Решение накопившихся в сфере образования проблем, достижение целей образовательной политики, определенных Концепцией модернизации российского образования и другими документами, требуют скоординированной и системной работы коллективов образовательных учреждений, органов государственной власти, местного самоуправления, других заинтересованных сил в обществе, включая профсоюз, по реализации комплексных программ развития образования, формируемых на федеральном, региональном и муниципальных уровнях, а также различных инновационных проектов. Повышение эффективности этой работы возможно лишь при условии качественного улучшения ресурсного обеспечения системы образования на базе новых принципов финансирования, связанных с использованием программно-целевого метода, введением нормативного бюджетного финансирования образовательных учреждений.

Приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО) призван сосредоточить внимание государства и общества на проблемах образования, на поиске наиболее эффективных путей развития в этой сфере.

Этот проект имеет важное значение как прецедент оказания государственной поддержки педагогическим работникам и общеобразовательным учреждениям непосредственно с федерального уровня и направлен на обеспечение реализации принципа государственно-общественного управления образованием, предусмотренного еще в 1992 году Законом РФ «Об образовании», но до настоящего времени так и не осуществленного в должной мере.

Несмотря на то что формирование нормативной правовой базы по реализации ПНПО на федеральном и региональном уровнях продолжается, установленные на федеральном уровне сроки завершения подготовки всего пакета документов нарушаются, что приводит к затягиванию процесса их доработки и принятия на региональном уровне.

Конкретные расчеты потребности в бюджетных средствах на выплату дополнительного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам, а также анализ отчетных данных субъектов РФ об объемах произведенных ими расходов на эти цели подтверждают высказанные большинством субъектов РФ опасения, связанные с недостаточностью размеров субсидий из федерального бюджета на обеспечение этой выплаты в регионах.

Помимо этого при выплате вознаграждения возникало большое количество вопросов из-за отсутствия на федеральном уровне необходимых разъяснений. Например, по учету дополнительного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя при исчислении среднего заработка педагогическим работникам для оплаты отпуска, выплаты пособия по временной нетрудоспособности, при выплате процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при налогообложении. Все это привело к многочисленным обращениям в профсоюз в связи с произвольным толкованием федеральных нормативных правовых актов в регионах России.

Остроту проблемы удалось снять только после подготовки Профсоюзом работников образования и науки РФ Рекомендаций по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя, которые были своевременно направлены в территориальные организации. Министерство образования и науки РФ также предложило органам управления образованием рассмотреть эти Рекомендации совместно с профсоюзными органами и использовать в практической деятельности.

Вместе с тем нерешенные проблемы еще остаются. Например, до конца не решен вопрос о выплате процентных надбавок к заработной плате педагогических работников с учетом вознаграждения за классное руководство, в связи с чем нарушаются права работников на выплату этой надбавки, предусмотренной статьей 317 Трудового кодекса РФ.

До сих пор в полном объеме еще не приняты указы президента, постановления Правительства и региональных и муниципальных органов власти, которые должны обеспечить правовое обеспечение выполнения всех направлений ПНПО, что порождает чувство неопределенности в образовательном сообществе. В частности, до настоящего времени отсутствуют нормативные правовые акты, регламентирующие процедуру создания национальных университетов. Принят только приказ Минобрнауки РФ №289 от 25 ноября 2005 года «Об утверждении проектной группы по созданию университетов в Южном и Сибирском федеральных округах». В то же время уже с 1 сентября 2007 года эти вузы должны принять первых студентов.

Кроме того, факт организации национальных университетов путем слияния ряда вузов и научных учреждений в указанных округах в один конгломерат встретил неприятие и существенные возражения как со стороны руководителей учреждений профессионального образования, так и со стороны первичных профсоюзных организаций. Высказываются справедливые опасения о том, что их создание приведет к разрушению ныне существующих научных школ, многолетних традиций, не обеспечит улучшения качества образования. Как показывает опыт, простая процедура слияния может привести к массовому сокращению работников и контингента обучающихся.

Возникают проблемы и с переоформлением лицензий, поскольку в объединяемых вузах, помимо основной лицензии, дающей право на ведение образовательной деятельности, насчитывается по нескольку десятков других. В связи с этим необходимо незамедлительно определить механизм скорейшего переоформления лицензий, чтобы не прерывался образовательный процесс и не нарушались права работников и студентов.

Вызывает тревогу тот факт, что из сферы действия ПНПО практически исключены учреждения начального и среднего профессионального образования. Кроме того, так и не решен вопрос об установлении преподавателям этих образовательных учреждений надбавок (доплат) за наличие ученой степени кандидата или доктора наук применительно к порядку, действующему для лиц из числа профессорско-преподавательского состава вузов.

Некоторые ректоры вузов, которые победили в этом году в конкурсе инновационных проектов, высказывают неудовлетворение тем, что им предлагается софинансирование инновационной программы из собственных средств. Причем сумма софинансирования должна составлять порядка 25% стоимости проекта. Выделяемые средства необходимо освоить до конца финансового года, что является крайне проблематичным, поскольку все средства необходимо проводить через конкурсы и тендеры.

Учитывая изложенное, считаем необходимым:

- осуществлять эффективный мониторинг порядка выплаты дополнительного вознаграждения педагогическим работникам за выполнение функций классного руководителя, содействовать обеспечению своевременного и полноценного финансирования расходов на эти цели, принятию решения об увеличении размеров субсидий из федерального бюджета, направляемых в субъекты РФ, по результатам представления их отчетов в Рособразование;

- активно участвовать совместно с органами управления образованием, представителями институтов гражданского общества в работе по созданию и реализации гласной и справедливой процедуры отбора и поощрения в рамках ПНПО лучших учителей, а также образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, значительно расширить круг претендентов на звание лучшего учителя;

- совершенствовать формы и методы контроля за целевым и эффективным использованием финансовых и материальных ресурсов, предусмотренных на обеспечение государственной поддержки лучших учителей, образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, классных руководителей, а также на обеспечение общеобразовательных школ учебными пособиями и оборудованием, компьютерной техникой, подключение их к сети «Интернет», с учетом обязательств сторон, предусмотренных в отраслевом соглашении профсоюза с Рособразованием, в соглашениях о взаимодействии с Минобрнауки России, Рособрнадзором, Рострудом;

- включить в приоритетный национальный проект «Образование» учреждения начального и среднего профессионального образования, предусмотрев в том числе распространение выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя на педагогических работников, осуществляющих классное руководство в этих учреждениях;

- внести изменения в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ в части проведения торгов (конкурсов) на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, предусмотрев увеличение суммы расчета с поставщиками товаров и услуг, не требующей проведения конкурсных процедур (на сегодняшний день эта сумма составляет всего 60 тыс. руб.).

Кроме того, в целях создания дополнительных условий для закрепления учителей, реализующих общеобразовательные программы в образовательных учреждениях, и привлечения для выполнения этой работы выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования считаем необходимым предложить следующие меры.

1) Введение учителям ежемесячных надбавок к ставкам заработной платы за продолжительность их непрерывной работы в образовательных учреждениях в следующих размерах:

за первые 2 года работы - в размере 30%;

при стаже непрерывной работы от 2 до 5 лет - 40%;

при стаже работы свыше 5 лет - 50%.

Возможно поэтапное введение этой меры, например, сначала в отношении учителей, имеющих стаж непрерывной работы не более 5 лет.

2) Введение целевой контрактной подготовки специалистов из числа обучающихся в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования педагогического профиля, прежде всего для села, с предоставлением дополнительных гарантий, в том числе в виде ежемесячной социальной выплаты в течение 2-3 лет в соответствии с условиями контракта и трудового договора с работодателем.

3) Установление единовременного («подъемного») пособия молодым специалистам, окончившим образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования педагогического профиля и прибывшим на работу в образовательные учреждения по направлению органа управления образованием(конкретные условия и дополнительные гарантии, в том числе в виде ежемесячной социальной выплаты, целесообразно определять в трудовом договоре с работодателем на основе соответствующих решений органов власти).

4) Установление выплаты единовременного пособия на хозяйственное обзаведение выпускникам педагогических вузов, прибывшим на работу в образовательные учреждения в сельской местности (ранее указанное пособие было определено в размере до 6 месячных повременных тарифных ставок (окладов).

5) Создание реальных условий для молодых специалистов по участию в кредитовании, включая ипотечное кредитование, на строительство или приобретение жилья, в том числе в сельской местности.