О плюсах и минусах преподавания

Россия - единственная страна мира, где дети в процессе изучения истории получают представление об истории всего человечества. То есть у нас готовятся всесторонне развитые, образованные люди. Большинство школьников на Западе изучают в первую очередь национальные истории, а у нас в учебном плане два курса - «Отечественная история» и «Всеобщая история». Это наше преимущество. Однако эти курсы в известной мере отделены друг от друга. Учебники тоже написаны - «кто в лес, кто по дрова» или повторяют друг друга. Скажем, раздел «Великая Отечественная война» существует и в одном курсе, и в другом. Таких примеров немало. Как попытка выхода из этого сложного положения сегодня возникли курсы «Россия и мир», «Россия в мире», даже есть учебники для их преподавания.

О дне сегодняшнем

У нас образовался методологический вакуум. Раньше была определенная схема исторического процесса: рабовладение, феодализм, проклятый капитализм, счастливое время социализма. Всем все было ясно, все были довольны, что есть один учебник. Уже лет пятнадцать мы живем в другой стране, в другом обществе, где, по крайней мере, исторические науки сменили парадигму. Исповедуется многофакторный метод, согласно которому нет единой методологической системы, а есть разные способы и методы объяснения мира и истории. Сюда вписывается и марксизм, который нельзя выбросить как элемент, который позволяет лучше раскрыть социально-экономические аспекты, другие школы, например, Макса Вебера, история цивилизаций Тойнби и так далее. Однако, по-моему, произошел некоторый перекос - раньше считалось, что все объясняет марксизм, теперь считается, что все объясняет история цивилизаций. А людям не совсем ясно, что такое цивилизация, хотя это объясняется в новых учебниках, но слишком много разных толкований. Учителю важно понять, что его задача усложнилась: теперь существуют разные способы объяснения исторических явлений.

Кроме того, учитель истории должен быть в курсе всех споров и дискуссий, которые ведутся по поводу его предмета. Педагог должен быть вооружен знаниями по спорным моментам, которых сегодня стало очень много, чтобы отвечать на вопросы своих учеников.

Сложная задача, у педагога и так много забот. Она решается двумя путями. Во-первых, педагогические вузы должны улучшить качество педагогического образования. Во-вторых, нужно выпускать как можно больше пособий для учителя, это уже наша задача.

Плюс к этому мы должны решить проблему: что важнее - знание или понимание? Что лучше: как можно больше сообщить ученику (при этом он что-то запомнит, но большую часть забудет) или научить его мыслить, оценивать явления и события?

Об учебниках

Количество учебников резко увеличилось. Раньше был один-два, а сейчас - неизвестно сколько. Пытались посчитать по грифам, которые выдает министерство и другие органы управления образованием, сколько у нас, например, учебников по истории. Оказалось, приблизительно около ста. Среди них учитель, по идее, должен выбрать наиболее подходящий для себя. Но на практике все намного сложнее. Учителю трудно разобраться в этой массе. Кроме того, у школ разные финансовые возможности.

Нынешние учебники, если говорить о всеобщей истории, - европоцентрические. В них почти не говориться об Африке, Латинской Америке. Этот пробел должен быть восполнен.

Старые учебники - это в основном политическая, социальная, экономическая история. Но у нас в учебниках истории совсем нет людей. Центр тяжести в мировой науке переместился на историю повседневности, то есть историю частной жизни. Это и нужно школе, детям: представления людей о жизни в разные периоды, о смерти, о том, что такое голод и болезни, быт, нравы, моды, как люди жили, как одевались, какая была структура пищи и так далее. Все это есть нынче во всех зарубежных учебниках. Хорошо бы и в нашей учебной книге акцент сместился с истории жизни лидеров на историю жизни простого рядового человека.

В нашей истории, в наших учебниках, в нашей жизни всегда превалировала история государства. Даже наши классики - Карамзин, Ключевский и другие - писали исключительно историю государства Российского. У нас всегда государство было и остается выше человека. Можно спорить, хорошо это или плохо, но наш народ к этому привык, мы всегда поддерживаем государственные меры и правильно делаем. Но я призываю понять, что история - это не всегда исключительно история государства, но и история общества, общественных структур.

В российской истории произошли существенные перемены. Раньше у нас были враги прогресса - все наши цари и императоры, а сегодня мы живем в каком-то странном мире, где самые лучшие люди на свете - наши цари и наши императоры. Это какой-то нонсенс! Я одного автора спросил: «Почему вы ничего не написали про 9 января, про расстрел, про попа Гапона?» Он молчит. Николай Второй не был ангелом, даже наша православная церковь отказывается причислить его к лику святых. Очень часто, к сожалению, в наших учебниках и книгах пытаются перевернуть историю.

Раньше, когда мы преподавали историю декабристов, они представали светлыми людьми, у которых были свои заблуждения. Но сейчас о них говорят совсем иначе. Они предстают какими-то отбросами общества! Я сам лично читал: мол, декабристы - первые российские террористы, потому что они вышли на улицы, а Пестель - главный антисемит России (у него были какие-то антиеврейские настроения, но антисемитом он не был уж точно). Такое смещение акцентов просто неприлично.

У нас было освободительное движение, дети воспитывались на образах активистов «Народной воли», Веры Фигнер, Софьи Перовской. Все это ушло сейчас из учебников. Это тоже считается каким-то террористическим направлением в истории России.

Во всеобщей истории ныне не изучается история мирового рабочего и коммунистического движения. В РАН ликвидировали все институты, этим не занимается ни одна живая душа. Я у себя в институте создал центр по социал-демократии, и меня постоянно спрашивают, зачем. Недавно я был на заседании, где предложил отметить 150-летие со дня рождения Георгия Валентиновича Плеханова. Меня спросили: «Зачем нашим людям нужен гражданин Плеханов?»

Предложение №1

В нашей школе когда-то была линейная система преподавания истории, сейчас концентрическая. Авторы новой концепции вполне резонно решили: до девятого класса дети должны пройти основные курсы, а в десятом-одиннадцатом школьники, которые не уходят в училища и техникумы, изучают углубленно ту же самую историю, но на более высоком уровне. Когда у нас была обязательная девятилетняя школа, это, вероятно, было оправданно, но сегодня мы постепенно идем к обязательной одиннадцатилетке. Несколько историков, в том числе и я, предложили перейти к линейной системе преподавания истории, сделать полноценный курс «Отечественная история», который должен привести ребенка в одиннадцатом классе к ХХI столетию - тому времени, когда мы живем. Эта идея понравилась министру образования и науки РФ Андрею Фурсенко, но я прекрасно понимаю, что ее реализация требует подготовительных этапов. Нельзя просто так отменить старое и ввести новое. Тем более что требуются новые учебники, даже новое поколение учебников. Чтобы вернуться к линейной системе преподавания, надо посоветоваться с образовательным сообществом.

Предложение №2

Я возглавляю Государственный университет гуманитарных наук. Это вуз, в котором нет штатных преподавателей. Каждый из десяти факультетов интегрирован с соответствующим институтом РАН. Это создает большие сложности, поскольку финансирование обычно выделяется на штатных преподавателей. Зато у нас есть возможность привлекать к работе весь цвет академии. У нас очень хороший уровень образования.

На базе нашего университета мы проводим два раза в год курсы повышения квалификации по новой и новейшей истории. Я хочу в порядке опыта организовать курсы повышения квалификации для школьных преподавателей. Для начала приглашаю пятьдесят учителей истории из лучших школ России - по одному от каждой школы. Две недели в весенние каникулы (с 20 марта по 1 апреля) за наш счет мы будем читать им лекции, беседовать, устраивать семинары и встречи с интересными людьми. Жить они смогут в нашем уютном общежитии для студентов и аспирантов.

Ждем ваших заявок!

Заявки присылайте по адресу:

Москва, Ленинский проспект, дом 32а, Институт всеобщей истории РАН. Директору Чубарьяну Александру Огановичу.