- В образовательных учреждениях Вологодской области сегодня работают и учатся более 300 тысяч человек, условия труда и обучения которых не соответствуют в полной мере нормам, правилам и национальным стандартам по безопасности труда. Основной причиной такого положения являются не только недостаточное финансирование, но и кадровая проблема. Обучение студентов и повышение квалификации работников по обеспечению безопасности жизнедеятельности имеет в основном теоретическую направленность, что, на мой взгляд, малоэффективно.

Сегодня необходимо иметь в виду, что школьники, а тем более студенты - это будущие организаторы производства, и очень важно, с какими знаниями и навыками по соблюдению требований охраны труда они придут в трудовые коллективы. Для примера: если взять выпускников наших университетов, ВГПУ и ЧГУ, то они об охране труда не имеют представления, поскольку такой курс просто не изучали. Следовательно, учителя физики, обязанные иметь группу допуска по электрической безопасности не ниже третьей, ее не имеют. Точно так же, как учителя технического труда не имеют удостоверений на право работы на станочном оборудовании.

В трудовых и педагогических коллективах часто безразлично относятся к соблюдению требований охраны труда, а работодатели нередко в целях экономии пускают эту работу на самотек, не принимают мер по созданию здоровых и безопасных условий труда, что приводит к производственным травмам и даже гибели людей.

По данным Департамента образования, уровень производственного травматизма все еще остается высоким, несмотря на некоторое снижение в 2005 году, который можно назвать благополучным, поскольку не было ни тяжелых несчастных случаев, ни тем более несчастных случаев с летальным исходом (диаграмма 1). Эти данные корреспондируются с данными Государственной инспекции труда в Вологодской области.

Понимая, что наиболее эффективные результаты дают обследования условий труда, мы уделяем этой работе значительное внимание. С 2000-го по 2005 год нами проведено 258 комплексных обследований учреждений образования, по результатам которых работодателям выдано 258 представлений об устранении выявленных нарушений. Ведется учет количества обследованных организаций образования в сравнении по годам (диаграмма 2).

В результате проверок были приостановлены 4 производственных участка, 356 единиц производственного оборудования, опасного для эксплуатации, к административной ответственности привлечены 4 руководителя образовательных учреждений и 1 глава муниципалитета.

Одна из проблем, которая волнует обком профсоюза, - отсутствие объективной оценки состояния условий и охраны труда в образовательном учреждении. Эти показатели можно получить только в результате проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с положением, утвержденным Постановлением Минтруда России еще в 1997 году.

Но в некоторых районах области аттестация рабочих мест подчас носит формальный характер, ее основная цель - получить лицензию на образовательную деятельность.

Более того, многим работодателям механизм аттестации не всегда понятен.

Беспокоит обком профсоюза и то, что до сих пор ни учитель, ни ученик так и не знают, какие неблагоприятные и вредные факторы производственной среды влияют на их здоровье, к каким последствиям они приводят, как уменьшить или исключить их вредное воздействие.

Для оказания помощи руководителям учебных заведений, педагогическим коллективам областной комитет направил в адрес профсоюзных организаций информационно-методический бюллетень с рекомендациями по аттестации рабочих и учебных мест по условиям труда. Проводятся семинары по этой тематике.

Большое внимание Вологодская областная организация профсоюза уделяет развитию общественного контроля за охраной труда. Ежегодно возрастает количество и качество проверок, проводимых уполномоченными профкомов и внештатными техническими инспекторами труда (диаграмма 5).

Проблема, над которой сегодня работает областная профсоюзная организация, - это создание института внештатных технических инспекторов труда (старших уполномоченных) в каждой городской, районной и вузовской организации профсоюза, которые должны координировать работу уполномоченных в образовательных учреждениях. Наша задача - добиться взаимодействия между уполномоченными по охране труда профкомов, внештатными инспекторами и главным техническим инспектором труда. Только работая в системе, можно существенно повысить эффективность общественного контроля.