В нашем профсоюзе состоят около 90% педагогов. Работники муниципального и государственного секторов имеют те же права, что и работники частного сектора во всем, что касается заключения коллективных договоров и применения конфликтных методов борьбы за свои права. Иными словами, учителя, работающие в общественном секторе образования, имеют возможность проводить забастовки. Однако профсоюз предпочитает развивать сотрудничество с работодателями, мы полагаем, что это более эффективный путь для достижения желаемых результатов.

До конца 80-х годов прошлого столетия ответственность за систему образования была распределена между государством и муниципалитетами следующим образом. Государство заключало коллективные договора о зарплате и других условиях трудового найма, а также подробно определяло, как должна работать система образования. Муниципалитеты делали то, что решало государство, - строили школьные здания, закупали учебники и выплачивали зарплату учителям. Муниципальные расходы, связанные с этими обязанностями, оплачивались из государственных средств. Но муниципалитеты хотели, чтобы вся ответственность за общеобразовательную систему вместе с финансовыми ресурсами перешла в их руки. Таким образом, муниципалитеты могли бы найти лучшее решение разнообразных местных проблем. Общей тенденцией развития Швеции в 90-е годы прошлого столетия стала децентрализация, поэтому представителям муниципалитетов было нетрудно победить политиков на национальном уровне. В результате шведский парламент принял закон о передаче ответственности за общеобразовательную систему в руки муниципалитетов. Сторонники этой политики имели в парламенте абсолютное большинство, поэтому наилучшая стратегия для нас была в том, чтобы вести переговоры и добиться оптимальных результатов при переходе на новые условия. Эта стратегия оказалась успешной. Учителя общеобразовательных школ получили повышение зарплаты и улучшение условий труда.

Ответственность за школы перешла в руки муниципалитетов, и переговоры о зарплатах в общественном секторе стали более индивидуализированы. Профсоюз учителей Швеции все-таки хотел, чтобы зарплаты педагогов устанавливались именно коллективными договорами на национальном уровне. Это было важным аргументом для сохранения целостности школьной системы. Такая позиция профсоюза в середине 90-х годов была обусловлена тем, что учителя оставались единственной в стране группой трудящихся, которая не имела коллективных договоров на муниципальном уровне. Пользуясь этим, шведская Федерация органов местного самоуправления, с которой наш профсоюз ведет коллективные переговоры на национальном уровне, решила дискриминировать учителей на переговорах о зарплатах. Мы решили, что эти условия требуют иной стратегии. Первым делом Профсоюз учителей Швеции и Национальный профсоюз учителей Швеции создали совместный совет, чтобы разговаривать с работодателями с единой позиции. Потом мы старались найти те точки соприкосновения, где профсоюзы и муниципалитеты имеют общие интересы. На основе этих общих интересов в 1995 году был заключен коллективный договор с новым содержанием. Во-первых, учителя взяли на себя расширенную ответственность за деятельность и развитие школы. Это был важный шаг для профессионального развития шведских педагогов, чтобы они могли пользоваться репутацией высококвалифицированных специалистов. Во-вторых, многие положения предыдущих национальных коллективных договоров были отменены, вместо этого муниципалитеты и представители профсоюзов должны были заключить местные договоры, регулирующие эти вопросы. В-третьих, переговоры о зарплатах стали индивидуализированными, то есть вместо принципа «всем учителям - одинаковую зарплату» стороны согласились с принципом «хорошим учителям - хорошую зарплату». В течение десяти лет средняя зарплата шведских учителей в реальном выражении увеличилась почти на 50%. Сейчас большинство педагогов хотят самостоятельно вести переговоры со своим руководством о зарплате, а десять лет назад все они считали, что это должен делать профсоюз. Однако нужно отметить, что повышение учительских зарплат в последние годы не было таким, как бы всем того хотелось, и неизвестно, как будет складываться положение в дальнейшем.

Какие выводы могут сделать шведские профсоюзы после 15 лет децентрализации? Во-первых, когда мы нашли общий интерес с работодателями, мы добились успеха. Во-вторых, переход работодателей и профсоюзов от конфронтации к сотрудничеству потребовал долгого времени. Сейчас большое внимание уделяется децентрализованной системе образования, находящейся на уровне муниципалитетов, но мы хотим, чтобы управление переходило в руки учителей, а не в руки муниципальных политиков. В-третьих, при определенных условиях учителями становятся люди без соответствующего уровня образования, что препятствует повышению статуса и зарплаты педагогов, особенно в ситуации большого спроса на учительские кадры. Сейчас мы много занимаемся этим вопросом. В-четвертых, решение местных проблем требует дополнительных знаний и повышения квалификации местных представителей профсоюза, как и представителей муниципалитетов. Конечно, может быть, самый важный вывод заключается в том, что нашим профсоюзам надо обязательно работать вместе. Вместе мы - сила, по отдельности - каждый слабый.