«Мы рады, когда к нам приезжают коллеги, - отметила Галина Меркулова, предваряя рассказ о планах и перспективах российского профсоюза. - Мы учимся у вас, вы - у нас. Наша миссия - защищать интересы учительства, работников образования. Дело, которое мы с вами выбрали, нельзя назвать легким. Порой приходится спорить и дискутировать, на чем-то настаивать, иной раз переходить и к более активным формам протеста. Но акции и забастовки не есть цель профсоюза, это крайние, вынужденные меры. Сегодня мы стараемся решать все вопросы прежде всего за столом переговоров, развивая социальное партнерство с властью».

Маленькая скандинавская страна Дания входит в жизнь каждого из нас в раннем детстве. Вместе со Стойким Оловянным Солдатиком, отважной Гердой, добрым Оле Лукойе и другими героями прекрасных сказок Ханса Кристиана Андерсена. Однако современные датчане гордятся не только тем, что являются соотечественниками великого сказочника. Если бы существовал список предметов датской национальной гордости, одно из почетных мест в нем непременно заняло бы образование. Дания - страна практически всеобщей грамотности. Среди взрослых доля неграмотных не превышает 1%. Но, как и у нас, в системе образования Дании есть свои сложности. Андерс Кристенсен рассказал о тех задачах, над решением которых «бьется» профсоюз учителей.

Сейчас в стране идет процесс объединения муниципалитетов: сегодня их 272, а к 2007 году останется 93. Для такого маленького государства, как Дания, где проживает всего 6 миллионов человек, масштабная административная реформа - серьезное испытание. Естественно, произойдут изменения и в управлении образованием. Задача профсоюза - добиться того, чтобы эти изменения учитывали интересы учительства и протекали безболезненно.

Второй момент, который тревожит профсоюз, - усиление контроля государства над системой образования. В Дании, в отличие от многих стран Европы и США, формирование системы образования относится к привилегии государства. Учебные планы и программы, по которым обучаются датские школьники и студенты, составляются на основе государственных стандартов. Государственные ведомства осуществляют центральный контроль над всеми учебными заведениями. Правительство все больше вмешивается в образовательный процесс. Например, из центра вводятся новые порядки тестирования учащихся, аттестации преподавателей, чего раньше не было. Учреждения образования финансируют местные власти, а содержание образования определяется на государственном уровне. Отсюда нередко возникают конфликты по поводу различных проблем, связанных с условиями труда учителя. Большинство педагогов принимают нововведения в штыки. Нынешней весной профсоюз провел демонстрацию против изменений в образовательной политике. В ней участвовали 16 тысяч из 64000 работающих учителей - исключительный случай! Вообще, для Дании демонстрация - явление необычное.

Еще одна забота профсоюза - рабочее время учителя. По предложению работодателей директор школы должен определять, что каждый конкретный педагог делает в каждый отдельный час. Таким образом, учитель перестает быть центральной фигурой в образовании, что, несомненно, недопустимо. Аналогичный процесс сегодня происходит в Норвегии, Швеции, Финляндии. Профсоюз учителей Дании считает, что 24-часовая нагрузка может и должна определяться администрацией школы, но в остальном учитель должен самостоятельно регулировать свою деятельность.

Переговоры идут тяжело, но профсоюз настроен на победу. Чтобы добиться успеха, он старается заручиться поддержкой других слоев общества. Например, руководителей промышленных предприятий, которые не одобряют предложенный правительством подход к системе образования. Изменения в образовании коснутся и промышленности, поскольку изменится и работник, приходящий на предприятие. Привыкший выполнять распоряжения сверху, он перестанет быть творцом, считают многие руководители. «Ценность нашей системы образования, - говорит Андерс Кристенсен, - в креативности наших учащихся, самообразование - основа системы обучения. Естественно, мы выйдем со своими предложениями перед выборами в парламент».

В заключение председатель профсоюза учителей Дании отметил:

- У нас маленькая страна, и нам просто необходимо развивать контакты с другими государствами. Возглавив профсоюз три года назад, я и не предполагал, что у нас так много друзей по всему миру. Дружественные визиты помогают развивать сотрудничество, обмениваться опытом, вырабатывать как общую, так и внутреннюю стратегию профсоюза. Ваш лозунг «В единстве - сила!» применим ко всему профсоюзному движению.

Елена ЕЛШИНА, главный специалист ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ