За последние 10-15 лет мир очень изменился. Глобализация экономики, информатизация, мобильность, развитие новейших технологий привели к новым общественным вызовам. Трансформация общества столь радикальна, сколь существенны происходящие в стране экономические реформы, идущие одновременно во всех сферах: образовании, здравоохранении, промышленности, сельском хозяйстве, органах исполнительной власти, социальном страховании.

Встает закономерный вопрос: насколько включено в процесс преобразования молодое поколение? Cуждения по этому поводу различны: от «молодежь пассивна, инфантильна и эгоистична» до «молодое поколение - надежда и опора нации». На самом же деле молодежь - одна из самых социально и экономически незащищенных категорий населения, остро стоят проблемы социальных гарантий, защиты прав и занятости молодежи. В стране низок престиж профессионализма, уровень духовности и нравственности. Агрессивный национализм стал характерным явлением. У значительной части подрастающего поколения укоренилось представление о неверности исторического выбора, о том, что прошлое нашей страны - цепь трагических ошибок и преступлений.

Признавая, что завтрашний день определяется днем сегодняшним, мы лишь констатируем, что от уровня развития молодежи - ее физического и умственного состояния, от ее образованности, ее ценностей, мотивов поведения, социальной активности зависят возможности молодежи воздействовать на развитие общества, вносить вклад в социальный прогресс.

В этих условиях молодежная политика является неотъемлемой частью любой политики: в области экономики, социальной сферы, политической деятельности - и любого субъекта общественной жизни: государства, политических партий, молодежных структур, профсоюзов, церкви, трудовых коллективов, в том числе вузов - их деятельность ориентируется на решение общенародных, общегосударственных вопросов. Любое современное государство проводит свою политику в отношении молодежи. Молодежь - это часть населения страны, и поэтому государство обязано ориентировать свою политику на эту значительную по численности и исключительно важную по значимости группу населения.

Другое дело - насколько эта политика выразительна, опирается ли она на конкретные законодательные акты, правила и нормативы, насколько она эффективна для молодежи и общества. Конечно, в сферу молодежной политики входят система образования и воспитания, совокупность вопросов труда и социальной защиты, охрана здоровья, физического и культурного развития молодежи, а также, что особенно важно, законодательство, касающееся молодежи.

Молодежная политика - понятие комплексное, выражающее действие в отношении молодежи всего общества. Государство, партии, профсоюзы и объединения выстраивают молодежную политику исходя из своих функций, своей сферы деятельности и конкретных задач, а поэтому имеют специфические принципы и цели этой политики.

Превалирующее положение в молодежной политике общества должна занимать государственная деятельность, так как именно она связана с установлением законов, нормативных актов, касающихся положения молодежи, ее прав и возможностей в обществе.

В реализации молодежной политики участвует сам молодой человек - через молодежные объединения, через свое представительство в органах власти, руководящих органах общественных организаций, на уровне вуза - в учебных советах и т.д.

История

Обратимся к истории становления молодежной политики в России.

Вопрос о разработке закона о молодежной политике, просто о молодежном движении поднимался всегда. В середине 60-х годов было разработано несколько вариантов проекта закона СССР о молодежной политике. Впервые публично об этом было заявлено на 15 Съезде Комсомола в 1966 году, затем на 25 Съезде КПСС в 1976 году. Инициатива о законе вновь поднималась в 1977 году после принятия Конституции. Однако проблема так и не была признана актуальной. Партия шла по другому пути: «усилилось участие комсомола в управлении государством - комсомольцы-депутаты входили в Советы»... В 1986 году 27 Съезд КПСС расширил круг вопросов, которые государственные органы власти могли решать только при участии или с согласия комсомола, предоставив ему право в ряде случаев приостанавливать управленческие решения. Этот тезис был включен в новую редакцию Программы КПСС.

В 1987 году ситуация изменилась - Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев поддержал принятие закона о молодежи и даже написал об этом в своей книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира». Он поднимает ответственность министров при решении вопросов, затрагивающих молодежь. Все чаще на всех уровнях звучало, что государство должно иметь продуманную целостную политику по отношению к молодежи.

Таким образом, в 1988 году впервые на 28 Съезде КПСС говорилось о роли молодежи в «переустройстве» общества. Впервые поднимался вопрос о занятости молодежи. В проект закона была включена норма о льготной налоговой политике и предоставлении общественным молодежным организациям права пользования клубами, стадионами, дворцами и домами культуры. Был создан фонд содействия молодым депутатам «Новое поколение». Начал работу молодежный коммерческий банк - новый механизм экономического обновления страны.

1992 год - президент Борис Ельцин заявил: «Пришло время принять четкие меры по недопущению дискриминации молодых людей. Думаю, не надо объяснять, что от того, как молодое поколение войдет в жизнь, во многом зависит завтрашний день России».

Наконец, 3 июня были приняты «Основные направления государственной молодежной политики РФ».

24 июня 1993 года Президент РФ подписал распоряжение «О праздновании Дня Молодежи» 27 июня.

26 июня - президент впервые выступил с обращением к молодежи России. Однако дальше этого дело не шло. Недоверие к органам власти со стороны молодежи росло. Почему?

День сегодняшний

До сих пор закона о молодежи нет в России! Ученые, государственные молодежные комитеты, департаменты, общественные организации опять ушли в дискуссию, существует ли вообще молодежная политика.

Россия отстает и теряет, проигрывает в молодежной политике, тогда как во многих странах существуют и законы, и объединения молодежи. На уровне Совета Европы создана штаб-квартира международных молодежных организаций, Департамент по делам молодежи ЮНЕСКО, Всемирная федерация демократической молодежи. Во всем мире идет борьба за молодое поколение.

Непонимание государственными комитетами по делам молодежи принципов гражданского общества и своих функций, попытки «навязывать самоуправление» сверху - те факторы, которые тормозят реализацию политики молодого поколения в нашей стране.

Давайте обратимся к «Российскому энциклопедическому словарю», который определяет само понятие:

Гражданское общество - термин, употребляемый в разных значениях; введен Аристотелем, который называл гражданским обществом сообщества свободных и равных граждан, связанных между собой определенной формой политического устройства (государство-полис). В XVII-XVIII вв. гражданское общество противопоставлялось абсолютистско-феодальному государству. В современном значении гражданское общество обозначает совокупность отношений в сфере экономики, культуры и других областях, развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства. Гражданское общество предполагает существование широкого круга демократических прав и свобод членов гражданского общества. Полное огосударствление общественных отношений ведет к свертыванию демократии, установлению тоталитаризма.

Каковы же основные функции государственных комитетов, департаментов по делам молодежи?

1. Определение стратегии молодежной политики, приоритетные вопросы ее организации в России и на конкретной территории. Подготовка федеральных и региональных законов по молодежной политике, издание ведомственных нормативных правовых актов.

2. Разработка и выпуск методических пособий, ведение научно-аналитической работы.

3. Координация деятельности всех государственных структур по вопросам молодежной политики, звеньев государственной службы по делам молодежи.

4. Обеспечение сотрудничества с общественными и политическими организациями, привлечение их к решению вопросов молодежной политики. Именно в этом направлении должна вестись работа по созданию государственной службы по делам молодежи, она не должна подменять функции других органов и организаций.

В современном российском законодательстве закреплено право граждан с 18 лет самостоятельно, в полном объеме осуществлять свои права и обязанности. В Конституции России оговорены права граждан, которые распространяются и на молодежь. Эти права зафиксированы в Гражданском кодексе РФ, Семейном кодексе и ряде других законов.

Вместе с тем нет единого, общего закона по вопросам жизнедеятельности молодежи. Сильная государственная молодежная политика заключается не в раздаче средств, а в целевом финансировании и кредитовании конкретных программ. Необходимо законодательно закрепить процент расходов бюджетов всех уровней на работу с молодежью. В проекте бюджета Рособразования на 2007 год на эти цели впервые заложено 200 миллионов рублей.

При отсутствии целенаправленной государственной политики на федеральном уровне регионы, восполняя этот пробел, принимают свои законы о молодежи. В ряде субъектов Федерации (Ростовской, Свердловской, Челябинской, Нижегородской, Томской и других областях) приняты и законодательные акты по студенческим молодежным организациям («Студенчество Дона», «Томское студенчество»). Но в целом эта наиболее перспективная, наиболее подготовленная к жизни часть молодежи остается более бесправной. Так, на одного студента сегодня расходуется не более 700 долларов в год, тогда как в США - 17,5 тысячи долларов. В постоянной медицинской помощи нуждаются 80% студентов, находящихся на диспансерном учете.

За 20 лет число студентов в мире выросло с 13 до 90 миллионов человек, то есть произошло семикратное увеличение, тогда как в России - лишь в 2,5 раза. (Это к вопросу о том, много ли у нас людей с высшим образованием).

Еще 20 лет назад в России учился каждый 4-й студент мира, а сегодня - только каждый 14-й. Доля России в мировом высшем образовании уменьшилась в 3,5 раза. На 10 тысяч населения в стране приходится 450 студентов. Но есть регионы, где этот показатель ниже, чем в Африке. Падает возможность получить бесплатное образование в стране, государство снимает с себя субсидиарную ответственность за систему образования.

Именно поэтому профсоюз, учитывая, что в его рядах насчитывается более 1,5 миллиона студентов, особое место уделяет работе со студенческими организациями.

Шесть лет под знаком СКС

Снижение уровня социальных гарантий и льгот, разобщенность действий профсоюзных студенческих организаций стали предпосылками для создания в 1999 году Студенческого координационного совета Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Начало работы СКС пришлось на период, когда Правительство РФ принимало все более жесткие меры по реформированию социальной сферы и образования в целом, требовавшие применения адекватных форм и методов действий.

Главной задачей было создание постоянно действующего представительного органа студенческих организаций отраслевого профсоюза, способного решать социально-экономические, правовые проблемы студентов и аспирантов на федеральном уровне.

Во всем многообразии общественных, общественно-политических молодежных организаций, работающих на федеральном уровне, СКС было необходимо найти свое место, заинтересовать студентов, доказать, что он создается не на один день и не под определенный законопроект.

СКС успешно действует уже в течение шести лет. Этому способствует четкая организация, реальность ставящихся целей и совместная работа со специалистами ЦК профсоюза.

Большое внимание было уделено региональному структурированию СКС, а затем созданию организационной структуры по федеральным округам. Эта работа продолжается и в настоящее время. Начиная с 2000 года был проведен ряд региональных совещаний председателей студенческих профсоюзных организаций. В частности, в Ростове - для Южного федерального округа, в Томске - для Сибирского округа. В феврале 2001 года совещание прошло в Челябинске, в апреле - в Иркутске для регионов Сибири и Дальнего Востока, в мае - в Костроме для Центрального региона, в начале июля - в Карелии для Северо-Западного региона, в августе - в Нижнем Новгороде для Приволжского федерального округа и т.д.

Всего СКС организовал 19 подобных совещаний, направленных на выявление и систематизацию студенческих проблем, чтобы затем предложить властным структурам и общественным объединениям единые подходы к их решению.

За время своей деятельности СКС наладил конструктивный диалог с Министерством образования и науки РФ, Федеральным агентством по образованию. Ежегодно утверждается план совместных мероприятий СКС и Федерального агентства. Выстроена схема взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, занимающимися молодежной политикой.

СКС внес целый ряд предложений и обоснованных расчетов не только в Минобразования РФ, но и в комитеты Государственной Думы, Совета Федерации РФ. Они касались стипендиального обеспечения, создания сайта Российского студенчества, оздоровления и летнего отдыха студентов, трудоустройства и вторичной занятости, а также других вопросов.

Члены президиума СКС приняли участие в заседаниях рабочей группы Министерства образования РФ, созданной для подготовки «Положения о стипендиальном обеспечении...». Благодаря этому удалось отстоять ряд принципиальных моментов, упрочить роль и значимость первичных студенческих профсоюзных организаций в вопросах контроля и распределения стипендиального фонда в высших учебных заведениях.

В 2001 году в поселке Дивноморский прошел Всероссийский семинар председателей профсоюзных организаций студентов, в котором приняли участие 360 человек. Приняты рекомендации по основным направлениям работы. В 2002 году, в декабре, проведена научно-практическая конференция, посвященная решению студенческих проблем. Был организован недельный семинар председателей профорганизаций педагогических вузов России.

В рамках социального партнерства в Отраслевом тарифном соглашении с Министерством образования РФ и в плане его реализации 17 пунктов были посвящены решению студенческих проблем. Эти предложения сформулировал СКС.

Благодаря усилиям президиума СКС министерство ежегодно направляло в вузы письмо с рекомендациями об использовании денежных средств, поступающих в вузы на студенческие нужды. Это позволило как никогда полно использовать поступающие средства на оздоровление и отдых студентов. Кроме того, стала доступной и прозрачной информация о том, какова конкретная сумма, предназначенная на санаторно-курортное лечение, строительство и капитальный ремонт общежитий, финансирование студенческих санаториев-профилакториев.

Для изучения положения студенчества в крупнейших вузовских центрах было проведено социологическое исследование, охватившее более 50 территорий России. Его результаты озвучивались на парламентских слушаниях в Госдуме РФ и Совете Федерации, а также были использованы в ходе подготовки рекомендаций первого Всероссийского студенческого форума в апреле 2001 года.

Студенты - члены СКС принимали активное участие во всех акциях, которые проводились отраслевым профсоюзом в поддержку образования.

Значительно повысился уровень информированности вузовских профорганизаций. Создана база электронных адресов. На официальном сайте профсоюза открыта страница СКС. Входит в практику интерактивный опрос по электронной почте, который президиум СКС использует при подготовке своих заседаний. В частности, проводились опросы по стипендиальному обеспечению, по состоянию питания в студенческих столовых, по студенческим общежитиям, оздоровлению, летнему отдыху, взаимодействию с департаментами по молодежной политике в субъектах РФ и т.д. Регулярно выпускается информационный сборник «Дела студенческие».

3 октября 2000 года на встрече с министром образования РФ Владимиром Филипповым члены президиума СКС впервые предложили создать целевую межведомственную программу «Студенчество России» и провести Всероссийский студенческий форум. А 16 ноября эти предложения обсуждались в Доме Правительства на встрече представителей молодежных объединений и студентов с премьер-министром Михаилом Касьяновым. Глава кабинета министров поддержал идею СКС о проведении в Москве Всероссийского студенческого форума, а также дал обещание повысить стипендии Президента и Правительства РФ, что впоследствии и было реализовано.

Члены Президиума Студенческого координационного совета вошли в состав оргкомитета Всероссийского форума, который состоялся в столице в апреле 2001 года. Представители СКС активно участвовали во всех мероприятиях. Стоящие перед современным студенчеством проблемы необходимо решать комплексно, имея на руках действенный инструмент. Таким инструментом и призвана была стать одобренная делегатами первого форума межведомственная программа «Студенчество России».

Она была одобрена Правительственной комиссией по делам молодежи, коллегией Министерства образования, и с 2005 года предусматривалось ее финансирование. Этот документ мог бы обобщить усилия, направленные на решение студенческих проблем и на реализацию государственной молодежной политики. Однако в условиях реформирования государственных органов власти работа по программе и ее принятию была приостановлена.

И вновь СКС профсоюза выходит с инициативой создания отраслевой программы поддержки студенчества, работа над которой началась в мае-июне этого года.

В ряде регионов члены СКС стали депутатами, вошли в общественные палаты. О результатах работы координационного совета можно судить, анализируя выполнение соглашений профорганизаций студентов с администрациями вузов, региональных соглашений, соглашения СКС профсоюза с Рособразованием.

6 июня 2006 года, накануне VIII съезда Российского союза ректоров, состоялась встреча президиума СКС профсоюза с президентом РСР, ректором Московского государственного университета Виктором Садовничим. Подписано соглашение о взаимодействии.

Планы на будущее

На V съезде Профсоюза работников народного образования и науки РФ была принята программа развития профсоюза на пять лет. Ее составной частью стала подпрограмма по совершенствованию работы со студенческими профсоюзными организациями учреждений профессионального образования.

Подпрограмма включает в себя 3 основных блока: «Внутрисоюзная деятельность студенческих первичных организаций профсоюза», «Деятельность студенческих первичных организаций профсоюза по защите социально-экономических прав и интересов студентов», «Развитие международной деятельности профсоюза в части повышения эффективности решения студенческих проблем», которые в свою очередь подразделяются по направлениям.

Основные мероприятия подпрограммы направлены на повышение эффективности использования потенциала студенческих первичных организаций профсоюза. Подпрограмма предусматривает:

совершенствование системы социально-экономической защиты и поддержки студентов;

внедрение эффективной системы правовой консультативной поддержки;

сохранение организационного единства и укрепление первичных студенческих организаций профсоюза путем привлечения новых членов, повышение их авторитета и значимости;

содействие эффективной реализации действующего законодательства в отношении студентов из малообеспеченных и социально незащищенных категорий;

поддержку талантливых студенческих профсоюзных лидеров, формирование резерва кадров территориальных организаций профсоюза;

содействие вторичной занятости студентов, их трудоустройству и адаптации к рынку труда;

реализацию комплекса мероприятий, способствующих охране здоровья студентов;

эффективную организацию отдыха, оздоровления студентов;

создание системы информационно-правового обеспечения студентов.

В качестве результатов реализации подпрограммы можно ожидать:

роста профессионализма студенческих профсоюзных лидеров;

роста социальной активности студентов - членов профсоюза, степени их социальной интеграции;

улучшения условий обучения российского студенчества, снижения темпов социального расслоения и напряженности в студенческой среде.