г., в Собрании законодательства Российской Федерации 3 июля 2006, №27 и вступит в силу в полном объеме по истечении 90 дней после его официального опубликования (7 октября 2006 года).

Принятые изменения в Трудовой кодекс РФ относятся не только к решению задач устранения имеющихся в тексте кодекса противоречий и неточностей, исключения возможностей неоднозначного толкования правовых норм, но и вносят существенные новации по целому ряду принципиальных вопросов регулирования трудовых отношений.

Следует отметить, что в рамках трехлетнего процесса работы над законопроектом ЦК Профсоюза с участием территориальных организаций подготовил и представил профсоюзной стороне рабочей группы около 40 поправок к Трудовому кодексу РФ, направленных на защиту прав и интересов работников образования. Более 2/3 из них вошли в состав предложений от профсоюзной стороны РТК в окончательном варианте.

К числу поправок, подготовленных нашим профсоюзом, в частности, относятся:

предложения по снятию ограничений на работу по совместительству как по продолжительности работы (не 16 часов в неделю, а половина месячной нормы), так и по занимаемой должности (право на внутреннее совместительство по аналогичной профессии, специальности и должности);

закрепление механизма реализации статей 142 и 236 о приостановке работы в связи с невыплатой заработной платы и выплате денежной компенсации при нарушении срока выплаты заработной платы и других причитающихся работнику выплат независимо от вины работодателя;

установление государственных гарантий и совершенствование порядка регулирования оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;

усиление гарантий для беременных женщин и женщин, работающих на селе, и многие другие.

В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению в апреле-июне 2006 года представители ЦК Профсоюза активно участвовали в рабочих и согласительных совещаниях в Государственной Думе по вопросам регулирования оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (статьи 129, 130, 133, 134, 135, 139, 143, 144), особенностей регулирования трудовых отношений с педагогическими работниками, прежде всего в части заключения и прекращения трудового договора с работниками высших учебных заведений (статьи 332, 336).

Подробный анализ изменений в трудовое законодательство станет предметом отдельного изучения специалистов в области трудового права, а также профсоюзных работников.

Учитывая масштаб изменений, остановимся только на особо актуальных для работников образования новациях.

Наиболее важными для работников образования при практической реализации положений Трудового кодекса РФ являются вопросы, связанные с порядком осуществления социального партнерства, заключением, изменением и прекращением трудового договора, особенностями режима труда и отдыха, работой по совместительству, с оплатой труда, рассмотрением индивидуальных и коллективных трудовых споров.

В целях дальнейшего укрепления механизма социального партнерства в бюджетной сфере и уточнения статуса органов власти как стороны социального партнерства новой редакцией статьи 34 «Иные представители работодателей» предусмотрено, что представителями работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

Кроме того, Трудовой кодекс РФ дополнен статьей 351 «Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда», в соответствии с которой органы государственной власти и органы местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны учитывать решения комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон, а в случае их отсутствия – заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов), объединений работодателей.

Существенно изменена статья 57 кодекса, определяющая содержание трудового договора. Наряду с возможностью расширения индивидуально-договорного регулирования предусмотрены условия, которые являются обязательными для включения в трудовой договор. В частности, к обязательным условиям трудового договора относятся условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты), а также другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, к которым относятся, например:

- нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, установленные в соответствии со статьей 333 Трудового кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений»;

- особенности режима рабочего времени, установленные для педагогических работников в соответствии со статьей 100 кодекса и постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы», Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2006 г. №69 и зарегистрированным в Минюсте России 26.07.2006 г. (регистрационный № 8110) .

Установлено также, что если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия, в том числе из числа обязательных, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями в порядке, установленном этой же статьей кодекса.

Более четко урегулирован порядок изменения определенных сторонами условий трудового договора, которое допускается только по соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных непосредственно кодексом (ст.72), а также порядок изменения по инициативе работодателя определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, если они не могут быть сохранены в связи с изменениями в технике и технологии производства, в связи со структурной реорганизацией производства, другим причинам. Применительно к образовательным учреждениям такие изменения, как правило, связаны с сокращением количества часов по учебному плану или сокращением количества классов (групп), которые могут повлечь за собой уменьшение учебной нагрузки учителей или преподавателей (ст. 74 кодекса).

Существенные коррективы внесены в статьи 58 и 59 Трудового кодекса РФ, которые уточняют правила заключения срочных трудовых договоров.

Практика применения статьи 59 в прежней редакции показала, что возникло много вопросов и неясностей в связи с предусмотренным подходом к определению оснований для заключения срочных трудовых договоров.

Теперь случаи и основания для заключения срочных трудовых договоров разделены на две группы.

Первая группа предусматривает случаи, установленные частью первой статьи 59 в новой редакции, которые обусловлены объективной невозможностью заключения трудовых договоров на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы и условий ее выполнения. При этом перечень этих случаев не является исчерпывающим и может быть дополнен другими основаниями, предусмотренными Кодексом или иными федеральными законами.

Во вторую группу входят случаи, предусмотренные частью второй статьи 59, когда срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. Таким образом, закреплено правило, которое позволяет сторонам договариваться об установлении определенного срока трудового договора даже при отсутствии объективных оснований для заключения срочного трудового договора, что, по нашему мнению, не отвечает интересам работников и не согласуется с международными трудовыми нормами.

Следует особо отметить, что благодаря настойчивой позиции ЦК Профсоюза и поддержке представителей науки трудового права предусмотрена новая редакция статьи 332 «Особенности заключения и прекращения трудового договора с работниками высших учебных заведений», которая устанавливает, что трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора (ранее предусматривалось заключение только срочного трудового договора продолжительностью до 5 лет). При этом, как и раньше, заключению трудового договора, а также переводу на должность научно-педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Впервые четко установлено, что конкурс на замещение должности, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет. Таким образом, сделан определенный шаг в сторону улучшения положения научно-педагогических работников вузов, чьи трудовые права за последние десять лет были в этом отношении ущемлены.

Учитывая опасность возникновения на практике вопросов и проблем с применением этих нововведений, требуется скорейшая корректировка соответствующих положений Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении (утверждено приказом Минобразования России от 26 ноября 2002 г. №4114).

Трудовой кодекс РФ дополнен статьями 601 и 602. Статья 601 дает определения понятиям совместительства (внутреннего и внешнего), а статья 602 впервые в законодательном акте РФ устанавливает, что с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. То есть наряду с совмещением профессий (должностей) дополнительная работа может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ.

До внесения изменений в Трудовой кодекс РФ возможность выполнения работы путем расширения зон обслуживания или увеличения объема работ и оплаты за нее регулировалась подзаконным актом - постановлением Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г. №1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)». Регламентация этих вопросов законодательным актом снимает возникавшие ранее споры о правомерности такой формы работы, расширяя возможности сторон трудового договора как в целях получения работниками дополнительной оплаты за дополнительную работу в рамках существующего трудового договора, так и для обеспечения работодателем бесперебойной работы организации и рационального использования имеющихся трудовых ресурсов.

Признана утратившей силу статья 98, которая устанавливала ограничения при внутреннем совместительстве, поскольку работник не мог работать в этой же организации по своей профессии, должности или специальности, ограничения по времени выполнения работы по совместительству – не более 4 часов в день и 16 часов в неделю, а также другие ограничения.

Теперь статьей 284 «Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству» предусмотрено, что продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день, а в дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.

Следует отметить, что возвращение прежней нормы работы по совместительству в объеме половины месячной нормы (т.е. нормы, действовавшей до 1 февраля 2002 года), с одной стороны, предоставляет работодателю право привлекать к работе по совместительству работников, для которых установлена 36 или 40-часовая рабочая неделя, в большем объеме, а с другой стороны, ограничивает возможность работы по совместительству для педагогических работников, продолжительность рабочего времени которых по совмещаемой должности составляет 30 и менее часов в неделю.

Например, учителям, которые могли в порядке совместительства в другой школе вести преподавательскую работу в объеме 16 часов в неделю на условиях тарификации (т.к. разрешенное совместительство определялось в недельном количестве часов), со вступлением указанных поправок в силу работа по совместительству на условиях тарификации может предоставляться только в объеме половины месячной нормы рабочего времени, что в пересчете на недельную норму составляет 9 часов. Больший объем преподавательской работы в другой школе может иметь место только на условиях почасовой оплаты в количестве 300 часов в год, как это установлено подпунктом «в» пункта 2 постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 г. №41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры».

При этом представляется, что в указанное постановление Минтруда России, определявшее особенности регулирования работы по совместительству для отдельных категорий работников, помимо особенностей, установленных кодексом и иными федеральными законами, в соответствии со статьей 282 кодекса и постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2003 г. №197 должны быть внесены соответствующие изменения.

Статья 126 «Замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией» в новой редакции дополнена положением, уточняющим порядок замены отпуска денежной компенсацией при суммировании отпусков или перенесении отпуска на следующий рабочий год. Установлено, что денежной компенсацией при суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении отпуска на следующий рабочий год могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней также из части, превышающей 28 календарных дней отпуска. Это дает основание полагать, что работники, не имеющие ни дополнительных отпусков, ни удлиненной его продолжительности, никогда, ни при каких обстоятельствах, в период работы не смогут получить денежную компенсацию за неиспользованный отпуск.

В соответствии с поправками в статью 139 кодекса изменяется порядок исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для оплаты отпуска и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск. После вступления Федерального закона от 30.06.06 № 90-ФЗ в силу средняя заработная плата будет исчисляться, исходя из заработной платы работника за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя зарплата, путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Новацией в регулировании оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений стало включение в статью 129 Трудового кодекса РФ понятия «базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы». С учетом установления многоуровневого порядка регулирования оплаты труда в бюджетной сфере базовые оклады и ставки могут стать более весомыми государственными гарантиями, чем сегодняшний минимальный размер оплаты труда.

Системам оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях посвящена новая редакция статьи 144 Трудового кодекса РФ, которая определяет порядок установления систем оплаты труда, в том числе тарифных, в зависимости от уровня бюджетного финансирования учреждений. Этой же статьей Правительству РФ предоставлено право устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников, которые должны обеспечиваться во всех государственных и муниципальных учреждениях за счет средств соответствующих бюджетов.

Кроме того, предусматривается, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и пр