И Т О Г О В Ы Й Д О К У М Е Н Т

международной профсоюзной конференции

21-22 марта 2006 года г. Москва

Современный этап развития образования в мире характеризуется процессами глобализации, стандартизации, децентрализации и информатизации, вхождения в рыночную среду.

В новом тысячелетии проблемы образования становятся приоритетными во всем мире. Именно образование определяет будущее отдельных наций и человечества в целом.

Не случайно повестка дня саммита «большой восьмерки» в г. Санкт-Петербурге включает и вопросы развития образования.

Приоритеты образования перед другими сферами деятельности человека определяются необходимостью демократизации общества, динамичным развитием экономики, ростом международной конкуренции. Открытость образования подразумевает способность национальных систем гибко реагировать на глобальные тенденции.

Основные опасения, связанные с происходящими мировыми тенденциями, относятся к частичной утрате национального суверенитета и потере культурного «лица нации». Вместе с тем, уклонение от происходящих мировых процессов в образовании представляется нерациональным в условиях набирающей темпы научной и информационной революции, а также интернационализации хозяйственной жизни, создания условий для свободного перемещения трудовых ресурсов, товаров и услуг.

По оценке ООН, образование от начальной школы до непрерывного обучения на протяжении всей жизни – ключ к новой глобальной экономике.

Сегодняшние проблемы российской системы образования являются отражением ситуации в мире - это вопросы качества образования, доступность, эффективность образовательных систем, непрерывность и открытость образования.

Вхождение российского высшего профессионального образования в европейское образовательное сообщество в рамках Болонского процесса требует структурной перестройки системы высшего профессионального образования России под стандарты Болонской декларации.

Мировые тенденции в образовании предъявляют новые требования и к личности учителя, который должен быть творческой индивидуальностью, обладающей оригинальным, проблемно-педагогическим и критическим мышлением.

Основной задачей профессионального сообщества, включая профессиональные союзы, является формирование модели учительской профессии, которая бы отвечала современным требованиям образовательной политики, включая умение ее реализовать.

Одним из характерных явлений современного образования является децентрализация национальных систем. Этот бурно развивающийся с конца 80-х годов процесс явился проявлением идей рыночной экономики, требующей демократического устройства всех уровней государственного управления, закрепления определенных властных и финансовых полномочий за местными органами.

Два важных фактора, влияющих на процессы децентрализации образования в Европе, это - восприятие Евросоюзом образования как инструмента соперничества на глобальном рынке труда и стремление ВТО вовлечь образование в условия рынка.

Процессы децентрализации в российской системе образования продолжаются более десяти лет, но носят неоднородный и многоплановый характер. Наиболее глубоко децентрализация затронула управление и финансирование дошкольного и общего образования.

С децентрализацией тесно связаны проблемы стандартизации, непосредственно влияющие на качество образования. Мировой опыт свидетельствует, что наиболее перспективным подходом является доминирующее участие государства в установлении стандартов, обязательных для общего образования.

Программные документы Правительства РФ в области образовательной политики свидетельствуют о понимании значения образования для будущего страны и учете существующих мировых тенденций, намерении скорейшего включения системы образования в рыночную среду.

Такое стремление правительства в короткие сроки внедрить рыночные механизмы в сферу образования на неподготовленную почву - недостаточная платежеспособность населения, низкая заработная плата работников образования, неподготовленность большинства образовательных учреждений работать в рыночной среде - неизбежно наталкивается на непонимание и, как следствие, сопротивление большей части педагогического сообщества предлагаемым изменениям.

Участники международной конференции, обсудив существующие современные мировые тенденции в образовании, вопросы российской образовательной политики, а также возможные аспекты участия профсоюза в ее реализации, считают и заявляют:

- образование должно оставаться общедоступным, качественным, бесплатным общественным благом, а не превращаться в коммерческую услугу. Образование – это будущее страны, общегосударственное достояние, символ гражданского общества;

- все уровни государственной власти в интересах общества и государства обязаны обеспечивать реальные и адекватные капиталовложения в развитие образования и обеспечение его качества;

- государство должно вернуться к активной и внятной поддержке общественного образования, преодолеть негативные последствия децентрализации в условиях сохраняющейся резкой дифференциации в уровнях финансовой обеспеченности регионов и особенно муниципальных образований;

- необходимо совершенствовать работу по стандартизации в сфере образования, в том числе образовательных программ, квалификационных требований к работникам и требований к качеству выполняемой работы, условий труда, оснащенности рабочих мест работников образования, по определению нормативов бюджетного финансирования, минимальных государственных стандартов (гарантий) в оплате труда работников и т.д.;

- необходимо обеспечение условий для развития самостоятельности образовательных учреждений, учителей и преподавателей в использовании методов и технологий обучения, в том числе путем увеличения финансирования на эти цели;

- в современных условиях перед Профсоюзом стоят задачи расширения основных направлений деятельности, связанных с вопросами содержания и государственных стандартов образования, повышения квалификации работников, развития образования в целом наряду с основополагающими вопросами защиты заработной платы и условий труда;

- профсоюзные организации не могут оставаться в стороне от решения проблем, связанных с обеспечением конкурентоспособности педагогической профессии;

- важно совершенствовать участие профсоюза в разработке предложений по совершенствованию экономических механизмов и управления образованием с целью достижения привлекательности педагогической профессии и повышения её общественного статуса;

- в ближайшие годы образование страны столкнется с опасностью значительного высвобождения педагогических работников в связи с демографической ситуацией, в связи с чем профсоюзные организации обязаны самым внимательным образом отслеживать ситуацию с занятостью, быть готовыми предложить превентивные меры для предотвращения резкого роста безработицы среди педагогических работников;

- необходимы новые формы взаимодействия Профсоюза с органами государственной власти и местного самоуправления в целях достижения согласованных решений, направленных на развитие образования, повышение его качества и эффективности работы педагогических кадров на основе повышения уровня их социально-экономической защищенности;

- необходимо признание профсоюза и его студенческих организаций равноправными партнерами Министерства образования и науки РФ и включение представителей Профсоюза в комиссии, рабочие группы и структуры, занимающиеся вопросами реализации Болонского процесса.

Участники конференции – представители Европейского комитета профсоюзов образования, профсоюзов России, Германии, Голландии, Израиля, Латвии, Швеции подтверждают свое стремление к дальнейшему развитию и укреплению сотрудничества профсоюзов работников образования в рамках Интернационала образования с целью оказания влияния на формирование политики в области образования.

Участники конференции осознают, что в современных условиях только повышение открытости и прямое обращение Профсоюза к обществу будут способствовать формированию коалиций различных институтов гражданского общества, искренне заинтересованных в улучшении положения в российском образовании, в отстаивании высокого социального статуса учителя, преподавателя, адекватной оценки их труда и роли в обществе.

Участники международной конференции понимают, что усиление роли Профсоюза в развитии демократии в обществе зависит от усилий всех профсоюзных организаций, каждого члена профсоюза, направленных на укрепление профсоюзного единства.