Потребность победителей конкурса «Лучшие школы России», разъехавшихся после его окончания с наградами и подарками по домам, объединиться в общественную организацию, буквально через месяц собраться снова в Москве для создания ассоциации, только подтвердила мысль о том, что в системе российского образования люди действительно работают не за награды, а за идею. И идея у всех очень простая, чтобы наши дети со счастливой улыбкой каждое утро говорили: «Здравствуйте!» Здравствуй - школе, здравствуй - прохожим на улице, здравствуй - этому ослепительно счастливому миру, глаза на который им открыла школа.

В основе появления нашей ассоциации лежит не желание группы людей заявить о себе, а пока еще малозаметная, но настойчивая потребность современного общества и современной цивилизации, стремительно меняющейся с каждым днем, в ответах. В поиске правильных решений. Именно в это время очень важен и нужен голос учителя, голос школы. Именно в этот момент общество ощущает трудности и нуждается в советах.

Советчиков много, скажут мне, вызвался бы кто-нибудь поработать. И с этим сложно не согласиться! Если всех советчиков в нашем государстве собрать вместе, может получиться целый профсоюз. Но нам, к сожалению, чаще говорят: «А в ваших советах мы не нуждаемся!» И в этом виноваты мы сами, потому что за многие десятилетия разучились ходить самостоятельно, нас, как в детском саду, водят строем, и это главная сложность, которая мешает созданию действительно демократического государства, действительно гражданского общества. Когда школа как главный общественный институт, в чьих руках находится будущее любого государства, вспомнит, что современное общество - это общество ее учеников, и ученики не бывают бывшими, тогда она периодически будет спрашивать с них, а они будут нуждаться в ее советах.

Поэтому очень важно помочь школам вернуть ощущение своей значимости. Важно, чтобы укоренившееся в общественном сознании понятие «школе нужно помогать» заменилось на «школа поможет». А финансовая или материальная поддержка ей воспринималась не как помощь, а как гражданская обязанность каждого человека, вышедшего из этого прекрасного мира детства.

Современная цивилизация, прагматично осваивая достижения, навыки и бурным водопадом благ низвергая их на человека, совершенно не задумывается о том, какова цена этой золотой гонки. В вечной погоне за лучшей жизнью очень важно не утерять само человечество, так как суррогатные наслаждения способны незаметно для цивилизации заменить главное - это состояние истинного человеческого счастья. Проблема современной цивилизации, а значит, и современного образования, в духовной опустошенности, в кризисе общечеловеческих ценностей, в дефиците доброты, во всемирном вирусе золотой лихорадки. И помочь в ее решении может только школа!

Наступает эпоха учителей. Учителей в глубоком, изначально философском понимании этого слова. Именно эти основания и определяют первоочередные задачи современной школы. Задача школы - воспитать человека! Человека, способного все материальные блага современной цивилизации направлять на достижение человеческого счастья, а не беззаботного удовольствия; человека, способного созидать и творить, а не вытворять. В противном случае мы не только не оставим землю для наших потомков, но уже сегодня превратим наш мир в свалку материального и морального человеческого мусора.

Понимая главное, мы успешнее будем решать текущие проблемы современного образования. А их сегодня немало. Это и не совсем понятное правовое поле деятельности школы, противоречия между Законом «Об образовании» и Бюджетным кодексом. Это и экспансия в систему общего образования высшей школы, которая практически превратила школу в младшего брата. Это и, безусловно, важный, но измотанный бесконечными дискуссиями и скандалами ЕГЭ. Это и с беспокойством ожидаемая в школах реформа «поголовного» финансирования, где главным будет, сколько бы ни говорили, не качество, а количество! Иначе скоро появятся экономисты, которые обсчитают, что дешевле из-за рубежа приглашать готовых обученных учеников, чем содержать затратную сферу образования.

За небольшой период существования ассоциации мы уже ощутили реальную поддержку процесса зарождения и развития нашей организации. Руководители регионов поддержали создание региональных филиалов ассоциации. Созданные филиалы в Томской, Оренбургской, Ростовской областях, объединив в своих рядах наиболее авторитетные школы, уже сегодня могут рассчитывать на серьезное участие в решении проблем развития образования в своих регионах. Мы приняли активное участие в экспертизе школ в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в нескольких регионах страны. На совещании были представлены школы, которые участвовали в этом конкурсе и победили. Среди нас есть миллионеры! В определенном смысле этот момент вызывает искреннее уважение по отношению к государственной политике. Своеобразный момент истины, когда слово «миллионер» приобретает иное значение, невероятным образом преобразуется в новое понятие «школа-миллионер». Это действительно национальный проект! Если именно такие национальные проекты будут реализовываться в нашем обществе, то национальная гордость за наше государство из музеев снова перекочует в дом каждого россиянина.

Спасибо российским школам за то, что они не только не растеряли в смутное время перемен себя, но и подставили плечо государству, сохранив и выучив не одно новое поколение. Спасибо власти и государственной и профессиональной за то, что усиленно пытаются найти новые механизмы создания реальных условий для современной школы и современного учителя. Спасибо общественным организациям, средствам массовой информации, которые считают нужным и важным поддерживать российское образование, российскую школу, помогать ей, писать о ней, вникать в ее проблемы. Вместе мы действительно сделаем еще несколько шагов к лучшему сегодня и светлому завтра.

Александр Геннадьевич, кому конкретно принадлежит идея создания Ассоциации лучших школ?

- Участникам конкурса «Лучшие школы России».

- Как вы стали президентом ассоциации?

- Победил в альтернативных выборах. Решающим было, на мой взгляд, то, что я не москвич и не питерец.

- Какая из актуальных проблем образования была в центре вашего внимания в последнее время?

- Ранняя детская преступность. Эту проблему мы обсуждали на одном из последних совещаний Томского регионального отделения ассоциации.

- Что, на ваш взгляд, самое главное в школьном образовании?

- Плодотворный диалог ученика и учителя.

- Каков результат работы школы?

- Успешный выпускник.

- На что должна влиять школа самым решительным образом?

- На государственную политику в области образования, задавая власти вопросы и получая ответы.

- Какая школа лучшая?

- Школа, которую любит ученик, в которую он ходит с удовольствием и получает там знания, усваивает ценности культуры.

- В чем может заключаться элитарность образования?

- В содержании образования, но отнюдь не в отборе лучших детей.

- Когда возникает образовательная мода?

- Когда возникает опыт, который кому-то хочется перенять.