ПЕНСИЯ

Аналогичный вопрос задает Анатолий ИВАНОВ, г.Великий Новгород

Федеральный закон от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изменениями на 26 апреля 2004 г.) в пункте 3 статьи 10 определяет, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчёта один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2001 года (по гражданским делам), утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 26 сентября 2001 года, указано следующее. В абзаце 2 пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» изложена специальная норма, в соответствии с которой время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ.

Исходя из анализа абзацев 1 и 2 пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», можно сделать вывод о том, что законодатель специально урегулировал включение времени прохождения военной службы при установлении пенсии за выслугу лет в абз.2 п.3 статьи 10 данного Закона.

Таким образом, время прохождения военной службы военнослужащими засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии за выслугу лет только в случае прохождения службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, если они включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ.

Во всех остальных случаях время прохождения военной службы учитывается для назначения пенсии на общих основаниях и при досрочном назначении трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью учитываться не может.

В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, засчитывается лишь работа в должностях и в учреждениях, поименованных в «Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.

Таким образом, период нахождения на военной службе по призыву не будет засчитан в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Время нахождения на военной службе по призыву будет засчитано в трудовой стаж и педагогический стаж при установлении разряда оплаты труда в соответствии с ЕТС.

СУБСИДИИ

Каким нормативным правовым актом определен порядок предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг?

В конце прошлого года было издано постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Этим постановлением утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Они разработаны в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и определяют порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Определено, что субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на субсидии имеют: пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Субсидии предоставляются указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

Если наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, члены жилищного или жилищно-строительного кооператива, собственники жилого помещения проходят военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо осуждены к лишению свободы, либо признаны безвестно отсутствующими, либо умерли или объявлены умершими, либо находятся на принудительном лечении по решению суда, то субсидии предоставляются членам их семей при условии, что они продолжают постоянно проживать в ранее занимаемых совместно с этими гражданами жилых помещениях.

Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Решения о предоставлении субсидий принимаются органами местного самоуправления или управомоченными ими муниципальными учреждениями.

УВОЛЬНЕНИЕ

Подлежит ли прекращению трудовой договор с работницей в случае восстановления по решению суда работника, ранее занимавшего эту должность, если это происходит в период беременности женщины?

Согласно пункту 2 статьи 83 Трудового кодекса РФ трудовой договор подлежит безусловному прекращению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в числе которых - восстановление работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда. При этом прекращение договора допускается при невозможности перевода на другую работу.

В обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 1 марта 2006 г., при анализе дел, возникающих из трудовых правоотношений, указано следующее.

Поскольку в указанном случае увольнение имело место не по инициативе работодателя, ссылка на пункт 1 статьи 261 Трудового кодекса РФ, запрещающий расторжение трудового договора с беременными женщинами именно по инициативе работодателя, является безосновательной. Такой вывод сделан Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 30 сентября 2005 г. по делу № 26-ВПР05-4.

ОТПУСК

Я работаю в средней школе заместителем директора по безопасности труда и жизнедеятельности. При определении отпуска эту должность не засчитали как педагогическую. Согласно должностной инструкции моя деятельность напрямую связана с детьми. На какие источники можно сослаться, чтобы определить вышеуказанную должность как педагогическую?

В постановлении Правительства РФ от 1 октября 2002 г. № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» (с изменениями от 29 ноября 2003 г.) указано, что ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней предоставляется заместителям руководителей образовательных учреждений и руководителям структурных подразделений образовательных учреждений в случае, если их деятельность связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом или методической (научно-методической) работой.

Деятельность заместителя директора по безопасности не связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом или методической (научно-методической) работой, следовательно, у таких работников нормальная продолжительность отпуска - 28 календарных дней.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781) предусматривает включение в специальный стаж периодов работы в общеобразовательных школах в должности заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом. Таким образом, время работы в должности заместителя директора по безопасности не будет учитываться при исчислении стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.

ОХРАНА ТРУДА

Какими нормативными актами определен порядок проведения государственной экспертизы условий труда?

Статья 21 Федерального закона от 17 июля 1999 года №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» устанавливает, что государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда.

В соответствии с этой статьей Правительство Российской Федерации приняло постановление от 25 апреля 2003 года №244 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации».

Указанное положение устанавливает порядок проведения в Российской Федерации государственной экспертизы условий труда, осуществляемой Министерством труда и социального развития РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Государственной экспертизе условий труда, в том числе проводимой по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов, подлежат документация и материалы по условиям и охране труда.

Органы исполнительной власти, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право в процессе проведения экспертизы запрашивать у ее заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Срок проведения государственной экспертизы условий труда определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных на экспертизу документации и материалов, но не должен превышать одного месяца. В исключительных случаях срок проведения государственной экспертизы условий труда может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Экспертное заключение должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Экспертные заключения подлежат хранению органами исполнительной власти в течение 5 лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством Российской Федерации.

Сергей ХМЕЛЬКОВ, главный специалист по правовым вопросам ЦК Профсоюза работников народного

образования и науки РФ