«Иначе уже не могу»

Жители Бурмакино восприняли новость с восторгом и изумлением: «Мы даже предположить не могли, что национальный проект дойдет до нас. Подумать только - нашей маленькой школе из федерального бюджета выделят целый миллион!» Учителям и директору бурмакинской альма-матер в поселке прохода не дают: поздравляют, благодарят.

Ребятишки отреагировали по-своему - с юмором. Сшили мешок из материала золотого цвета, прикрепили к нему 7 цифр (1000000) и, наполнив бумагами, повесили на школьные двери. «Когда утром мы обнаружили сюрприз, было очень приятно», - признается директор школы Александр Гонин.

Мы побывали в гостях у бурмакинских «миллионеров». Подходя к зданию школы, поинтересовались, как давно оно построено. Судя по виду, лет пять назад. «В 1988 году, - уточнил Александр Гонин. - А сохранилось хорошо, потому что бережем».

Что правда, то правда: в классах, коридорах - идеальный порядок, чистота. Стены словно вчера выкрашены. «Первый и пока что последний косметический ремонт мы проводили в 1999 году, - рассказывает Александр Васильевич. - Просто стараемся объяснять детям: школа - второй дом, относиться к ней надо с любовью и заботой».

Впрочем, мальчишки и девчонки сами это понимают, поскольку проводят в школе все свободное время: при односменном обучении домой отправляются лишь в восемь вечера. В школе действуют более десяти кружков и секций краеведческого, экологического, туристического, спортивного направлений. Ребята любят наведываться в школьный музей, где все экспонаты - старинные вещи, каждая из которых рассказывает об истории родного края, - собраны их же руками (или их предшественниками). А спортзал открыт чуть ли не до ночи, жители поселка приходят сюда семьями (разумеется, бесплатно).

Десять лет назад в школе появилась детская общественная организация «Вселенная детства». «Я благодарна ей за то, - пишет в ежемесячной школьной газете бывшая ученица, ныне студентка Александра Кашина, - что на протяжении всей школьной жизни я смогла попробовать себя в различных направлениях: на сцене, в спорте, в качестве командира на коммунарских сборах, учителя на дне самоуправления. Тот стремительный ритм жизни, который царил в школе, я продолжаю и в стенах университета, потому что иначе уже не могу...»

Школьный «бизнес»

Рядом со школой - огромный сад: грядки с овощами, ягодные кустарники, яблони. Ухаживают за ними ученики вместе со своими наставниками: разработан график дежурства на летние месяцы. И детям в удовольствие (как они сами говорят, целый бы день не уходили из сада), и родителям в радость (все-таки чада под присмотром педагогов).

«Овощи мы в течение года не закупаем, - не без гордости сообщает директор. - Свекла, морковь, капуста, лук, укроп - все свое. Даже огурчики солим и по праздникам детям даем к обеду. Ягоды засахариваем, зимой готовим для ребятишек морсы, компоты, витаминные чаи».

К слову, огородные плантации - один из источников дохода школы. Выращенную рассаду, а частично и овощи, продают населению. Теплицы на зиму (до февраля) сдают в аренду. Также и гараж. Между прочим, у школы есть свой трактор. На нем пашут пришкольный участок, да еще помогают жителям поселка управиться с земельными работами. Опять-таки прибыль.

На вырученные деньги приобретают то, что необходимо школе. Так, в нынешнем году купили пять компьютеров, компьютерные столы. В итоге оформили отличный класс (его комплектацией директор занимался лично).

В планах - разработка собственного интернет-сайта, чтобы, как говорит Александр Гонин, «можно было поддерживать связь с коллегами из других городов, обмениваться опытом, шагать в ногу со временем».

Самая главная оценка

Ну а самое главное достояние, без которого существование учебного заведения просто не имеет смысла, - качество образования. Практически каждый год бурмакинская школа, в которой всего 153 ученика, выпускает медалистов (правда, 2006-й стал исключением). «Мы никогда никого не «тянем» на медаль, - говорит Александр Васильевич. - Я и учителей так настраиваю: не нужно ни послаблений, ни поблажек отличникам. Ребята в первую очередь должны сами доказать себе, на что способны».

Средний балл по единому государственному экзамену по математике в школе составляет 4,25. В прошлом году из десяти выпускников пятеро поступили в вузы на бюджетные отделения, пятеро - в колледжи, техникумы.

На конкурс среди общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, бурмакинская школа представила проект профильного обучения. Предполагается, что для каждого из ребят будет составлена индивидуальная траектория образования. Как это воплотится на практике? «Допустим, кто-то из старшеклассников планирует поступить в медицинскую академию, - рассказывает Александр Гонин. - В таком случае, разрабатывая его программу обучения, мы станем ориентироваться на профильные предметы - химию, биологию. То есть эти дисциплины ребенку предстоит осваивать более углубленно».

Для реализации проекта школа заключит договоры с кировскими вузами (например, Институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования, Вятским государственным гуманитарным университетом). Специалисты этих учебных заведений помогут педагогам выстроить новую систему преподавания. Вот на что будет потрачена основная часть заветного миллиона.

Кроме того, на выделенные из федерального бюджета средства школа планирует купить автомобиль «Газель». «Чтобы наши дети могли ездить на соревнования, олимпиады, конкурсы, - пояснил директор. - Мы стараемся принимать участие во всех конкурсных мероприятиях и всегда завоевываем призовые места. Это помогает держать форму».

Перед отъездом из Бурмакино мы спросили ребятишек, которые копались на школьных грядках: «Какую оценку вы поставили бы своей школе?»

- Пятерку с плюсом! - выкрикнул кто-то.

- Нет, - поправил мальчишеский голосок. - Миллион. Миллион с плюсом!