На семинар были приглашены руководители органов управления образованием муниципальных районов и городских округов, руководители образовательных учреждений, председатели территориальных профсоюзных организаций, бухгалтера и другие специалисты.

В своей беседе с журналистами лидер рескома профсоюза Светлана Пронина отметила: «Сегодня впервые за многие годы мы встретились в таком составе, чтобы обсудить актуальный и одновременно очень сложный вопрос - переход системы образования на нормативное бюджетное финансирование.

С 25 по 27 апреля в Санкт-Петербурге прошел всероссийский семинар-совещание «Модернизация системы общего образования. Нормативное финансирование и отраслевая система оплаты труда как механизмы повышения кадрового потенциала». Семинар был организован Министерством образования и науки РФ совместно с ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ. От нашей республики в семинаре участвовали я и Ринат Айратович Темирбаев, заместитель министра образования. Там мы заинтересовались проектом Натальи Типенко и решили, что информация, услышанная нами на семинаре, будет полезна и в республике».

Совещание открыла министр образования Башкортостана Зугура Рахматуллина. Затем слово было предоставлено Наталье Типенко. Она рассказала о целях проводимых реформ, о различиях между сметным и нормативным методами планирования бюджетных средств, о подходе к определению норматива. Особенно подробно Наталья Типенко остановилась на плюсах и минусах новой системы и постаралась объяснить, как наименее болезненно перейти к нормативному финансированию. А в заключение лектор ответила на вопросы участников семинара.

Основная цель введения нормативов - это повышение эффективности использования ресурсов образовательных учреждений, улучшение качества обучения. Очевидно, что и преимущества и недостатки подушевого финансирования мы почувствуем только тогда, когда республика перейдет на этот метод распределения бюджетных средств. Однако уже сегодня необходимо учесть опыт тех пилотных регионов, которые давно работают в этом направлении. В частности, это Самарская, Ярославская, Псковская области, Чувашия. В этих регионах обнаружился ряд проблем. Это и уменьшение объема финансовых средств при сокращении численности детей, и проблемы с финансированием малокомплектных сельских школ, и риск значительного сокращения работников при оптимизации сети.

При переходе на нормативное финансирование немаловажное значение будет иметь тесное сотрудничество социальных партнеров всех уровней: министерства и рескома профсоюза, органов управления образованием, учреждений и профсоюзных организаций на местах. И самое главное, нельзя допустить, чтобы в результате этого перехода пострадал учитель, от которого зависит успешное внедрение всех реформ и новаций.