Шоковый эффект произвели результаты исследования PISA по международной оценке знаний учащихся. Выяснилось, что пятнадцатилетние немецкие школьники имеют слабые знания по литературе, математике, научным дисциплинам. Этот шок вызвал широкий общественный резонанс, дискуссии в обществе, поиск путей совершенствования школьной системы и привел к радикальным изменениям в обучении. Профсоюз активно участвует в работе по повышению качества преподавания в школе. В Германии действует несколько крупных проектов по обновлению школ, некоторые из них финансируются из частных фондов.

Сегодня в стране развиваются тенденции обучения детей в школе начиная с более раннего возраста. Большинство школ - это школы продленного дня с особым акцентом на изучение иностранных языков. Различные проверки, тесты, процесс оценки знаний идут по всей стране, федеральная политика в некоторых частях Германии подразумевает существование нормы на качество, работу школьной инспекции. Школам разрешается действовать более свободно, они получают все большую независимость.

Что касается педагогов, то они обычно нанимаются на работу федеральным правительством и направляются в определенные для них школы. В Германии учитель имеет такой же статус государственного служащего, как, например, полицейский. Для учителей это означает, что правительство должно обеспечивать им тот же уровень доходов в течение всей жизни, что и госслужащим, они не могут быть уволенными (для этого нужно стать преступником), не могут участвовать в акциях протеста и должны быть очень лояльными по отношению к государству. Некоторые учителя - наемные работники, они не имеют льгот и могут бастовать в случае своего несогласия с действиями власти. Когда государство хочет сократить их доходы или увеличить продолжительность рабочего времени, они бастуют. Таким же образом федеральное правительство поступало по отношению к государственным служащим два года назад, и профсоюз считает, что учителя должны быть наемными работниками, а не госчиновниками.

Во всех сферах отношения на уровне «работник-работодатель» в настоящий момент претерпевают фундаментальные изменения, которые связаны с различными типами дерегулирования процессов труда. Эта система также имеет тенденции к автономности, то есть свободе от директив, положений, инструкций. Новая роль школьных властей - поставлять информацию и координировать деятельность. Производственные советы, как считается, должны забыть о защитной роли и больше внимания уделять взаимоотношениям с администрацией. Нам не просто общаться с членами нашего профсоюза, поскольку автономные школы занимают все более важное место в представительстве интересов работников, и нам приходится искать новые решения, чтобы соответствовать потребностям таких автономных школ.

Сегодня в Рейн-Вестфалии реализуется проект «Самостоятельные школы», который поддерживают правительство, частный фонд и частично наш профсоюз. Никогда раньше государство, профсоюз и частное предприятие не вступали в такое сотрудничество. Но сегодня профсоюз посчитал этот шаг необходимым, чтобы иметь возможность участвовать в управлении школой и представлять интересы работников. Наша цель - повышение качества преподавания, а также совершенствование структуры сотрудничества между администрацией школ, руководством и представителями работников.

Возражает ли наш профсоюз против появления все большего количества самостоятельных школ? Есть, конечно, определенный риск, что профсоюз им не понадобится. Надежда на себя, которую предлагают каждому учителю, - часть новой либеральной политики администрации с целью экономии средств. Самостоятельность может привести к дерегулированию условий труда и появлению различий между разными категориями наемных работников. Кроме того, существует серьезная проблема социального отторжения в системе образования, которая со временем обостряется. Все более заметна взаимная зависимость социального происхождения и успешного обучения в Германии.

Позиция профсоюза по отношению к самостоятельным школам была выражена на конгрессе в Эрфурте в прошлом году. Мы считаем, что школы должны осознавать сложность образовательных процессов. Во многих школах от учащихся ожидают, чтобы они не просто запоминали больше, но и делали больше в процессе обучения. Мы должны точно сформулировать требования к ученикам. Мы думаем, что самостоятельные школы разработают собственные критерии, которые будут удовлетворять всех учителей и учащихся. Представители бизнеса, общественных структур и наш профсоюз должны стать партнерами по сотрудничеству, однако разные группы из политических и экономических интересов не должны иметь права на вмешательство во внутренние дела самостоятельных школ. Профсоюз решительно поддерживает систему демократических и частично независимых школ, существующую под ответственностью государства, и выступает против попыток приватизации системы образования.